Мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни, или Как социальные сети могут мотивировать поколение Z заниматься спортом и вести здоровый образ жизни | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Константинов, К. Д. Мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни, или Как социальные сети могут мотивировать поколение Z заниматься спортом и вести здоровый образ жизни / К. Д. Константинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 260-264. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90059/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрываются основные мотивационно-ценностные показатели и инструменты, которые побуждают студентов к здоровому образу жизни. Также рассматривается вопрос об особенностях мотивации к занятию спортом поколение сегодняшних первокурсников. Приводится модель мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни. Делается вывод о необходимости включения новых инструментов, в том числе использование социальных сетей педагогов, для повышения интереса студентов к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: поколение Z, мотивационно-ценностные показатели, здоровый образ жизни, социальные сети.

Введение

Для начала необходимо отметить, что мотивационно-ценностные показатели, которые побуждают в том числе заниматься физическим спортом и вести здоровый образ жизни у каждого поколения свои. И те инструменты, которые действовали в отношении наших родителей (публичное одобрение, вручение грамот и даже повышение стипендий), становятся абсолютно бесполезны или малоинтересны при работе с современными студентами.

Поколение сегодняшних первокурсников — поколение Z — первое по-настоящему цифровое поколение, которое еще называют Homelanders (домоседы), всю информацию мы черпаем в основном из Сети, играем в игры онлайн, общаться предпочитаем в соцсетях или при помощи мессенджеров.

Сегодня хорошо видно, что наше поколение — это другое, не побоюсь этого слова, уникальное поколение. И если мы другие — значит, и инструменты должны использоваться совершенно иные, отражающие наши потребности и привычки.

Многочисленные исследования ученых, говорят о том, что формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни влияют как психологические, так и социальные факторы: особенности личностные (адаптивные, когнитивные и мотивационные), образ жизни, уровень жизни и социальная среда, которая окружает. Еще советскими, а теперь и современными учеными выявлена взаимосвязь между здоровым образом жизни и стилем жизни у студентов.

Так, о важности здорового образа жизни писали Ю. В. Громыко, А. К. Зиньковский и Ю. П. Лисицын, Л. Ф. Тихомирова. Взаимосвязь между здоровым образом жизни и стилем жизни у студентов рассматривали в своих работах О. А. Александров, Л. И. Анциферова, А. Г. Асмолов, А. П. Лаптева.

Цель моего исследования — выявить особенности формирования ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни и какие инструменты позволяют его скоррелировать, другими словами, мотивировать поколение Z заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. В своей работе я попытаюсь доказать положение о превалирующим влиянии психологических факторов над социальными при влиянии на мотивационно-ценностное отношение нынешних студентов к здоровому образу жизни. При этом, я абсолютно согласен с мнением большинства ученых об уникальной роли педагогов в формировании правильного отношения студентов к правильному здоровому образу жизни (Н. М. Аносов, С. О. Авчинникова, Е. А. Борковская, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, М. Я. Вилепский, В. П. Казначеев, М. С. Коган, Н. И. Непомнящая, В. А. Сластёнин).

В своей работе, кроме изучения научной литературы, я рассмотрел мотивационно-ценностное отношение к здоровому образу жизни, проведя опрос студентов 1 курса факультета информационных систем и технологий Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

На основе проведенного анализа и изученных научных работ в статье будут предложены конкретные инструменты по работе со студентами, которые формируют мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни.

Для упрощения понимания мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни представляется мне в виде следующей модели с внешними и внутренними мотивами, побуждающими к действию.

Первое и самое важное, самоопределение студента в картине здорового образа жизни. «Я — здоровый», для того чтобы чувствовать себя здоровым мне необходим хороший сон, правильное вкусное питание и качественное рабочее место (монитор, который позволяет не портить зрение и т. д.). Начиная, с подросткового возраста, кроме сна и питания, мне хочется нравиться себе в зеркале или на камере телефона, на этом этапе необходимо получение профессиональных знаний и умений, которые решат эту задачу. И здесь как раз определена особая роль ВУЗа, на занятиях физкультуры у студентов появляется возможность получить данные знания в максимально сжатой и адоптированной форме.

Эта модель максимально упрощена, но как видим, здесь отсутствует такой показатель как одобрение окружающих. Ни заставить, ни уговорить, ни мотивировать нынешнее поколение студентов к здоровому образу жизни без личного желания студента невозможно. Как мы видим, основными и решающими являются внутренние, а не внешние мотивы.

Следующий важный момент, на котором я хотел бы остановиться, это как именно формируется мотивационно-ценностное отношение студентов к здоровому образу жизни.

Исходя из проведенного опроса студентов 1 курса факультета информационных систем и технологий Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (36 человек) и изученной литературы (Н. М. Аносов, С. О. Авчинникова, Е. А. Борковская, И. И. Брехмаи, Э. Н. Вайнер, М. Я. Вилепский, В. П. Казначеев, М. С. Коган, Н. И. Непомнящая, В. А. Сластёнин) я могу сделать вывод, что процесс образования мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни всегда специально организованное и целенаправленное взаимодействие сначала «ребенок — родитель, воспитатель-педагог», потом «подросток — подросток, педагог», «студент — студент, педагог».

Поясню, от рождения приблизительно до 10 лет, основное влияние на правильное отношение к здоровому образу жизни имеют родители, воспитатели детских садов и учителя начальной школы. На этапе от 10 лет до 17 лет происходит замещение решающей роли родителей на одногодок, одноклассников, при этом значительная роль педагогов по-прежнему сохраняется, на этапе от 17 лет и старше, вплоть до окончания вуза, влияние преподавателей по-прежнему является основным и решающим при выборе студентом здорового образа жизни.

То есть, мы прояснили для себя что процесс мотивационно-ценностного отношения студента к здоровому образу жизни это всегда взаимодействие педагога и студента.

Следующее положение, определим на что направлено взаимодействие педагога и студента в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения — построение здорового стиля жизни с использованием современных технологий, а именно использование виртуального пространства социальной сети как площадки взаимодействия педагога со студентами.

Данный вопрос сегодня уже изучен такими учеными как В. И. Гинко, И. А. Голицын, А. В. Диков, О. А. Клименко, О. М. Макеев, А. В. Могилев, А. Г. Татаров.

Данные ученые утверждают, что социальные сети как иструмент взаимодействия студентов и педагогов должны изучаться более серьезно, потому что для студентов нынешнего поколения они могут быть рассмотрены как для индивидуальной, так и в коллективной работе учебной группы.

Значительная степень разноплановой эффективности социальных сетей связана с внутренним замыслом данной категории сайтов. Разработчики создают их на основании ряда принципов, которые призваны привлечь внимание пользователей.

Некоторые из этих принципов применимы при создании поля интерактивного взаимодействия педагога со студентами: принцип присутствия (возможность студентов увидеть преподавателя онлайн, вступить с ним в диалог с целью решения учебных задач); принцип общения (студенты могут комментировать учебные материалы, обсуждать их между собой, уточнять сложные спорные моменты у преподавателя); группы (возможность сформировать внутри социальной сети сообщество по интересам, например, виртуальную группу учебной группы с ежедневным выкладыванием роликов о здоровом образе жизни, распространении информации, выложенной преподавателем в группе или на собственной странице в социальной сети); коммуникативный принцип — обмен (возможность предоставлять студентам учебные материалы — фотографии, документы, ссылки, презентации и т. д.).

Следствием данного подхода к работе педагога со студентами становится демократизация обучения, что особо важно для нынешнего поколения Z. Выражается она в том, что студент самостоятельно распределяет время самоподготовки, производит поиск информации и выбор информационных ресурсов, которые в наибольшей степени отвечают его интересам и потребностям, обращаясь к преподавателю за советом и помощью в случае возникновения проблемы.

Кроме того, использование социальной сети способствует устранению психологических барьеров между студентом и педагогов, вводит их в плоскость параллельных взаимоотношений, подразумевающих равенство субъектов общения и интеракционизм, т. е. ориентацию на «значимого другого», его поведение и то, как он воспринимает проявления партнера.

В то же время работа в социальной сети способствует повышению уровня индивидуализации образовательного процесса. Психологические особенности некоторых студентов не позволяют им полностью удовлетворить информационный запрос на занятии. Например, кто-то может растеряться при ответе или стесняться задавать вопросы, опасаясь показаться неумным. При этом посредством социальной сети преподаватель в состоянии эффективно сотрудничать с каждым участником виртуального пространства, оказывать на него целенаправленное педагогическое воздействие, добиваясь поставленных образовательных и воспитательных целей.

Таким образом, использование социальной сети в образовательном процессе имеет следующие преимущества: привычная среда для студентов поколения Z; возможность создания сетевого учебного контента; возможность совместной работы педагога и студента; наличие форума, стены, чата, где можно делиться информацией и устраивать обсуждение; возможность педагога отслеживать активность студентов через ленту друзей; повышение дисциплины студента, так как отсутствует возможность сказать «Я не понял или я не знал».

Заключение

Таким образом, использование социальных сетей как площадки взаимодействия педагога со студентами представляется важным направлением развития педагогики, изменения образовательной парадигмы, эффективного обучения, в том числе физической культуре, и является эффективным инструментом для мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни. По моему мнению, знание студентом того, что преподаватель готов к взаимодействию в подходящий для него момент в наиболее удобном месте — в данном случае в виртуальном пространстве, мотивирует меня к выполнению заданий, способствует глубокому усвоению материала и. в целом, позволяет добиваться решать весь комплекс педагогических задач.

Также исходя из вышеперечисленного, необходимо отметить, что личный пример педагогов, активное и регулярное ведение социальных сетей, публикации, которые подтверждают слова о необходимости ведения здорового режима жизни (размещение личных роликов с примерами зарядок или спортивных достижений), могут стать очень важным инструментом к повышению мотивационно-ценностного отношения студентов к здоровому образу жизни.

Литература:

  1. Александров О.А,Комплексная программа здоровья / О. А. Александров. — М.: Медицина, 1988. — 90с.
  2. Александрович О. Ю. Оптимизация учебных занятий в специальной медицинской группе студентов Иркутского государственного университета. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2016. — 66с.
  3. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2002. — 416с.
  4. Брехман, И. И. Валеология — наука оздоровье / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208с.
  5. Буковский В. А. Физиологические основы здоровья и долголетия: теория и практика оздоровительной гимнастики: Учебн.пособие. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. — 147с.
  6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Краткий курс. 1926. — 348 с.
  7. Гинко В. И., Голицына И. Н. Социальные сети как виртуальное образовательное пространство// Учебные технологии. 2013. № 4. С.146–154.
  8. Гинко В. И., Тараров А. Г. Сетевое взаимодействие в образовательной среде// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 4 (36). С. 13.
  9. Громыко, Ю. В. Проблемы образовательной политики в Российской Федерации / Ю. В. Громыко. — Тюмень, 2000. — 234 с.
  10. Диков А. В. Социальные сети на службе педагога// Народное образование. 2013. № 9. С.200–205.
  11. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса// Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме, 2012. С.405–407.
  12. Коняева М. А. Исследование мотивационно-ценностных отношений студентов Саратовской консерватории к вопросам формирования и сохранения здоровья / Сборник. Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–27. — С.603.
  13. Красноперова Н. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления: монография. Красноярск: СибГТУ, 2016. — 180с.
  14. Ларина О. В. Организация двигательной активности, как одно из словий здорового образа жизни // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сборник статей по материалам IV международной, межвузовской, учебно-методической и научно-практической конференции. Саратов: Издательство: ООО «Центр социальных агроинноваций СГАУ». 2016. С.25–29.
  15. Лисицын Ю. П. Здоровый образ жизни / Ю. П. Лисицын, И. Н. Ступаков. — Москва: НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН, 2008. — 75с.
  16. Макеева О. М. Возможности использования социальных сетей в реализации профессиональной деятельности преподавателями педагогического колледжа//С. 288–290.
  17. Макеева Т. В., Тихомирова Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика. М.: Юрайт. — 256с.
  18. Могилев А. В. Социальные сети — школа будущего!// Народное образование. 2012. № 6. С.170–175.
  19. Тихомирова, Л. Ф. Деятельность учреждений образований по охране и укреплению здоровья детей /Л. Ф. Тихомирова. // Учебно-методическое пособие. — Ярославль, 2010. — 347с.
  20. Чалдышкина Н. Н. Педагогические потенциалы виртуальных социальных сетей в работе с детьми и молодежью// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 3. С. 119–124.
  21. Хусаинов Б. А. Прогностические аспекты повышения у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре // Молодой ученый. — 2013. № 1. С.378–381.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, мотивационно-ценностное отношение студентов, студент, социальная сеть, виртуальное пространство, мотивационно-ценностное отношение, взаимодействие педагога, нынешнее поколение, образовательный процесс, Поволжский государственный университет.


Ключевые слова

социальные сети, здоровый образ жизни, поколение Z, мотивационно-ценностные показатели

Похожие статьи

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Поддержание заинтересованности подростков в спорте

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса мотивации подростков к занятиям командным спортом. Проведенное исследование позволяет оценить ситуацию, связанную с уменьшением числа подростков, заинтересованных командным спортом, и определить основные п...

Аэробика как средство формирования положительной мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой

В современном мире, насыщенном сидячим образом жизни и многочисленными искушениями цифровой эпохи, поддержание физической активности и забота о здоровье становятся более актуальными, чем когда-либо. Помимо физических выгод, регулярные занятия физичес...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни

В статье авторы диагностируют начальный уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов-первокурсников, после чего предлагают комплекс мер для повышения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни.

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Похожие статьи

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Поддержание заинтересованности подростков в спорте

Данная статья посвящена рассмотрению вопроса мотивации подростков к занятиям командным спортом. Проведенное исследование позволяет оценить ситуацию, связанную с уменьшением числа подростков, заинтересованных командным спортом, и определить основные п...

Аэробика как средство формирования положительной мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой

В современном мире, насыщенном сидячим образом жизни и многочисленными искушениями цифровой эпохи, поддержание физической активности и забота о здоровье становятся более актуальными, чем когда-либо. Помимо физических выгод, регулярные занятия физичес...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни

В статье авторы диагностируют начальный уровень сформированности потребности в здоровом образе жизни у студентов-первокурсников, после чего предлагают комплекс мер для повышения уровня сформированности потребности в здоровом образе жизни.

Привлечение студентов к здоровому образу жизни во внеаудиторное время

В работе рассмотрены направления привлечения студентов к здоровому образу жизни. Вследствие перенапряжения обучением наблюдается ухудшение процесса сохранения здоровья учащихся, что требует целенаправленной работы образовательного учреждения по влиян...

Использование проблемного обучения в формировании здорового образа жизни у дошкольников

В статье рассматривается проблемное обучение как одной из эффективных образовательных технологий, позволяющей сформировать культуру здоровья у дошкольников. Дается обоснование использования проблемного обучения, и обзор литературы по проблеме формиро...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В статье авторы рассматривают вопрос формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Предлагаются доступные формы проведения игр, нацеленных на формирование здорового образа жизни у дошкольников, которые смогут использовать...

Задать вопрос