Статья посвящена вопросам профессиональной этики государственных гражданских служащих, различию типовых кодексов государственных гражданских служащих, показан пример кодекса, как и что должно быть прописано в нём.
Ключевые слова: этика, профессиональная этика, государственная служба, типовой кодекс этики служебного поведения государственных служащих Российской федерации и муниципальных служащих.
The article is devoted to the issues of professional ethics of civil servants, the difference between the model codes of civil servants, shows an example of the code, how and what should be spelled out in it.
Keywords : ethics, professional ethics, public service, model code of ethics of official conduct of civil servants of the Russian Federation and municipal employees.
Государственная служба как социальный институт непосредственно связана с ролью государства в жизни общества и играет одну из первостепенных ролей в обеспечении всех основных задач, стоящих перед системой государственного управления, от уровня профессионализма и эффективности деятельности государственных служащих напрямую зависит и уровень жизни населения, и вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Представляется очевидным, что государственная служба выступает своеобразным мостом между государством и обществом, государством и гражданином [3]. Государственный служащий не просто сотрудник, занимающий определённую должность в структуре государственной власти и государственного управления, а олицетворение государства в глазах населения, выразитель и защитник его интересов [6].
Важной характерной чертой государственной гражданской службы является наличие у гражданского служащего особого социально-правового статуса. Особый статус для чиновников определен той ролью, которую выполняет институт гражданской службы в государственном управлении и жизни общества.
Специфика статуса государственных гражданских служащих обуславливает необходимость особого отношения к вопросам, связанным с нормами этики и служебного поведения [1]. Профессиональная этика государственного служащего может пониматься как совокупность нравственных принципов и норм, исторически сложившаяся в практике государственной службы, выражающая моральные требования к его духовности, назначению и содержанию деятельности, характеру взаимоотношений с государством, обществом, гражданами [2].
Большая социальная значимость некоторых профессий предопределяет и повышенную ответственность перед обществом представителей этих профессий. Одним из препятствий на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений является этический кодекс [2, c. 41]. В этой связи, в настоящее время в России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Так, в 2011 году, в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей был утвержден Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих [8], на основе которого органы государственного управления должны были составить свои кодексы этики основываясь на своей деятельности и специфики работ.
Кодекс этики представляет собой нормативный акт, принятый представителями конкретных профессий, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение [4]. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно — значимых профессий [4, c. 39]. Иными словами, действующий и эффективный кодекс профессиональной этики — это структурированный документ, в котором могут быть прописаны примеры, разъяснения либо ограничения по действиям или же бездействию работника в той или иной «нестандартной» ситуации. Документ должен раскрывать суть «проблемных» вопросов и подталкивать человека к морально — правильным действиям и предостерегать от нарушений поведения, ошибок.
Причин принятия этических кодексов можно назвать несколько. Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и должностные обязанности конкретных специалистов не могут охватить своим регулированием все нюансы профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения работника. Во-вторых, проблема повышения уровня высокоморального общества или, высоконравственного человека, — один из пунктов Указа о «стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденный Президентом РФ, следовательно, обязательный к выполнению. Одна из функций кодекса — корреляция необходимого прироста нравственности [7].
Действенные профессиональные кодексы этики не должны носить декларативный характер, не должны состоять из слишком общих, обтекаемых формулировок, а должны, учитывая особенности профессиональной деятельности и те специфические проблемные ситуации, которые могут возникать в данной профессии, отвечать на сложные с точки зрения профессиональной этики вопросы, служить ориентиром в решении сложных этических проблем.
Если обратиться к содержанию существующих на сегодняшний день в органах государственного управления этических кодексов, с точки зрения их возможности служить ориентиром в сложных профессиональных ситуациях, следует в первую очередь заметить, что в подавляющем большинстве случаев, данные кодексы практически дублируют положения Типового кодекса и Федерального закона № 79-ФЗ, и, соответственно, не учитывают специфику деятельности конкретного органа государственного управления. Кроме того, вопросы ответственности за нарушение Кодекса, как правило, прописываются размыто, и ответственность, чаще всего, предполагается в форме морального осуждения [1].
В этой связи представляется, что в процессе формирования этических норм для гражданского служащего необходимо учитывать, что данная категория граждан объективно наделена властью и полномочиями, которые могут оказывать многосторонний эффект, по этой причине кодекс этики гражданского служащего должен соблюдать дополнительные этические требования [5].
Необходимо прорабатывать принимаемые документы по принципу «с чистого листа», как можно меньше ссылаться на источники предыдущей (устаревшей морально) информации. В работе с обществом, коллективом, соблюдая иерархичность организаций, — искоренять «закоренелость системы» — пытаться «вдохнуть» в сложившиеся образы мышления, методики принятия решений и устаревшие взгляды, — менять на современный лад. Приводить в жизнь новые идеи, культивировать накопленный опыт и связывать с современными технологиями. Стараться писать открыто о проблемной теме конкретного органа исполнительной власти, не «опасаясь» порицания, как со стороны руководства, так и гражданского мнения — работа над проблемой это и есть основной объект декларируемого документа.
В современных реалиях, при повышенном уровне недоверия граждан к органам государственной власти, владение необходимым уровнем знаний, следование этическим нормам государственных служащих может способствовать повышению уровня доверия к государственному институту со стороны населения, и повышению эффективности деятельности системы государственной службы в целом.
В заключении можно отметить, что знание и соблюдение этического кодекса — условие профессионального успеха и роста карьеры, которое несомненно будет контролируемо обществом во всех социально-значимых профессиях.
Литература:
- Астенова О. А., Осипова Д. В. Этика государственных гражданских служащих как фактор, влияющий на корпоративную культуру // Аллея науки. 2018. Т. 5. № 4 (20)
- Бутова Т. В. Кривцова М. К. Цихоцкий Ф. Н. К вопросу о профессиональной этике государственного служащего. / Т. В. Кривцова, М. К. Цихоцкий, Ф. Н. Бутова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук. — 2014. — № 19.
- Кашина, М. А., Вагина Л. В. Социология для государственных служащих / М. А. Вагина, Л. В. Кашина. — Санкт-Петербург: СЗАГС, 2006. — 392 c. — Текст: непосредственный.
- Малиновский, А. А. Российское законодательство: состояние и проблемы Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. / А. А. Малиновский. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2008. — № 4.
- Минеева, Т. М. Развитие нравственной культуры государственных гражданских служащих при реализации программ дополнительного профессионального образования. / Т. М. Минеева. — Текст: непосредственный // Вестник ТГПУ. — 2015. — № 8. — С. 161.
- Охотский. Государственный служащий: статус, профессия, призвание / Охотский, В. Е. —: Экономика, 2011. — 268 c. — Текст: непосредственный.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. — Текст: электронный // http://publication.pravo.gov.ru: [сайт]. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 13.11.2021).
- Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих российской федерации и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21). — Текст: электронный // http://www.consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113505/ (дата обращения: 11.11.2021).