Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 362 раза

Библиографическое описание:

Перфильева, О. Д. Социальное партнёрство дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования / О. Д. Перфильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90045/ (дата обращения: 18.12.2024).



Вопросы социального партнерства между различными субъектами образования становятся все более актуальными в современное время. Реализация социального партнерства между дошкольной образовательной организацией (далее ДОО) и учреждением среднего профессионального образования возможно на основе организации практики для студентов учебного заведения и повышения квалификации для педагогов ДОО.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, среднее профессиональное образование, социальное партнерство, повышение квалификации, учебная практика, производственная практика, организационно-методическая работа, материально-техническое и информационное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение социальных и личностных качеств воспитанников.

The issues of social partnership between various subjects of education are becoming more and more relevant in modern times. The implementation of a social partnership between a preschool educational organization (hereinafter referred to as a pre-school educational institution) and a secondary vocational education institution is possible on the basis of organizing an internship for students of an educational institution and advanced training for teachers of a pre-school educational institution.

Keywords: preschool educational organization, secondary vocational education, social partnership, professional development, educational practice, industrial practice, organizational and methodological work, material, technical and informational support, psychological and pedagogical support of social and personal qualities of pupils.

Актуальность исследования. В настоящее время в Российской Федерации проявляется растущий интерес к вопросам социального партнерства в самых разнообразных областях. Свидетельством этому является повышенный интерес к исследованиям вопросов социального партнерства, со стороны ведущих исследовательских центров государства, и публикаций, содержащих сформировавшиеся подходы к пониманию содержания и форм проявления социального партнерства. Из анализа проведенных теоретических и прикладных исследований, можно сделать вывод о многообразии исходных теорий, о разных подходах к трактовке содержания и границ социального партнерства.

В условиях реформирования образования, дошкольное учреждение представляет собой открытую, развивающуюся образовательную систему. Как отмечает Т. В. Мыльникова, «основным результатом её жизнедеятельности может стать успешное взаимодействие с социумом. Ведь сегодня современная дошкольная образовательная организация не просто оказывает образовательные услуги, она ещё и конкурирует с другими образовательными организациями. Если детский сад обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг, он будет конкурентно способным» [5, с. 430]. Это так же достигается и в условиях привлечения социальных партнёров как дополнительных образовательных ресурсов при условии тесного сотрудничества для решения образовательных задач. При выстраивании отношений с социальными партнёрами важно понимать саму суть социального партнёрства.

Проблемы социального партнерства, традиционно привлекают внимание российских исследователей — представителей различных научных направлений: экономики, социологии, педагогики, политологии, государственного и муниципального управления. В педагогике широко известны работы таких авторов, как Е. В. Астахова, Е. В. Батаева, Е. Г. Михайлева, И. С. Нечитайло [1], Л. Г. Богославец, Л. И. Шварко [8], О. П. Молчанова, А. Я. Лившин [2], В. Г. Тимирясов [7]. Анализ точек зрения на содержание социального партнерства, представленных в публикациях российских авторов (в первую очередь в учебной литературе), позволяет выделить как минимум три наиболее характерных подхода.

Сторонники первого из них понимают под социальным партнерством «искусство соединения человеческих интересов», «политику, отражающую взаимоотношения классов и социальных групп» [1]. В соответствии со вторым подходом социальное партнерство рассматривается как «совокупность мер, способов и механизмов, направленных на решение конкретных социальных проблем, проблем определенных социальных групп предприятия» [2]. Вместе с тем подавляющее большинство исследователей трактуют социальное партнерство как «взаимовыгодный процесс взаимодействия работников. работодателей и властных структур, в котором объективно заинтересованы все стороны (посредством регулирования социально-трудовых отношений оно направлено на обеспечение оптимального баланса интересов в реализации главных вопросов, на создание благоприятных условий для стабильного социально-экономического развития)» [8, с. 16].

В настоящее время термин — «социальное партнерство», довольно часто используются не только в теоретических исследованиях, но и на практике. По мнению Л. М. Овчаровой, термин «социальное партнерство» понимается как «цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей, органов государственной власти путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по направлениям социально-экономического и политического развития» [6, с. 11].

Особый интерес проблемы социального партнерства представляют для практической организации взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования.

Нормативно-правовую базу социального партнерства в сфере установления взаимовыгодного сотрудничества в сфере образования составляют Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской федерации». На региональном уровне правовой основой для реализации социального партнерства становятся федеральные законы: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О местном самоуправлении в Российской федерации», а также законы субъектов Российской федерации, направленные на развитие выше указанных Федеральных законов.

По мнению Л. И. Шварко и Л. Г. Богославец, социальное партнерство в образовании — «это реальное взаимодействие двух или более равных сторон (лиц и/или организаций) на основе подписанного на определенное время соглашения в целях решения конкретного вопроса (социальной проблемы)…» [8, с. 22].

Обращаясь к тематике социального партнёрства дошкольных учреждений и учреждений среднего профессионального образования, можно сказать к социальному партнерству можно отнести взаимоотношения между дошкольной образовательной организацией и учреждений среднего профессионального образования, когда студенты учебных заведений могут осуществлять практику на базе детского сада, и, наоборот, педагоги дошкольного учреждения могут повышать свою квалификацию в учебном учреждении.

В исследовании Е. П. Москвитиной и С. Н. Юревич «социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как особый тип взаимодействия образовательных учреждений с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями населенного пункта на согласование и реализацию интересов участников этого процесса» [4, с. 3].

Дошкольное учреждение является не только базой практики для студентов учреждений среднего профессионального образования, но и местом, где создаются условия для полного погружения в профессиональную среду, в которой студенты исследуют и перенимают практический опыт воспитателей.

Как правило, взаимодействие студентов и педагогов ДОО организовывается по следующим направлениям:

1) организационно-методическая работа;

2) материально-техническое и информационное обеспечение;

3) психолого-педагогическое сопровождение социальных и личностных качеств воспитанников [3].

С другой стороны, учреждения среднего профессионального образования, реализующие процесс повышения квалификации педагогов ДОО, при организации курсов должны ориентироваться на реальные потребности воспитателей, потребности регионального рынка труда и должны разрабатывать дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули, которые соответствуют практическим запросам педагогов детского сада. Отсутствие реальной взаимосвязи между запросами детского сада и уровня квалификации педагогов ДОО на базе учреждения среднего профессионального образования создает препятствия для организации социального партнерства, так как руководство дошкольной образовательной организации заинтересовано только в качественном повышении квалификации своих педагогов.

Таким образом, социальное партнерство в развитии любой дошкольной образовательной организации и учреждений среднего профессионального образования играет немаловажную роль. Реализация социального партнерства на базе детского сада поднимает статус дошкольной образовательной организации, указывает на особую роль социальных институтов в развитии индивидуальности каждой личности, помогает в построении вариативности образовательной среды, позволяет удовлетворить запросы родителей и обеспечить разнообразие содержания образования. При этом важную роль для детского сада играет то учебное учреждение, с которым ДОО сотрудничает. Если педагоги ДОО могут повышать свою квалификацию на базе учреждений среднего профессионального образования, то студенты последнего могут проходить успешную практику в стенах детского сада. Данный взаимообмен делает социальное партнерство между ними эффективным средством повышения компетентности всех участников этого процесса.

Литература:

  1. Астахова Е. В., Батаева Е. В., Михайлева Е. Г., Нечитайло И. С. Социальное партнерство в образовании: ключевые маркеры анализа. Харьков: Народная украинская академия (НУА), 2019. 84 с.
  2. Государственно-частное партнерство в образовании: [монография] / [Баторина Екатерина Викторовна и др.]; науч. редакторы: О. П. Молчанова, А. Я. Лившин. Москва: КДУ, 2009. 240, [1] с.
  3. Колесникова С. В., Литвинова О. В. Повышение качества подготовки воспитателей в системе среднего профессионального образования через взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением// Преемственность в образовании. 2016. № 14(12). С. 133–138.
  4. Москвитина Е. П. Особенности социального партнерства в системе дошкольного образования [Электронный ресурс]: / Е. П. Москвитина, С. Н. Юревич // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4–3. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17528 (дата обращения: 03.04.2022).
  5. Мыльникова Т. В. Социальное партнерство дошкольного учреждения с учреждением культуры как дополнительный образовательный ресурс позитивной социализации дошкольников// Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Иркутск, 14 мая 2018г.) / отв. Ред. О. В. Удова. Иркутск: Аспринт, 2018. С. 430–433.
  6. Овчарова Л. М. Социальное партнерство [Электронный ресурс]: конспект лекций по курсу «Социальное партнерство» для студентов направления подготовки 6.130102 «Социальная работа» дневной и заочной форм обучения / Л. М. Овчарова. Мариуполь: ПГТУ, 2016. 64 с. — URL: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/3144 (дата обращения: 03.04.2022).
  7. Тимирясов В. Г. (ред.) Государственно-частное партнерство в образовании: сущность, тенденции, социальная ответственность. Казань: Познание, 2013. 232 с.
  8. Шварко Л. И., Богославец Л. Г. Корпоративная социальная ответственность и организация социального партнерства в образовании. Учебное пособие. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет (АлтГПУ), 2021. 170 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, профессиональное образование, Российская федерация, детский сад, дошкольная образовательная организация, учреждение среднего, дошкольное учреждение, взаимовыгодное сотрудничество, информационное обеспечение, местное самоуправление.


Ключевые слова

Социальное партнерство, учебная практика, производственная практика, среднее профессиональное образование, повышение квалификации, дошкольная образовательная организация, организационно-методическая работа, материально-техническое и информационное обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение социальных и личностных качеств воспитанников

Похожие статьи

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Похожие статьи

Оценка родительским сообществом качества дошкольного образования: региональный контекст

Одну из ведущих тенденций модернизации российского образования, в том числе дошкольного, составляет усиление внимания к проблеме совершенствования его качества. Для родителей, являющихся участниками образовательных отношений, качество дошкольного обр...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Особенности профессионального развития педагогов в процессе внедрения технологий и проектной деятельности

В статье представлена и раскрыта специфика профессионального роста и развития педагогических работников в процессе внедрения, использования и руководства проектной деятельностью в рамках дошкольного учреждения; раскрыто значение использования инновац...

Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях

В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...

Межведомственный творческий конкурс как форма сетевого взаимодействия по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО

В статье раскрывается проблема реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей в условиях дошкольной образовательной организации. В рамках взаимодействия ДОУ с общественными организациями в соответствии с ФГОС ДО разраб...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Задать вопрос