Актуальность выбранной темы исследования определяется важностью изучаемых вопросов для эффективного осуществления искового производства по административным делам и существующими здесь проблемами. В данной статье автор рассматривает некоторые аспекты классификации административного иска. При этом приводятся различные деления на виды этого иска в научной литературе. Особое внимание уделяется изучению такого явления как коллективный административный иск. Предложена авторская классификация административного иска.
Ключевые слова: административный иск, классификация административного иска, коллективный административный иск, пандемия, материально-правовое требование.
The relevance of the chosen research topic is determined by the importance of the studied issues for the effective implementation of litigation in administrative cases and the existing problems. In this article, the author discusses some aspects of the classification of an administrative claim. At the same time, various divisions into types of this claim are given in the scientific literature. Particular attention is paid to the study of such a phenomenon as a collective administrative action. The author's classification of the administrative action.
Keywords: administrative lawsuit, classification of administrative lawsuit, collective administrative lawsuit, pandemic, substantive claim.
Институту административного иска посвящен ряд специальных научных исследований. Однако до настоящего времени многие из позиций исследователей по основополагающим положениям, касающимся рассматриваемого правового явления, не являются общепризнанными, что свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки и анализа данной проблематики. Так существует множество различных классификаций этого иска, которые авторы проводят, исходя из различных критериев.
Таким образом, целесообразность дальнейших исследований указанной проблематики обусловлена необходимостью научного осмысления такого правового явления как административный иск, что связано, с одной стороны, с насущными проблемами судебной практики по таким делам, а с другой — с теоретическими проблемами, связанными с методологическим обеспечением дальнейшего проведения судебно-правовой реформы .
Итак, административные иски могут быть классифицированы, опираясь на различные критерии.
Так, по субъектному критерию А. Б. Зеленцов, О. А. Ястребов разделяют рассматриваемые иски на:
– административные иски частных лиц (физических лиц и организаций) к органам и должностным лицам публичной власти по административным делам, предусмотренным ч. 2 ст. 1 КАС РФ;
– административные иски органов (должностных лиц) публичной власти при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (частным лицам) по делам, предусмотренным ч. 3 ст. 1 КАС РФ.
По предмету иска — процессуально-правовая классификация в зависимости от того, какой способ защиты права намерен получить от суда истец:
– административные иски о признании;
– административные иски о присуждении;
– преобразовательные административные иски.
В зависимости от того, является ли объектом нарушенного права благо, поддающееся денежной оценке:
– имущественные;
– неимущественные [14, с. 421–422].
И. В. Тимошенко считает, что административные иски как обращенные к суду требования следует подразделять на иски о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов и на иные вытекающие из административных и иных публично-правовых отношений иски [16, с. 105].
В том числе, административные иски могут быть классифицированы по характеру защищаемых интересов на личные и коллективные (групповые).
«Личные административные иски — это иски, направленные на защиту административным истцом своих собственных интересов. Он действует в свою пользу, является участником спорного материального правоотношения и непосредственным выгодоприобретателем по судебному решению» [14, с. 423].
«Коллективные (групповые) административные иски — это иски, заявляемые уполномоченным лицом или несколькими уполномоченными лицами и направленные на защиту интересов многочисленной группы лиц или неопределенного числа ее членов» [14, с. 424]. Думается, этот вид административных исков вызывает особый научный интерес ввиду его непростой конструкции, а также актизивизации применения этого иска в связи с пандемией.
Возможность подачи коллективных административных исков предусмотрена в сфере административных и иных публичных правоотношений относительно различных категорий дел, предусмотренных ч. 2 ст. 1 КАС РФ [2].
Для использования данного процессуального инструмента необходимо соблюдение целого ряда условий. Первое — подача коллективного административного иска возможна при многочисленности группы лиц или неопределенности числа ее членов, затрудняющих разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке соучастия.
В качестве примеров можно вспомнить ситуацию с действиями региональных властей в период пандемии коронавируса, когда в регионах:
– вводились самоизоляция и цифровые пропуска;
– использовались мобильные приложения для отслеживания контактов лиц, заболевших COVID-19;
– были закрыты рестораны, салоны красоты, кинотеатры и другие развлекательные места, а также
– приняты иные меры [15, с. 38].
У некоторых граждан недовольство вылилось в подачу коллективных административных исков против органов власти с целью признания незаконными и отмены соответствующих запретов и ограничений. Так, в СМИ писали, что в столице группа людей во главе с муниципальным депутатом оспаривали Указ Мэра г. Москвы «О введении режима повышенной готовности» [3]. Они ссылались на ст. 27 и 55 Конституции РФ [1] о свободе передвижения и возможности ее ограничения только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и иных конституционно значимых ценностей. Суд ожидаемо оставил коллективный административный иск без удовлетворения [12].
Отказ в удовлетворении коллективных административных исков об оспаривании действий публичных властей, связанных с введением запретов и ограничений, суды, как правило, обосновывали сложной эпидемиологической ситуацией, вызванной вспышкой коронавируса. Решением Всемирной организации здравоохранения 20.01.2020 данная угроза уровня международной опасности была объявлена чрезвычайной ситуацией международного значения. А 11.03.2020 ситуация была признана пандемией.
Иными словами, уровень угрозы оказался совершенно беспрецедентным, в связи с этим весь мир находился в опасности. Поэтому публичные власти были вправе применить соответствующие меры, направленные на сдерживание распространения заболевания, что нашло отражение в судебной практике [6].
Вторым условием для принятия судом коллективного административного иска является однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований [15, с. 39].
В качестве примера третьего основания — наличие общего административного ответчика (административных соответчиков) — можно назвать иск группы военнослужащих одной воинской части к ее командиру по поводу условий прохождения службы, одинаковых для них всех [15, с. 40].
И наконец, четвертым основанием для принятия судом коллективного административного иска к производству является использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав [13, с. 129].
В качестве примеров коллективных административных исков можно привести следующие типичные случаи:
– оспаривание положений нормативного правового акта РФ полностью или в части группой граждан, чьи права и обязанности он затрагивает [6];
– жалоба лиц, осужденных к лишению свободы, на нарушение условий содержания или возникновение угрозы такого нарушения [5];
– оспаривание участниками публичного мероприятия действий и решений по его приостановлению или прекращению [4];
– требования собственников земельных участков к органам власти о признании недействующим генерального плана поселения в части размещения завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов [8];
– требование собственников жилых помещений к органам власти о признании недействительными результатов публичных слушаний по вопросам межевания территории кварталов, которые влекут уменьшение земельного участка, составляющего придомовую территорию их многоквартирного дома [9];
– требование жителей многоквартирного дома о признании недействующим в части распоряжения столичной мэрии о включении такого дома в адресный перечень домов, подлежащих сносу в рамках программы комплексной реконструкции квартала [10];
– оспаривание жителями проекта организации санитарной охраны источников питьевого снабжения городского округа или иного территориального образования при его несоответствии установленным требованиям [11] и др.
Итак, можно сделать вывод, что институт коллективного административного иска (ст. 42 КАС РФ) направлен на достижение экономии времени, поскольку каждому из участников такого спора нет, выставляющих однотипные требования необходимости обращаться в суд в самостоятельном порядке с отдельным иском, при этом исключается риск вынесения противоречивых судебных актов, что было бы возможно при рассмотрении дел индивидуально.
Классификация административных исков может быть осуществлена с учетом характера заявляемого административным истцом материально-правового требования. Исходя из этого критерия, автор предлагает следующую классификацию административных исков:
– административные иски об оспаривании нормативных правовых актов публичных субъектов;
– административные иски об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия публичных субъектов;
– административные иски об обязании публичных субъектов воздержаться от совершения определенных действий;
– административные иски о принудительном совершении по отношению к гражданину определенных действий в установленных законом случаях.
Итак, проведенное исследование показало, что в научной литературе существует значительное количество классификаций административных исков, исходя из положенных в основу той или иной классификации критериев. Представляется, что такое деление обозначенных исков на группы позволяет глубже уяснить их правовую природу.
Автором предложена собственная классификация административных исков, в основу которой положен характер заявляемого административным истцом материально-правового требования.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL: http://www.pravo.gov.ru.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 10. — Ст. 1391.
- Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2020. — № 14.
- Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2018. — № 8.
- Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2019. — № 2.
- Постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2019. — № 2.
- Постановление Верховного Суда РФ от 18.06.2021 № 5-АД21–44-К2 // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.
- Апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 21.10.2020 по делу № 66а-1959/2020 // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.
- Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020 по делу № 88а-20877/2020 // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.
- Апелляционное определение Московского городского суда от 14.09.2020 по делу № 33а-3680/2020 // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.
- Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 10.07.2020 № 33–333/2020 // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru.
- Анализ законности указов Мэра г. Москвы о мерах против коронавируса. — URL: https://lawfirm.ru/comments/index.php?id=20809 (дата обращения: 15.12.2021).
- Борисов, А. Н. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (постатейный) / А. Н. Борисов, Р. П. Лагвилава. — М.: Юстицинформ, 2018. — 535 с.
- Зеленцов, А. Б. Судебное административное право / А. Б. Зеленцов, О. А. Ястребов. — М.: Статут, 2017. — 768 с.
- Рябчиков, Г. Практика применения коллективных административных исков / Г. Рябчиков // Юридический справочник руководителя. — 2021. — № 5. — С. 38–42.
- Тимошенко, И. В. Альтернативный административный иск как процессуальное средство защиты нарушенного права / И. В. Тимошенко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2021. — № 1. — С. 104–110.