Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 06.04.2022

Статья просмотрена: 2514 раз

Библиографическое описание:

Семёнова, Ю. С. Обеспечение личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел / Ю. С. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90090/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор уточняет понятие психологической безопасности, рассматривает способы и условия обеспечения личной психологической безопасности сотрудников органов внутренних дел, а также формирует способы ослабления и последствия сильного стресса для них.

Ключевые слова: сотрудник, ситуация, личная психологическая безопасность, психологическая саморегуляция, психологическая травма, сильный стресс, способ ослабления стресса, условие стресса, действие, последствие, психолог.

Личная психологическая безопасность сотрудников — одна из важных составляющих работы органов внутренних дел. Она представляет собой максимально возможное сокращение воздействий психотравмирующих факторов, которые связаны со служебной деятельностью, а также минимизация их последствий.

Данная проблема комплексная, поэтому в разработке ее решения должны принимать участие медики, практические психологи и сам сотрудник, заинтересованный в устранении своих проблем в этой области. Часто в разных критических моментах даже обычные приемы психологической самозащиты помогут не менее, чем физическая самозащита. Если обратиться к опыту отечественных и зарубежных психологов ОВД, то можно сформировать перечень основных условий по обеспечению личной психологической безопасности в условиях риска:

  1. Важно знать о психофизиологических процессах, которые протекают в организмах людей при ощущении опасности;
  2. Важно усвоить конкретные схемы поведения в критических ситуациях, позволяющие выполнить профессиональные задачи и не пострадать;
  3. Важно овладеть различными действенными приемами психологической саморегуляции, применяя их перед критическими или опасными моментами, вовремя и после.

Если сотрудник уже имеет представление о том, что с ним происходит и почему, то он уже находится на верном пути и может действовать в правильном направлении. Наиболее трудным считается переход от стадии эмоций к стадии действия. Эмоциональная стадия может быть тесно связана с состоянием беспомощности, поэтому лучше всего и наиболее эффективнее сделать переход к стадии действий получается у сотрудников, чья физическая и профессиональная подготовка к условиям критических ситуаций находится на хорошем уровне.

Наиболее стабильное психологическое состояние может обеспечить вышеизложенная схема, так как данный переход позволит обеспечить чувство защищённости и увеличить результативность при исполнении поставленных задач, но не в каждой ситуации эта модель может являться достаточной для устранения стресса и минимизации различной степени последствий. Практическая деятельность отечественных правоохранительных органов и множество работ практических психологов ОВД формируют предпосылки к тому, что наибольшему количество сотрудников значимо владение навыками психологической саморегуляции.

Часто в стрессовых ситуациях у людей возникает чувство опасности, однако наравне с ним можно выделить беспомощность, неизвестность и неопределенность. От таких состояний могут появляться тяжелые психологические последствия, так как чувства потерянности, отсутствие знаний об окружении и будущем могут сводить с ума сотрудников в опасных для них ситуациях.

Подготовить различные варианты собственных действий в условиях стресса сотрудниками помогают психологи, которые могут качественно и эффективно проводить специальные групповые психологические тренинги, в ходе которых каждый лично для себя изучает возможные действия в условиях опасности. Примерами могут служить такие виды тренингов как ролевые игры, проигрывание отдельных ситуаций, которые связаны со службой или видеотренинги [2, с. 97], все они имеют свои плюсы и минусы, но их объединяет решение таких задач как:

  1. Формирование сотрудниками личного представления о возможных вариантах стрессовых ситуаций и реакций на них;
  2. Устранение чувств неизвестности и неопределенности;
  3. Развитие навыков прогнозирования хода событий;
  4. Устранение психологических препятствий и формирование готовности к действиям в условиях стресса.

Легче предотвращать психологические проблемы, чем их потом решать. На рис. 1 представлены способы ослабления стресса. Тренинги позволяют сотруднику выработать личные контролирующие качества и не зацикливаться на психотравмирующих моментах, а также позволят увидеть ситуацию в целом, собрав воедино все отдельные образы. Однако следует отметить, тренинги будут полезны для сотрудника только тогда, когда он проявляет заинтересованность, активность, сознательно работает и воспринимает руководство психолога.

Способы ослабления стресса [составлено автором]

Рис. 1. Способы ослабления стресса [составлено автором]

На рис. 2 представлены возможные последствия сильного стресса, они могут проявляться в разной степени сложности, также могут следовать сразу после психотравмирующих моментов либо быть отстрочены и проявиться гораздо позже.

Последствия сильного стресса [составлено автором]

Рис. 2. Последствия сильного стресса [составлено автором]

Все вышеизложенные последствия являются естественной реакцией человека на влияние стресса, чаще всего они носят временный характер, который зависит от степени психологической травмы и её личного значения для сотрудника. Например, когда сотрудник ОВД при возникновении конфликтной ситуации на массовом мероприятии действует в соответствии со ст. 24 ФЗ от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» [3], то вероятность психотравмирующих последствий возрастает. Далее, при получении психологической травмы, переживания могут сказываться на общем психологическом самочувствии, а также на взаимоотношениях с родными или товарищами на службе. Для того, чтобы этого избежать и не поддаваться своим эмоциям, необходимо трезво оценивать свои действия и поступки, не поддаваться желанию вступать в конфликты. Нужно также избегать травмирующие обстоятельства и мысли, которые могут напомнить о произошедшем.

Существует несколько путей выхода из периода острого реагирования — самостоятельно, с помощью близких и с помощью квалифицированного специалиста (психолога). Если же сотрудник не будет предпринимать каких-либо действий, то на основе стресса могут возникнуть разные негативные последствия, как алкоголизм, нетерпимость, тяга к экстремальным ситуациям, агрессивность, гипераффективная форма реагирования на людей или отдельные события, исключительно эмоциональные решения проблем и т. д.

В упомянутых случаях требуется создание программы последовательных действий для сотрудника, с учетом специфики конкретной службы, совместно со специалистами или руководителями ОВД [1], а также психологами и медицинскими работниками.

Литература:

  1. Мещерякова, А. В. Работа психолога с руководящими кадрами в системе правоохранительных органов: учебное пособие / А. В. Мещерякова; Южный федеральный университет. — 2-е изд. — Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. — 222 с.;
  2. Тарасенко, А. А. Подготовка сотрудников ОВД к обеспечению личной безопасности: учебное пособие / А. А. Тарасенко, П. Н. Войнов, В. Л. Михайликов. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 185 с.;
  3. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ. Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.
Основные термины (генерируются автоматически): личная психологическая безопасность, сильный стресс, сотрудник, последствие, психологическая саморегуляция, психологическая травма, ситуация, способ ослабления стресса, условие стресса, действие.


Ключевые слова

действие, сотрудник, ситуация, психолог, последствие, психологическая травма, личная психологическая безопасность, психологическая саморегуляция, сильный стресс, способ ослабления стресса, условие стресса

Похожие статьи

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

Настоящая статья посвящена исследованию влияния профессионального стресса на персонал организации, психологическим характеристикам профессионального стресса, причинам его возникновения, развитию психосоматических расстройств, а также последствиям воз...

Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В статье проводится теоретический анализ проблемы психической адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям

В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенап...

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Похожие статьи

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Психологическая работа как составная часть морально-психологического обеспечения деятельности государственной службы

В статье рассматривается роль и значение работы по психологическому просвещению в рамках повышения устойчивости к стрессорам в профессиональной деятельности государственных служащих (военнослужащих).

Психологическое благополучие педагогов как предмет психологических исследований

В статье проанализированы исследования, направленные на изучение различных аспектов психологического благополучия личности. Определенны личностные детерминанты психологического благополучия педагогов.

Влияние профессионального стресса на психическое здоровье персонала организации

Настоящая статья посвящена исследованию влияния профессионального стресса на персонал организации, психологическим характеристикам профессионального стресса, причинам его возникновения, развитию психосоматических расстройств, а также последствиям воз...

Роль личности в процессе психической адаптации к профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

В статье проводится теоретический анализ проблемы психической адаптации к экстремальным условиям профессиональной деятельности сотрудников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий...

Обеспечение личностной безопасности студентов-первокурсников

В статье определяется понятие личностной безопасности для индивидуума, связь личностной безопасности и тревожности. Выявлены основные причины повышенной тревожности среди студенческой группы и их влияние на успеваемость.

Психофизиологические характеристики индивидуума как группа факторов его личной безопасности

В статье рассматриваются психофизиологические характеристики индивидуума как важная группа факторов, влияющих на его личную безопасность. Исследование посвящено анализу того, как особенности психофизиологии, включая уровень стресса, когнитивные спосо...

Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям

В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенап...

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Задать вопрос