В статье рассматривается проблема найма IT-персонала в условиях кадрового голода на рынке. Автор анализирует работы ряда ученых и практиков, устанавливает понятие «найма персонала» и обращается к особенностям найма IT-специалистов. Установив основные трудности при подборе IT-кадров и сформировав портрет кандидата, в статье даются основные направления развития найма в реалиях современного рынка труда.
Ключевые слова: найм персонала, кандидат, привлечение персонала
В нынешних условиях рыночной экономики позиция ключевого бизнес-процесса в организации принадлежит управлению персоналом, поскольку именно люди являются носителем знаний и источником конкурентоспособности компании. Развитие невозможно без эффективной системы управления персоналом, элементами которой выступают привлечение персонала, его наем, организация работы, обучение и развитие, мотивация посредством политики вознаграждений и льгот, а также при необходимости — высвобождение кадров. Подробнее остановимся на найме персонала, который является базовым элементом построения команды в любой организации [2].
Проблема найма персонала понимается в работах как отечественных авторов: Дуракова И. Б., Егорошин А. П., Базаров Т. Ю., Кибанов А. Я., Травин В. В., Маслов Е. В. и другие, так и зарубежных ученых: Армстронг М., Друкер П., Смит Л. и ряд других. В своих трудах авторы предлагают различные методы совершенствования процедуры привлечения и найма персонала. Для разработки эффективной методики найма IT-специалистов, давайте обратимся к понятийному аппарату и поймем, что мы подразумеваем под термином «наем персонала». В научной теории существует множество трактовок данного понятия. Е. В. Маслов рассматривал найм как не только как процедуру «установления трудовых отношений между собственником рабочей силы и ее покупателем», а скорее как «своеобразную торговую сделку», где каждая сторона старается заключить ее на наиболее выгодных условиях [4]. Немного другой точки зрения придерживаются А. Я. Кибанов и И. Б. Дуракова, рассматривая под наймом персонала «сложную процедуру (процесс) привлечения персонала на вакантные должности, предполагающую поиск нужных кандидатов, определение их пригодности (или непригодности), заключение контракта или принятие решения об отказе» [3]. В данной работе под наймом мы будем понимать процесс привлечения персонала в организацию, включающий поиск кандидатов, отбор на позицию и последующий прием на позицию наиболее компетентных сотрудников, соответствующих критериям конкретной работы или отказ.
Для создания эффективной методики найма IT-специалистов, важно точно определить в чем заключается специфика IT-сферы на рынке, а также каковы основные требования, предъявляемые к кандидатам.
Как и в других сферах, для IT характерен кадровый голод, но ощущается он еще более остро. Кандидаты стали избирательнее относиться к выбору места работы, а запросы по заработной плате продолжают расти из-за востребованности кадров на рынке. Переход на удаленный формат также сыграл свою роль. Многие специалисты стали работать на зарубежные компании, что также сократило количество потенциальных кандидатов. Важно также отметить, что количество вакансий на рынке растет несоизмеримо количеству резюме. Так, по данным HH.ru на сентябрь 2021 года количество IT-вакансий было больше на 72 %, чем годом ранее. Количество соискателей увеличивалось медленнее. Согласно информации HH.ru, на одну вакансию программиста в сентябре приходилось всего 1,4 резюме.
Несмотря на рост популярности IT-отрасли в последние годы, требования к кандидатам растут, компании отдают предпочтения опытным специалистам. Портрет потенциального кандидата складывается следующим образом: опыт коммерческой разработки, понимание процесса разработки программного обеспечения, понимание специфики отрасли, в рамках которой работает специалист (финтех, телеком, e-commerce и другие), понимание необходимости совершенствования своих профессиональных знаний и повышения квалификации. Наличие профессионального образования в настоящее время отошло на второй план. Для начинающего специалиста оно, несомненно, важно, но значительно перевешивает наличие релевантного опыта.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, следует, что найм IT-специалистов характеризуется продолжительностью поиска подходящего кандидата. Продолжительность найма обусловлена достаточно широкой воронкой поиска специалистов. По данным платформы VC.ru, воронка поиска с каждым годом заметно увеличивается: рекрутерской воронки поиска среднего разработчика: в 2015 году на 1 нанятого специалиста необходимо было найти 150 релевантных данной должности специалистов, в 2020 году их число выросло до 300, в концу 2021 года соотношение составляет 500 к 1 [1]. При этом заметно сократилось время на принятие решение по кандидату. В среднем IT-специалисту достаточно недели для общения со всеми интересующими компаниями и принятия решения по ним.
Это ведет к тому, что именно в IT-сфере менеджерам по персоналу приходится внедрять наиболее передовые и успешные практики найма:
1. Автоматизация процессов найма посредством различных цифровых инструментов.
Для увеличения общего потока кандидатов необходимо высвободить время HR-менеджеров путем оптимизации различных процессов. В первую очередь это различные CRM базы для хранения информации по кандидатам, автоматизация с их помощью первого холодного письма тем кандидатам, которые в настоящее время не находятся в поиске работы.
2. Технологии прямого поиска кандидатов — сорсинг и хантинг ведущих специалистов.
Опытные и талантливые разработчики активно не ищут работу, поскольку их находят рекрутеры самостоятельно. Ссылаясь на статью Forbes от 2021 года ряд практиков высказали мнение, что хантинг IT-специалистов — это реалии рынка труда в 2020-е годы [5].
3. Инвестирование в бренд работодателя с целью повышения привлекательности компании на рынке.
Сейчас все больше компаний осознало необходимость вложения в HR-бренд, поскольку это значительно упрощает процесс привлечения необходимых кандидатов. Согласно исследованию «LinkedIn», сильный бренд работодателя способствует в два раза более частому рассмотрению вакансий по сравнению с сильным брендом компании в качестве поставщика товаров и услуг. Это означает, что развитие бренда работодателя может помочь уравнять возможности в борьбе за талантливых соискателей [6].
Таким образом, стоит отметить, что поиск, отбор и трудоустройство сотрудников в области IT вызывает ряд трудностей в силу особенностей самой сферы, что бросает вызов менеджерам по подбору и способствует активному развитию системы найма. Цифровизация персонала в IT отрасли растет наиболее быстро, практики сорсинга и хантинга в ней наиболее развиты и затрагивают не только топ-менеджеров, а всех опытных специалистов. Кроме того, именно IT-компании уделяют достаточно времени для построения сильного HR-бренда, осознавая его значимость в процессе подбора персонала.
Литература:
- Аналитика для хантинга и рекомендации по найму ИТ-специалистов Электронный ресурс. URL: https://vc.ru/hr/293852-analitika-dlya-hantinga-i-rekomendacii-po-naymu-it-specialistov (дата обращения: 01.04.2022).
- Евсеева О. А., Евсеева С. А., Зверев С. А. Тренды рынка найма персонала: международный опыт и российская практика в условиях цифровизации // Дискуссия. 2020. № 3 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trendy-rynka-nayma-personala-mezhdunarodnyy-opyt-i-rossiyskaya-praktika-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 02.04.2022).
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 301 с. — (Высшее образование: Магистратура). — ISBN 978–5-16–006649–3. — Текст: электронный. — URL: https://znanium.com/catalog/product/1067540 (дата обращения: 01.04.2022). — Режим доступа: по подписке.
- Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия / Е. В. Маслов. — М.: Издательство Юрайт 2009. 267 с.
- Пешкова Н., Юзбекова И. «Идет жесткий хантинг»: почему в России резко выросли спрос на IT-специалистов и их зарплаты. Электронный ресурс. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/426519-idet-zhestkiy-hanting-pochemu-v-rossii-rezko-vyrosli-spros-na-it (дата обращения: 01.04.2022).
- The Ultimate List of Employer Brand Statistics for Hiring Managers, HR Specialists, and Recruiters. Электронный ресурс. URL: https://business.linkedin.com/content/dam/business/talent-solutions/global/en_us/c/pdfs/ultimate-list-of-employer-brand-stats.pdf (дата обращения: 01.04.2022).