В статье анализируется проблема повышения качества физкультурного образования. Необходимо создавать условия, направленные сохранении и укреплении здоровья обучающихся, направленные на стремление к гармоническому физическому и духовному самосовершенствованию.
Ключевые слова: качество образования, содержание образования, физическая культура, физкультурное образование, самосовершенствование, проблемы, противоречия, пути решения.
Физическая культура — это направление общей культуры общества, оказывающая свое влияние на поведение человека, его отношение к работе, его отношение к учебе, его коммуникации, интересы и др. [1].
ВЦИОМ совместно с Федеральным научным центром физической культуры и спорта опубликовали результаты проведенного социологического опроса (Рис.1).
Рис. 1. Социальный опрос 2019 год
Какие причины, по которым дети мало занимаются спортом? 26 % родителей отмечают недостаточность секций, особенно остро вопрос встает в сельской местности, где наблюдается удаленность от городов, где в основном находятся дворцы спорта, 23 % отмечают загруженность детей в школе и, соответственно, недостаток времени, отметим, что данная причина очень актуальна для родителей, так как они отмечают большое количество домашних заданий, различных проектов и конкурсов. И 15 % детей имеют различные проблемы со здоровьем.
Среди взрослого населения мнения разделились таким образом: отсутствие свободного времени (13–29 лет) — 53 %, нагрузка на работе — 30 %, 30–59 лет — 43 % и 32 % также загружены работой, выше 60 лет — 15 % и 43 % соответственно [2].Главной целью занятий спортом для граждан становится здоровье (70 %), сохранения фигуры — 19 % и получение удовольствия — 18 %, ведение здорового образа жизни отмечают 20 % респондентов.
Перед физкультурным образованием стоят важные задачи, разрешение которых возможно только с учетом современных подходов и реалий.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года определяет страну в качестве ведущей державы, где россияне активно вовлечены в спорт, а также с хорошо развитым профессиональным спортом и др. [3].
Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а главным вектором является межотраслевое и межведомственное взаимодействие. Значимым становится координация и консолидация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, и различных организаций.
Наука о физическом развитии развивалась в качестве системы знаний о физических упражнениях, о влиянии двигательных возможностей человека на его здоровье, и как результат влияние на формирование личности и поведенческих реакций.
Развитие науки значительно расширило представление о роли двигательной деятельности, которая непосредственно связана с различными процессами, например, психическими или биологическими [4].
Сегодня молодые люди черпают информацию из средств массовой информации и во взаимосвязи с научно-техническим прогрессом их интеллектуальное развитие значительно выше их предшественников [5].
Ускоренное созревание организма повышает умственную и физическую работоспособность молодых людей, что позволяет им успешнее справляться со значительно возросшими требованиями учебных программ. Но это сопровождается и перегрузкой организма, что в итоге снижает потребность в занятии спортом, наблюдается элементарное нежелание и нехватка времени.
Отметим, что современное образование и его тенденции развития предполагают личностно-ориентированный подход к организации физкультурно-спортивной деятельности. И всем, кто в этот процесс вовлечен, должен не только уметь выстраивать отношения в процессе физкультурного образования, но и знать и применять теоретическую базу и методологию спортивных тренировок [6].
Для реализации таких задач необходимо отказаться от устоявшихся принципов взаимодействия преподавателя и обучающегося, когда не учитывались жизненные интересы и склонности молодых людей к определенным видам физической активности или к видам спорта. Нужно «обращаться» к личности обучающегося, его интересам и потребностям в сфере физического совершенствования [7].
Таким образом, чтобы устранить все противоречия, негативное отношение молодежи к спорту необходимо:
– выстраивать взаимоотношения на доверии, что позволит устранить пропасть между системой физического воспитания и общественной жизнью;
– нужно избавляться от шаблонного подхода к организации учебного процесса;
– образовательный процесс выстраивать с учетом непосредственных интересов обучающихся;
– широко применять в образовательном процессе современные инновационные технологиях [8].
Иными словами, необходимо преодолевать консервативное мышление в процессе физкультурного образования. Вводя модель личной физической культуры, необходимо придерживаться новых критериев, например, ориентация на индивидуальные особенности и их максимальное внедрение и учет в учебно-воспитательном процессе.
Личная физическая культура включает в себя ряд блоков, каждый из которых имеет воспитательную, развивающую, оздоровительную, рекреационную направленность, что упрощает планирование учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, важным предметом научного исследования становятся те средства, методы и формы педагогического воздействия на личность человека, которые обуславливают формирование четырех видов педагогической продукции при занятиях спортом: интерес, потребность, привычка и потребность в здоровом образе жизни, переход от сформированных интересов к формируемым привычкам. И здесь открываются огромные возможности, позволяющие найти много новой, интересной информации, освоение которой поможет практическому совершенствованию и развитию системы непрерывного физкультурного образования.
Литература:
- Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. – М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. – С. 234.
- ВЦИОМ новости: Россия - спортивная страна [Элетронный ресурс ]. – URL: https: // wciom.ru / analytical-reviews / analiticheskii-obzor / rossiya-sportivnaya-strana (дата обращения 22.03.2022).
- Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года [Элетронный ресурс ]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492 (дата обращения 22.03.2022).
- Лукьяненко В. П. Сущность понятия и главное предназначение общего образования по физической культуре / В. П. Лукьяненко // Физическая культура в школе. – 2016. – № 2. – С. 5.
- Лукьяненко В. П. Реализация принципа природосообразности в процессе преподавания учебного предмета «Физическая культура» / В. П. Лукьяненко, Н. В. Муханова // Физическая культура в школе. – 2020. – № 5. – С. 8.
- Горелов А. А. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования / А. А. Горелов, С. А. Горелов, В. В. Сокорев // Ученые записки университета им. П.Ф Лесгафта. – 2008. – № 5 (39). – С. 42.
- Ивахненко Г. А. Проблемы и перспективы вузовского физкультурного образования / Г. А. Ивахненко, В. В. Кузьмин // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 4 (158). – С. 112.
- Коротков В. Г. Составление индивидуальной программы физического самовоспитания как составная часть физкультурного образования студента / В. Г. Коротков, Е. Ю. Малянова // Аллея науки. – 2018. – № 9 (25). – С. 657.