Статья посвящена игровым учебным технологиям в преподавании русского языка. Особое внимание уделяется функциям игры на занятиях по русскому языку, а также предоставляемым возможностям активизировать, мотивировать образовательный процесс посредством использования данной технологии.
Ключевые слова: игра, игровые технологии, мотивация, методика.
The article is devoted to the role of gaming educational technologies in the teaching of the Russian language. Particular attention is paid to the functions of the game in the Russian language classes, as well as the opportunities provided to activate and motivate the educational process through the use of this technology.
Key words: game, game technologies, motivation, methodology.
В настоящее время каждый преподаватель хочет достичь высоких результатов в учебно-воспитательном процессе, поэтому игровые технологии широко применяется во всех сферах непрерывного образовательного процесса: в детских садах, в школах, в колледжах, в лицеях, вузах, на курсах и тренингах. Эти изменения в жизни общества не могли не повлечь за собой изменения в правовой системе нашего государства.
Специалисты правоохранительных органов с высшим образованием, которых направляют на места работы по назначению, часто сталкиваются со значительными трудностями при устном и письменном выражении своего мнения [1].
Новые методы обучения, которые применяют сегодня преподаватели вузов для организации учебно-познавательной деятельности студентов, разнообразны, они направлены, прежде всего, на прочное овладение учебным материалом, на творческое мышление. В рамках новейшего образовательного процесса сегодня педагоги могут использовать разные игровые технологии и методы, обеспечивающие успешное результативное обучения. Использование новой методики преподавания и преобразование, переустройство образовательной практики с целью высокого повышения ее эффективности. На современном этапе развития игровые технологии становятся востребованными по следующим причинам. Во-первых, для преподавателей русского языка неязыковых специальностей актуальной является проблема поиска новых, усовершенствованных методов и методик для повышения познавательного интереса студентов к изучению русского языка, укрепления мотивации в учебном процессе.
В отличие от игр педагогическо-деловая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Чтобы понять сущность технологий, важно найти основания для их систематизации. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия преподавателя и студентов, способ управления познавательной деятельности обучаемых, диапазон применения и т. п.
М. В. Кларин на основе анализа практики обучения в зарубежной школе, выделяет 4 модели учебно-воспитательного процесса: обучение как усвоение заданных образцов; обучение как дискуссия; обучение как игра; обучение как исследование. Этим моделям соответствуют технологии: полного усвоения, коммуникативные, игровые и исследовательские.
Г. К. Селевко представил классификацию широкого спектра традиционных и инновационных методик и технологий. Он указал классификационные параметры и основные характеристики каждой из них. Автором выделены классы технологий, которые различаются по уровню применения, философской основе, ведущему фактору психического развития человека, научной концепции, типу организации и управления познавательной деятельностью учащихся, категории обучающихся и др.
В. В. Гузеев рассматривает 4 класса технологий, которые в определенной степени характеризуют этапы развития образования: традиционные методики; модульно-блочные технологии; цельноблочные технологии; интегральные технологии. Все они представлены в современном образовании.
Использование игр в рамках учебно-воспитательного процесса не новость. В игре создаются предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Мне хотелось, чтобы мои студенты быстро умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать казусы разного типа, что необходимо при решении задач повышенной трудности.
Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения на занятиях игровых моментов. Ведь без деловой игры не может быть полноценного умственного развития. Таким образом, игра — форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к занятиям.
Я пришла к выводу, что со студентами надо и необходимо вести деловые игры. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для деловой игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые занятия, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых занятий я включаю интегрированные занятия, на которых студенты не только демонстрируют свои ораторские навыки и знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами.
Подготовка к таким занятиям колоссальная, но она оправдывает себя — обобщение проходит на качественно высоком уровне, так как студенты относятся к таким занятиям с большой серьёзностью, потому что осознают их значимость –формируются интеллектуальные умения и навыки.
В настоящее время появилось очень много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки технологических карт в виде различных игр.
При организации и проведении деловых игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают преподавателю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что деловой игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
Деловые игры не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения. Они рационально их дополняют, позволяя более эффективно достигать поставленные цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время деловая игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет студентам получать и усваивать большое количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений разнотипных казусов в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Игры делового характера улучшают отношения между студентами и педагогами, так как игровые взаимодействия делового характера предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем, и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников деловой игры. Так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Деловая игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.
Иногда учебная задача ставится перед студентами в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соперничества.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта и строиться с учетом подготовленности студентов и их психологических особенностей. Они базируются на определенном дидактическом материале и методике его применения и определяют важные перестройки и формирование новых качеств личности и именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает, тренирует, активизирует [8].
Определение понятия «игровые педагогические технологии» включает в себя комплекс приёмов и методов организации образовательного процесса в виде игр. Издавна учёные подчёркивали важность игры для развития интеллекта. Так, Платон утверждал, что игра — это одно из полезнейших занятий, а Аристотель считал её источником душевного равновесия, гармонии души и тела. В своём важнейшем труде «Поэтика» он отмечал, что наиболее полезны для развития словесные игры и каламбуры. Игровые технологии сегодня принято считать одной из инновационных образовательных технологий. Вопрос о применении игровых технологий в педагогическом процессе в методике преподавания не новость. Разработкой теории применения игр на занятиях, методологических основ игры, определением её социальной природы, значения для развития обучающегося в отечественной педагогике и психологии занимались А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. [6].
Игровые технологий на занятиях позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности студентов, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку на протяжении учебного года.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что сегодняшний педагог должен стать организатором игровой деятельности направляющий студентов к цели. Игровая деятельность благотворно влияет на формирование у студентов устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания, повышению орфографической зоркости.
Литература:
- Ахмедова, Х. О. «Сотрудничество преподавателя и студента — творческий потенциал» Молодой ученый. — 2014. — № 14, С. 261–263.
- Akhmedovna, A. M., Olimjonovna, A. K., & Khamidovna, D. K. (2020). Enhancing student's writing through pre-writing activities. European Journal of Molecular and Clinical Medicine, 7(2), 3118–3130.
- Ахмедова Х. «Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения» Общество и инновации. — 2021. — Т. 2. — №. 3. — С. 114–119. https://moluch.ru
- Ахмедова, Х. О. “Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов” Молодой ученый. — 2021. — № 5 — С. 144–146. https://moluch.ru
- Ахмедова, Х. О. “Узость общения и незнание профессиональных терминов — причина неуспеваемости студентов” Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 234–236. — https://moluch.ru
- Казимирова, С. Н. «Игровая форма в преподавании иностранного языка» 2017. — № 1 С. 46–48.
- LolaYunusovna Akramova, Khulkar Olimzhonovna Akhmedova, Feruza Khashimova. (2020). The problems of distance education in the conditions of the pandemic. PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 17(7), 8577–8583. Retrieved from https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/view/3642
- Оспанова Г. А. «Игра как вид деятельности на уроке русского языка». Караганда, 2010 г.
- Самиев З. К. Лингвистический анализ терминологии отрасли образования (на материале таджикского и немецкого языков): диссертация... к. фил. наук: 10.02.20 Российско-Таджикский (славянский) университет].- Душанбе, 2014.- 150 с.
- Яцюк Т. А. и др. Юридическая терминология и тексты права ч. 1–2. Т., 1993.