Архивные материалы как инструмент активизации исследовательской работы учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 772 раза

Библиографическое описание:

Валеева, Э. Б. Архивные материалы как инструмент активизации исследовательской работы учащихся / Э. Б. Валеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90034/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современная система образования в качестве требований к результатам освоения общеобразовательной программы предъявляет не столько предметные знания, умения и навыки, сколько метапредметные и личностные компетенции, выражающиеся в способности ученика к универсальным учебным действиям (УУД): регулятивным, познавательным, коммуникативным и пр. Мы становимся свидетелями того, как изменилась модель отношений учителя и ученика: педагог уже не дает знания в готовом виде, он организует работу учащегося таким образом, чтобы тот сам находил решение проблемы и способ, каким необходимо действовать.

В рамках новых федеральных образовательных стандартов сотрудничество школы и архивов стало более тесным. Почему в век интернета, SMS-сообщений, дистанционного образования необходима активизация сотрудничества архивных учреждений и школ? Прежде всего потому, что именно архивные документы являются фундаментом для организации исследовательской работы. Научно — исследовательская работа, как известно, базируется на анализе письменных источников, среди которых ведущее место принадлежит архивным документам. Говоря об этимологии слова «исследование», следует отметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Дж.Локк в книге «Некоторые мысли о воспитании» (1693) писал: «Чтобы привлечь ребёнка к занятиям, следует широко использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. Большое значение имеют детские вопросы, к которым надо относиться со всем вниманием. Необходимо развивать у детей способность к самостоятельным суждениям». Я считаю, то самое любопытство и является основой для поиска новой информации и инициирования исследовательской работы. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности анализировать факты, сопоставлять и прогнозировать ситуацию, т. е. об основных навыках, требуемых от исследователя. Большим подспорьем в развитии этих навыков играют архивные документы. По материалам архивов можно проследить как шло становление реальной действительности, как общественно-политические процессы, протекающие в стране, находили отклик в истории города и района. Значимо использование архивных документов для краеведческих исследований. В процессе работы на уроке учащиеся овладевают умениями общеучебного характера — поиск в исторических источниках необходимой информации, выявление в тексте документов не только конкретных фактов, но и теоретических положений, определение отношения авторов к положению дел в стране, к позиции оппонентов и т. д.

Подчеркивая целесообразность сотрудничества школы с архивами, необходимо отметить значимость архивохранилищ для исследовательской деятельности. Для объективного освещения хода истории ценны мнения не только выдающихся деятелей, но и «рядовых тружеников наших дней». Документы архивов, как нельзя лучше дополняют документы государственных учреждений, позволяя воссоздать более полную картину того или иного исторического процесса. Как утверждает М. С. Салмина, известный педагог, руководитель многих исследовательских работ учащихся г. Челябинска: «Иногда десять прочитанных учебников истории не могут дать возможности прочувствовать событие так, как это способен сделать всего лишь один документ». Актуальность данной работы не вызывает сомнения, поскольку одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. Работая с документами, обучающийся учится соотносить личную историю, историю своей семьи с историей города, края, страны. Эта способность является важной предпосылкой для становления гражданской идентичности. В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. Использование архивных источников может решить целый комплекс задач: повышение мотивации к изучению истории родного края; приобретение учащимися новых знаний, умений, навыков; расширение профессиональной карты подростков; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ. Неоценимую роль в патриотическом воспитании может сыграть привлечение таких материалов, благодаря которым учащиеся могут почувствовать свою причастность к истории, приобрести новые знания и умения, почувствовать гордость за своих земляков. Использование архивных документов не только пополняет научное информационное пространство новыми фактами, знаниями, понятиями и т. д., но и посредством организации научно-исследовательской деятельности школьников в архиве готовит будущие кадры для гуманитарной науки. Архивисты, со своей стороны, апробируя исследовательский подход в качестве новой формы использования документов, получают возможность воспитывать бережное отношение к архивному документу как часть общей культуры человека информационного общества. Для педагога данная работа является инструментом, способствующим повышению мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Разнообразны формы сотрудничества с архивами: проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) и практические занятия с использованием архивных документов.

Практические занятия, которые разрабатывают и проводят сотрудники архивов решают следующие задачи: знакомство с краткой историей архивного дела в регионе, с правилами и особенностями работы читального зала, основными принципами комплектования архива; знакомят с характеристиками некоторых архивных терминов, с которыми придётся столкнуться будущим исследователям; формируют представления о составе и содержании фондов; помогают с определением примерного перечня краеведческих направлений и тем в качестве перспектив научно-исследовательской работы. В ходе практической работы моделируется этапы исследовательской работы. Группы получают кейсы с наличием копии архивного документа и карточкой с заданиями к этому документу. Ответы на эти задания могут оформляться как устно, так и письменно. При исследовании документа обращаем внимание на почерк, стиль изложения, социальный статус автора, стоимость товаров и многие другие факты. Также можно проработать с подшивкой газет и журналов определенного периода, например, периода Великой Отечественной войны. Проработав с различными видами архивных документов, учащиеся приходят к пониманию их жанрового своеобразия, о возможностях их использования в научно-исследовательской работе. Работа с архивными документами вызывает неподдельный интерес учащихся, так как они впервые видят документы такого «возраста» и даже читают их. Нельзя забывать простую истину: без прошлого нет будущего, а архивные материалы остаются незаменимым документальным источником информации, проводником в прошлое нашей страны.

Литература:

  1. Т. В. Козельчук. Некоторые аспекты использования архивных документов в научно-исследовательской работе школьников.
  2. Корсакова М. И. Приобщение к архивным документам школьников — образовательный элемент преподавания и изучения истории родного края в общеобразовательной школе. Из практики работы / Российские архивы сегодня: взгляд изнутри. Материалы Международной научно-практической конференции. — Саратов, 3–4 сент., 2003. С. 372–375.
  3. Нагаев И. М. О формировании системы «архив — школа» (К постановке вопроса) / Вестник архивиста. — 1992 г. — № 1 (7). — С.56–57;
  4. Салмина М. С. 100 советов юному краеведу: практическое пособие для школьников по историческому краеведению. Челябинск, 2009.
  5. Шереметьева С. Н. О сотрудничестве ГАПО с образовательными учреждениями по использованию и популяризации архивных документов / Архивное дело в Челябинской области. Информационный вестник. II (V). — Челябинск, 1998. С. 21–22;
Основные термины (генерируются автоматически): документ, исследовательская работа, архив, архивный документ, знание, исследовательская деятельность, история города, научно-исследовательская работа, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Школьный музей как центр проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения

Структурирование учебного материала как фактор мотивации современного обучения

Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников

Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики

Текст как средство развития интереса учащихся к русскому языку

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Проект как средство повышения познавательной активности младшего школьника

Похожие статьи

Игра как метод активизации познавательной деятельности обучающихся

Школьный музей как центр проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность школьников как один из эффективных способов обучения

Структурирование учебного материала как фактор мотивации современного обучения

Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся

Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников

Учебный сайт как инструмент организации элемента контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке информатики

Текст как средство развития интереса учащихся к русскому языку

Исследовательская деятельность как средство развития личности учащихся

Проект как средство повышения познавательной активности младшего школьника

Задать вопрос