Ведущей тенденцией дошкольного образования на современном этапе является безусловные приоритет познавательного и социально-коммуникативного развития перед духовно-нравственным воспитанием. Сегодня детей дошкольного возраста отличает раннее становление умения работать с информацией, системность мышления, критический подход к осмыслению социально значимых ценностей. Необходимо отметить, что все эти важные, с точки зрения личностного развития, ресурсы останутся лишь формальным выражением интеллектуальных способностей, если не будет задействована важнейшая составляющая системы целостного развития личности ребенка — духовно-нравственное воспитание, основанное на приобщении к национальной культуре, народному искусству, фольклору.
Практикующие педагоги все чаще сталкиваются с ситуациями, когда дети дошкольного возраста обнаруживают полное незнание произведений устного народного творчества. Богатейший художественный и языковой материал, содержащийся в пословицах и поговорках, потешках, пестушках, загадках, песнях и сказках русского фольклора, оказывается невостребованным в условиях домашнего воспитания. Как следствие, проблема поиска педагогических технологий, способных эффективно воздействовать на процесс личностного развития детей и формирование их ценностного отношений к миру является одной из ведущих для дошкольного образования нашего времени. Особенную актуальность рассматриваемая проблема приобретает в среднем дошкольном возрасте, когда формируются основные ценностные установки личности ребенка.
Трудно переоценить роль народного творчества в развитии и воспитании детей. С первыми произведениями фольклора ребенок знакомится еще в младенческом возрасте, слушая пестушки, потешки, колыбельные песни. В ранний период детства происходит встреча со сказкой. Наиболее популярны у детей раннего возраста сказки о животных. Малышей привлекает момент узнавания. Дети быстро запоминают, что лиса хитрая, волк злой, но недалекий, медведь сильный и т. д. Осмысление социальной роли того или иного персонажа в сказке становится первым шагом на пути формирования духовно-нравственных представлений ребенка о добре и зле, щедрости и жадности, трудолюбии и лени и т. п. В среднем дошкольном возрасте закрепляются и обогащаются ценностные установки, определяющие духовно-нравственные доминанты развивающейся личности.
Согласно общепринятой периодизации, средний дошкольный возраст охватывает период развития личности ребенка от 4 до 5 лет — время интенсивного развития внимания, памяти, наглядно-действенного мышления, речи. В среднем дошкольном возрасте у ребенка также активно продолжает формироваться воображение, представления о правилах и нормах социального поведения, а главное, происходит становление системы нравственных ценностей, и от того, какие духовные ориентиры станут ведущими, во многом зависит дальнейшая жизнь маленького человека.
В среднем дошкольном возрасте детям становится доступным весь репертуар устного народного творчества, представленный жанрами: загадок, скороговорок, былин, народных песен, пословиц и поговорок, волшебных и социально-бытовых сказок. Как следствие, многообразнее становится арсенал педагогических технологий работы с произведениями фольклора: наряду с словесными формами работы в непосредственной практике дошкольного воспитания все большую популярность приобретают методы и приемы работы, ориентированные на интеграцию различных областей целостного образовательного процесса: например, знакомство детей среднего дошкольного возраста с народным творчеством предполагает задействование таких образовательных областей, как:
– словесное творчество (рассказывание и слушание сказок);
– музыка (знакомство и исполнение народных песен);
– изобразительное искусство (аппликация и рисование по мотивам произведений фольклора, овладение навыками народных промыслов);
– театр (инсценировка фольклорных произведений);
– физическое развитие (использование народных потешек и песенок в режимных моментах, с целью сопровождения подвижных игр) и т. д.
Народные потешки и песенки способствуют созданию благоприятной эмоциональной атмосферы при организации режимных моментов в детском учреждении: умывании, кормлении или одевании. Дети с удовольствием вслушиваются в самобытное звучание народной речи, стараются уловить стихотворный ритм, впоследствии приходит и осознание смысла произведений народного творчества. Дошкольники легко запоминают слова потешек и песенок, самостоятельно воспроизводят их в процессе режимных моментов или игры, приобщаясь к культуре фольклора.
Игровая деятельность в среднем дошкольном возрасте является ведущей, в играх дошкольников можно заметить отголоски сюжетов народных сказок, обыгрывание характеров и поведения персонажей произведений фольклора. Искреннее удовольствие приносит ребенку возможность попрыгать, как зайка или подкрасться, как лисичка, дети успешно моделируют различные сказочные ситуации: строительство теремка или чаепитие в доме медведей.
Эффективным методом приобщения к миру народного творчества в среднем дошкольном возрасте становится чтение и слушание сказок. Особенностью психологии дошкольников 4–5 лет является недостаточность механизмов вербального восприятия, другими словами, для постижения ребенком неповторимого своеобразия художественного мира народной сказки необходимо максимально визуализировать ее содержание: использовать такие приемы, как:
– эвристическая беседа;
– работа с иллюстрациями известных художников;
– художественное рассказывание сказки педагогом с использованием фланелеграфа;
– художественное рассказывание сказки детьми с опорой на иллюстрации;
– драматизация сказочных сюжетов в театрализованных играх и т. д.
Особенной популярность среди дошкольников пользуется прием театрализованной игры, в первую очередь, ориентированный на развитие речи детей среднего дошкольного возраста. Сказки содержат богатейший материал для драматизации. В процессе работы над репликами персонажей, продуцированием собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура его речи, ее интонационный строй и выразительность: «В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными» [2, с. 5].
Театральные игры могут проводиться в форме миниатюрных постановок, а также представлять собой долгосрочные проекты, требующие тщательной постановочной подготовки. Передовая методика рекомендует организацию на базе ДОУ театральных студий, планомерно внедряющих работу по инсценированию сюжетов народной сказки в свой репертуар.
Целью обращения к приему «театрализованной игры» при изучении произведений народного творчества является всестороннее развитие личности ребенка, его познавательной, творческой, коммуникативно-речевой и мотивационной активности в контексте эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанного на последних достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного пространства.
Цель определяет задачи, стоящие перед субъектами образовательного процесса в ходе организации театрализованных постановок:
– обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
– развитие познавательных способностей;
– развитие творческого воображения и мышления;
– развитие коммуникативных и речевых навыков [1, с. 24].
Отдельной задачей можно выделить развитие мотивационной готовности ребенка к познанию, творчеству, общению с искусством русского народа и, как следствие, формированию ценностных ориентаций на основе процессов рефлексии и трансляции духовного опыта.
Среди распространенных форм работы можно выделить: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок и т. д.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что интеграция образовательных областей в целостной структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации является эффективным средством развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста, их приобщения к основам национальной культуры. Устное народное творчество, народная игрушка и народная игра представляют собой важнейшие ресурсы духовного развития личности. Культурное наследие каждого народа передаётся из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества, развивая и обогащая духовный мир личности, таким образом, фольклор является уникальным средством трансляции народной мудрости в сферу ценностных ориентаций каждого ребенка.
Литература:
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова — М.: Просвещение, 2017. — 127 с.
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. —288 с.