В статье рассмотрено понятие служебно-трудового спора с участием сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: понятие, служебно-трудовой спор, участие сотрудников.
Служба в органах внутренних дел представляет собой один из видов государственной службы в Российской Федерации. Нужно отметить, что понятие «государственная служба в органах внутренних дел» на практике и в литературе употребляется не часто. Наиболее употребляемым является словосочетание «служба в органах внутренних дел». Однако, не вызывает сомнений, что служба в ОВД представляет собой именно вид государственной службы. На это же указывает законодатель, ведь в Преамбуле Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ «О службе») указано, что данный нормативный акт «…регулирует порядок и прохождение государственной службы сотрудниками внутренних дел» [1]. Также, служба в ОВД представляет собой особый вид трудовой деятельности, на который распространяют свое действие и нормы трудового права.
Одной из значимых категорий в трудовом праве является категория «трудовой спор». В тоже время, особенности трудовой деятельности государственных служащих (в том числе, служебной деятельности сотрудников ОВД), позволяют сделать вывод, что споры в данной сфере являются не сугубо трудовыми, а служебно-трудовыми.
Возникновению служебно-трудового спора всегда предшествует возникновение служебно-трудового правонарушения. Сущность правонарушения состоит в несоблюдении (нарушении) установленных правил, обязанностей, требований, определенных нормативно-правовыми актами, инструкциями, положениями и пр. Нарушения могут происходить как со стороны сотрудника ОВД, так и со стороны руководителя, но касаются вопросов прохождения службы.
Понятие служебно-трудового спора можно рассматривать в материальном и процессуальном аспектах. В материальном аспекте этот термин означает разновидность социального конфликта, который имеет общетеоретические, психологические и социологические аспекты. В процессуальном смысле под служебно-трудовым спором традиционно понимается рассмотрение в установленном порядке разногласий, не решенных добровольно между субъектами служебно-трудовых отношений по поводу действительного или мнимого нарушения прав.
По своей сути, разрешение индивидуальных служебно-трудовых споров (конфликтов) направлено на: защиту права на труд, других служебно-трудовых прав и интересов; четкое, эффективное, доступное и справедливое решение служебно-трудового спора (конфликта) соответствующим юрисдикционным органом; вынесение справедливого, законного решения соответствующим юрисдикционным органом; соблюдение правопорядка в сфере прохождения службы.
Государственные служащие, в том числе сотрудники ОВД, чаще всего, обращаются в компетентные органы для защиты своих трудовых прав: по поводу наложенного дисциплинарного взыскания; в случае необоснованного увольнения с должности; в случае, когда вывод по оценке его служебной деятельности содержит негативную, несправедливую по мнению сотрудника ОВД оценку и пр.
Этот перечень можно дополнить оспариванием исполнения служащими своих служебных обязанностей, например, исполнение решений государственных органов, приказов (распоряжений), поручений руководителей, которые могут носить необоснованный, противоправный характер. Кроме того, нередко бывают случаи, когда руководители, злоупотребляя своими должностными полномочиями и используя свой служебный авторитет, поручают подчиненным выполнение задач не служебного характера, а личного. Также основанием для возникновения конфликтов в органах внутренних дел может являться непрофессионализм руководителей. Как правило, непрофессионализм влечет за собой некомпетентность, которая негативно влияет на осуществление руководителями их организационно-распорядительных функций. Не следует также забывать о случаях дискриминации как при приеме на службу, так и в процессе прохождения службы, в том числе по отношению к женщинам.
Одной из особенностей рассмотрения служебно-трудовых споров в ОВД является то, что отношения государственной службы в органах внутренних дел, в которые вступают сотрудники МВД России, «неоднородны по субъектному составу, основаниям возникновения, содержанию, юридической природе и являются предметом правового регулирования различных отраслей права» [2].
Так, специфика взаимоотношений обусловлена, прежде всего, внутренними связями конкретного сотрудника полиции с государством в лице конкретных органов внутренних дел и их должностных лиц. Это означает, что в начале возникновения конфликта, по всем спорным вопросам, сотрудник ОВД может обратиться с письменным рапортом о возникших разногласиях к своему непосредственному начальнику. Это связано с тем, что основой существования правоотношений в органах внутренних дел являются служебно-трудовые отношения. Данные отношения складываются между сотрудниками государственных органов (в том числе, ОВД) и соответствующими органами по поводу возникших разногласий по службе. Кроме того, «служебно-трудовые и внутренние государственно-служебные отношения совпадают во времени, одновременно возникают, функционируют и прекращаются, они представляют собой самостоятельные виды правовых отношений» [3]. И наконец, поскольку служебно-трудовые отношения в органах внутренних дел по всем критериям подпадают под понятие отношений наемного труда, следовательно, прослеживается определенная взаимосвязь в аспекте нормативного правового регулирования данного вида правоотношений и нормами трудового законодательства. Однако, следует отметить, что по своему содержанию понятие «служебно-трудовой спор» гораздо шире, нежели содержание понятия «трудовой спор», поскольку последний возникает чаще всего лишь в отношении установленных условий труда. Служебно-трудовой спор с участием сотрудника ОВД возникает по вопросам, которые связаны с применением федеральных законов и других нормативных правовых актов, регулирующих прохождение службы в органах внутренних дел Российской Федерации, между руководителем федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел или уполномоченным руководителем и конкретным сотрудником органов внутренних и др.
При этом следует учитывать, что помимо служебно-трудовых отношений сотрудники органов внутренних дел могут стать участниками непосредственно связанных со служебно-трудовыми отношений, в частности, по материальной ответственности за причиненный ущерб и по разрешению споров, правовое регулирование которых выходит за пределы действия административного права и относится к предмету трудового и гражданско-процессуального законодательства.
Само понятие «служебно-трудовой спор с участием сотрудника органов внутренних дел» можно назвать относительно новым в российской правовой науке. Данное определение не закреплено в действующем законодательстве.
Однако ФЗ «О службе» закрепляет определение понятия «служебный спор». Так, в соответствии со ст. 72 указанного закона «служебный спор — это возникновение разногласий, ввиду несходства во мнениях и взглядах при прохождении службы в органах внутренних дел, связанной с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением или прекращением, а также по вопросам, связанным с правовым статусом сотрудника органов внутренних дел» [4].
При этом, под служебно-трудовым спором, на наш взгляд, следует понимать неурегулированные разногласия, возникшие между руководителем (начальником) и сотрудником ОВД (гражданином, поступающим на службу либо уволенным со службы), по поводу применения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг правоотношений, складывающихся по поводу реализации сотрудником ОВД права на труд в рамках прохождения ним службы в ОВД РФ. Таким образом, принципиальным отличием правовой категории «служебный спор» от термина «служебно-трудовой спор» является то, что понятие «служебно-трудовой спор» по своему объему уже нежели понятие «служебный спор» [5]. Правовая категория «служебный спор» включает в себя и споры, которые возникают, например, по причине несоблюдения сотрудником полиции ограничений и запретов, возложенных на него действующим законодательством о службе. А служебно-трудовые споры возникают лишь по поводу реализации сотрудником права на труд в рамках служебной деятельности. Так, например, о служебно-трудовом споре речь может идти тогда, когда его предметом выступает право на получение денежного содержания сотрудником полиции, право на охрану труда, право на отдых, право на социальное обеспечение и пр.
Служебно-трудовые споры с участием сотрудников органов внутренних дел имеют свои особенности, это:
предмет спора, в качестве которого обычно выступает определенный объем правомочий участников конкретных служебно-трудовых правоотношений;
разрешение или урегулирование спора происходит в рамках формализованных процессуально-правовых форм или юридически обязательных либо рекомендуемых процедур [6].
Условия, при которых возможен служебно-трудовой спор определяет в своей работе Я. П. Ванюшин, наличие неурегулированных разногласий; стороны служебного спора; индивидуальность служебного спора; письменное обращение для разрешения судебного спора [7].
Существование неурегулированных разногласий — это один из признаков возникновения служебно-трудового спора. Разногласия сторон — это обязательное условие служебно-трудового спора. Наличие разногласий сторон означает наличие противоположных мнений, разные позиции по отношению к какому-то делу.
Нормативную базу, которая регулирует порядок разрешения служебно-трудовых споров, составляет ФЗ «О службе» [8], определяющих основные положения прохождения службы в ОВД, а также порядок разрешения служебно-трудовых споров. Еще одним нормативно-правовым актом, регулирующим служебно-трудовые споры в ОВД, является приказ МВД России от 01.02.2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [9]. В главе XVII «Рассмотрение служебного спора в органах внутренних дел» данного нормативного акта достаточно подробно определены сущность и порядок рассмотрения служебно-трудовых споров при прохождении службы в ОВД. Именно в этом документе подробно закреплена процедура возбуждения, рассмотрения, разрешения служебного спора, возникающего в сфере внутренних дел.
Также, следует отметить, что по вопросам, которые не урегулированы действующим ведомственным законодательствам, следует обращаться к нормам Трудового кодекса Российской Федерации. Так, в ст. 381 Трудового кодекса РФ регламентировано понятие термина индивидуальный служебный спор, которое является очень близким к тому, которое мы находим в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [10]. Тем не менее, мы согласимся с И. Калининым, что «несмотря на тождественность определений, служебные споры всё же возникают не из трудовых отношений, а из служебной деятельности, то есть из отношений, связанных с прохождением государственной службы» [11].
Как уже было сказано выше, чаще всего предметом индивидуальных служебно-трудовых споров являются разногласия, связанные с применением, например, ФЗ «О прохождении службы», разногласия по поводу заключения, изменения, прекращения контракта и др. Так, предметом служебно-трудового спора может быть необоснованный отказ в поступлении на службу в ОВД РФ. Также предметом индивидуального служебного спора может быть неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.
Служебно-трудовые споры классифицируются по таким критериями, как: 1) состав сторон служебно-трудового спора; 2) содержание спорных правоотношений.
Согласно первому критерию, т. е. по составу сторон служебно-трудового спора, эти споры разделяют на:
а) служебный спор между гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, и руководителем федерального органа исполнительной власти — Министром внутренних дел РФ;
б) служебный спор между гражданином, ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, и руководителем федерального органа исполнительной власти — Министром внутренних дел РФ;
в) служебный спор между сотрудником органов внутренних дел и руководителем федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел;
г) служебные споры между сотрудником органов внутренних дел и прямым руководителем или начальником (должностное лицо в органах внутренних дел, которому подчинен по службе сотрудник органов внутренних дел);
д) служебные споры между сотрудником органов внутренних дел и непосредственным руководителем или начальником (прямой руководитель или начальник, ближайший к сотруднику органов внутренних дел) (должностное лицо в органах внутренних дел, которому подчинен по службе сотрудник органов внутренних дел) [12].
В зависимости от содержания служебно-трудового спора можно выделить следующие их виды:
– служебно-трудовой спор о нарушении прав и законных интересов сотрудника ОВД соответствующим руководителем (начальником). К таким спорам, например, можно отнести спор по поводу нарушения права на предоставление информации о размере денежного содержания, выплачиваемого сотруднику, а также иных выплат, которые ему причитаются в связи со служебной деятельностью, а также размерах удержания; право на надлежащие условия прохождения службы; право на получение документов, справок с места прохождения службы для предъявления по месту требования и пр.;
– служебно-трудовой спор о нарушении личных прав сотрудника ОВД, которыми он наделен в связи с прохождением ним службы в ОВД РФ. Например, к таковым можно отнести право на получение денежного содержания, право на отдых, право на государственные гарантии, право на социальное обеспечение сотрудника полиции и членов его семьи и пр.;
– служебно-трудовой спор о применении к сотруднику полиции дисциплинарного взыскания;
– служебно-трудовой спор, возникший по поводу прекращения службы в ОВД РФ. Такой спор может возникать в случае, если сотрудник ОВД РФ не согласен с формулировкой причины (основания) для увольнения либо если спор возник по поводу несоблюдения процедуры увольнения со службы, которая определена в действующем законодательстве.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью 2 ст. 72 ФЗ «О службе» установлен прямой запрет на коллективные служебно-трудовые споры в ОВД.
Подводя итог, отметим, под служебно-трудовым спором следует понимать неурегулированные разногласия, возникшие между руководителем (начальником) и сотрудником ОВД (гражданином, поступающим на службу либо уволенным со службы), по поводу применения действующего законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих определенный круг правоотношений, складывающихся по поводу реализации сотрудником ОВД права на труд в рамках прохождения ним службы в ОВД РФ. Таким образом, принципиальным отличием правовой категории «служебный спор» от термина «служебно-трудовой спор» является то, что понятие «служебно-трудовой спор» по своему объему уже нежели понятие «служебный спор». Правовая категория «служебный спор» включает в себя и споры, которые возникают, например, по причине несоблюдения сотрудником полиции ограничений и запретов, возложенных на него действующим законодательством о службе. А служебно-трудовые споры возникают лишь по поводу реализации сотрудником права на труд в рамках служебной деятельности. Проведенный анализ показал, что нормативное правовое регулирование служебно-трудовых споров в ОВД осуществляется при помощи как ведомственных нормативных правовых актов, так и посредством применения норм трудового законодательства. Однако, трудовое законодательство может применяться лишь в случаях, когда отсутствует соответствующая правовая норма в законодательстве МВД РФ.
Литература:
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (в редакции от 08.12.2020). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/12192456/53070549816cbd8f006da724de818c2e/
- Карканова Д. Ю. Специальные субъекты трудовых правоотношений / Д. Ю. Карканова // Science time. — 2015. — № 3(15). — С.236–242. –
- Анисимов, А. Л. Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел /А. Л. Анисимов. //Трудовое право. -2009. — № 1.– С.267
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в редакции от 08.12.2020) //СЗ РФ. — 2011. — 5 декабря. — № 49. — Ст.7020. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/
- Саранкина Ю. А. Служебно-трудовые правоотношения в органах внутренних дел: учебное пособие. — Симферополь, Полипринт, 2020. С. 64.
- Коробченко В. В. Правовая природа служебных споров в cфере гражданской службы /В. В. Коробченко, В. А. Сафонов. — // LEX RUSSICF (РУССКИЙ ЗАКОН). — 2016. — № 10 (115). — С.192
- Ванюшин Я. П. Государственная служба в органах внутренних дел: учебное пособие — 2-е изд., пер.и доп. /Я. П. Ванюшин, И. Н. Ванюшина. — Москва: Юрайт, 2020. — С.198
- О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (в редакции от 08.12.2020) //СЗ РФ. — 05.12.2011. — № 49 (ч. 1), ст. 7020
- Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел: приказ МВД Российской Федерации от 10 февраля 2018 года № 50 (в редакции от 24.11.2020г.). — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru
- Калинин И. Разрешение индивидуальных служебных споров: соотношение законодательства о труде и о госслужбе /И. Калинин. //Вопросы трудового права. — 2011. — № 4. — С. 71. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/59693331/
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ. — 07.01.2002. — № 1. — С.3.
- Маюров Н. П. Организация работы с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации в современных условиях. / Н. П. Маюров, Ю. А. Потапов, Г. Л. Константинов и др. — Санкт-Петербург, 2010. — С.324