В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана характеристика национальных проектов как метода государственного управления и достижения стратегических задач государственного развития. Сделан вывод о высокой эффективности проектного управления в системе государственного менеджмента и необходимости расширения практики его применения.
Ключевые слова : проектное управление, Российская Федерация, государственная власть, менеджмент.
Внедрение проектного подхода в деятельность органов исполнительной власти является актуальной и приоритетной задачей. Целью внедрения проектного подхода является мобилизация и структурирование бюджетных ресурсов при заданных ограничениях для достижения запланированных результатов. Однако специфика деятельности органов исполнительной власти, заточенная под процессный подход, не позволяет в полной мере реализовывать принципы проектного управления. В связи с чем учет особенностей внедрения проектного подхода в органы государственной власти на сегодняшний день является актуальной исследовательской задачей.
Начиная с 2005 года и до настоящего времени в Российской Федерации в государственном управлении активно внедряется и применяется программно-целевой подход. Суть его заключается в том, что стратегия развития страны конкретизируется рядом целевых показателей. Для их достижения разрабатываются национальные проекты и государственные программы, охватывающие все стороны социального и экономического развития. Реализация проектов и программ предполагает реализацию конкретных мероприятий и элементов проектной деятельности как на федеральном, так и региональном уровнях. Поэтому проектное управление становится инструментом реализации задач социально-экономического развития страны.
В настоящее время проектное управление стало основным инструментом реализации национальных проектов, утвержденных в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1], впоследствии дополненными Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2]. Национальные проекты, для практической реализации декомпозируются на федеральные и региональные проекты, осуществлением которых занимаются региональные проектные офисы, активно создававшиеся с 2016 года в субъектах Российской Федерации.
Разработка и реализация приоритетных национальных проектов России, о начале деятельности которых на встрече с Правительством РФ, президиумом Государственного совета и представителями Федерального собрания в 2005 году объявил Президент В. В. Путин, стала первым опытом применения проектного управления, как инструмента реализации государственной социально-экономической политики. В число приоритетных нацпроектов вошли проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». Работа по реализации данных проектов велась в течение двух лет. Причиной, по которой проектную методологию выбрали в качестве одного из инструментов осуществления стратегии развития страны, стали её свойства, а именно — способность решать конкретные задачи в сжатые сроки.
Приоритетные национальные проекты являлись первым опытом для государственных исполнительных органов страны. И хотя внедрение нового формата управления не было адаптировано к сложившейся культуре госуправления, опыт проектной работы стал катализатором системных преобразований и освоения проектного менеджмента. Формирование проектного подхода в госуправлении, как инструмента реализации стратегических целей развития государства совпадает с периодом президентства Д. А. Медведева. Обязанности по работе в направлении достижения целей проектного управления распределены между федеральными и региональными органами власти.
Проект представляет собой многосоставное уникальное мероприятие, подразумевающее внедрение нового, имеющее временные и ресурсные ограничения, установленный порядок реализации, который формируется по указанию заказчика проекта. Проектное управление представляет собой способ работы с целями и задачами путем ведения отдельных проектов, объединенных общей корпоративной стратегией. Концепция проектного управления появилась больше шестидесяти лет назад. Его принципы до сих пор продолжают совершенствоваться во многих странах. За время существования и разработки разных аспектов данного понятия появились экспертные организации, деятельность которых направлена как на совершенствование проектного менеджмента, так и на введение в использование наиболее оптимальных методов [4, с. 115].
Органы государственного управления осуществляют проектное управление не так, как это делают хозяйствующие субъекты. Во-первых, отличаются цели проектов. Государство стремится к социальным результатам, хозяйствующие субъекты — к получению прибыли. Во-вторых, проекты имеют ограниченный бюджет и поле деятельности, что, по большей части, относится к конкурсам проектов. Помимо этого, государственные проекты контролируются различными ведомствами и исполнительными органами государственной власти высших ступеней. Данные меры нужны для прозрачности: за ходом проекта может следить общество, промежуточные и итоговые результаты проектной деятельности подлежат публикации.
Структура руководства проектами в РФ распространяется для того, чтобы повысить эффективность руководства проектной деятельностью с помощью применения ряд принципов:
— установление общих национальных целей;
— ориентация на современные технические средства и лидирующие позиции в мировом пространстве;
— переход через межведомственные препятствия и облегчение процесса согласования и оформления документации;
— применение автоматизированных систем руководства проектной деятельностью в области контроля реализации проекта или программы на разных уровнях управления;
— контроль уровня ресурсов и рисков в ходе работы над проектами или программами;
— стратегическое планирование социально-экономического развития для разных уровней [3, с. 41].
Национальные проекты особой важности реализуются с помощью государственных программ, состоящих как из федеральных программ, так и из региональных, рассчитанных на долгий срок. Общепринятое мнение говорит о том, что целевые программы исполняли в России и в сфере финансового планирования, и в сфере управления бюджетным законодательством. Паспорт проекта — это главный его документ, в котором есть информация о предполагаемых результатах проекта, о членах проектной команды и руководителях проекта, временных рамках и о взаимодействии с иными проектами. План-график проекта представляет собой документ, который входит в Паспорт проекта, работу над которым проводят государственные органы. План должен состоять из полного списка запланированных проектных мероприятий, временных рамок, установленных для выполнения проекта, списка лиц, ответственных за реализацию. Также с помощью плана можно обозначить контрольные точки. При реализации проектов в государственных органах, как правило, иерархия, распределение ответственности и риски реализации проекта остаются без внимания. Президент РФ поручает Правительству РФ создавать паспорта национальных проектов. Правительство, в свою очередь, представило отчет, который говорит о том, что оно справилось с задачей: разработало необходимые документы, содержащие в себе подробный список мероприятий, направленных на достижение результатов национальных проектов, установленных соответствующим Указом Президента РФ.
Национальные проекты ориентированы на усиленное развитие России в научно-технической и социально-экономической сферах. Разрабатываемые мероприятия предназначены для изменения демографической ситуации, в том числе, роста численности населения РФ, а также на рост качества жизни и формирование комфортной городской среды. Таким образом, у национальных проектов есть несколько показателей, которые необходимо исполнять:
— введение в использование инновационных технологий в экономической и социальной сферах;
— увеличение уровня комфорта городской среды, повышение ее качества и уменьшение количества населенных пунктов с некомфортной городской средой;
— увеличение качества условий для предпринимательства;
— выведение системы российского образования на конкурентный уровень в мировых рамках, обеспечение для России места в числе 10 первых стран по уровню общего образования;
— увеличение качества региональных автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ [6, с. 12].
Необходимо указать, что национальные проекты помимо формирования новых требований к качеству муниципального и регионального управления, также создают и реализуют новые способы сотрудничества РФ с ее субъектами в рамках решения приоритетных задач, которые значимы для государства как в социальном, так и в экономическом плане. Помимо этого, стоит отметить, что сотрудничество представителей государственных органов разного уровня во время работы над национальными проектами должно регулироваться со стороны права. Сейчас федеральное законодательство практические не регламентирует такие взаимоотношения. Однако одновременно с этим существуют нормативно-правовые акты в виде Методических рекомендаций.
Сейчас некоторые субъекты РФ отдают приоритет работе над проектами, направленными на сферу здравоохранения, культуры, образования, формирование городской среды, строительство дорог, малый и средний бизнес. Вопросы, относящиеся к другим национальным проектам, переданы государственным органам федерального уровня, потому что их возможности шире, чем возможности региональных органов власти. В некоторых субъектах есть региональные проектные офисы. В работе над проектом также могут участвовать институты развития регионов — они способствуют формированию государственного партнерства [5, с. 1010].
Таким образом, структура руководства проектами предполагает наличие комплекса связанных друг с другом и действующих совместно компонентов, необходимых для обозначения целей и гарантии успешной работы над проектом, которая представляет собой часть целой системы менеджмента. Проектное управление — это один из самых эффективных инструментов, который дает возможность результативно работать над стратегическими вопросами в условиях непрекращающихся изменений внутренней и внешней среды. Национальные проекты, создаваемые и выполняемые в России, нацелены на трансформацию различных сфер жизни общества, например, на преобразование городской среды, здравоохранения, культуры, науки и образования, а также сохранение экологии и изменение демографической ситуации, поддержка среднего, малого и индивидуального предпринимательства, строительство дорог, цифровая экономика и международные дипломатические и торговые отношения.
Литература:
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. N 20. 14.05.2018. Ст. 2817.
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. N 30. 27.07.2020. Ст. 4884.
- Еремин В. В., Котова Н. Е., Чернышева Т. К. Предпосылки и цели внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 1. С. 39–43.
- Исаков Н. А. Адаптивное проектное управление: сущность, цели, принципы // Финансовый бизнес. 2022. № 1 (223). С. 114–117.
- Стенькина Е. Н., Курасова Е. А., Слепченко Д. П. Национальные проекты здравоохранения в России: опыт и перспективы экономического развития проектного подхода к управлению // Экономика и предпринимательство. 2021. № 1 (126). С. 1008–1011.
Шаюк Е. И., Галкин А. И. Интеграция классических и гибких методов проектного менеджмента в систему государственного управления // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 1. С. 10–16.