В данной статье раскрыто значение патриотического воспитания будущего поколения. Представлен проект, проведенный в старшей группе.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, Саратов, памятники, улицы, достопримечательности.
Патриотическое воспитание дошкольников сейчас одна из главных целей в системе образования. Сила страны в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Патриотизм — любовь к своему Отечеству. Это общественный и нравственный принцип отношения человека к своей стране. Благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и ВУЗе возможно формирование правильного уважительного гражданского отношения к своей Родине [5, с. 21].
Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со всей страной. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком те, которые ему наиболее доступны: дом, детский сад, родной край, люди, живущие в этом краю, традиции, общественные события. Именно поэтому, работа по патриотическому воспитанию в детском основывается на следующих принципах:
– Принцип расширения связей ребёнка с окружающим миром.
– Принцип приоритетности регионального культурного наследия.
– Принцип опоры на эмоционально-чувствительную сферу ребёнка.
Паспорт проекта:
Тема проекта: мой город «Саратов»
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители
Срок реализации: 22.11–22.12.21
По доминирующему методу: познавательный, творческий
По характеру содержания: включают ребенка, его семью и культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик и исполнитель
По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: краткосрочный
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Практическая значимость:
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине — накопление ими социального опыта жизни в своем городе.
Цель проекта:
Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; воспитание любви к Отечеству, к городу, в котором живем, гордости за её культуру.
Задачи проекта:
– закрепить знания названия своего города, адреса проживания
– ознакомить детей с понятием «Родина» через ознакомление с родным городом, пробудить у детей чувство любви к своей малой родине, научить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц, предметах быта);
– пробудить интерес к историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим особенностям и своеобразию родного края.
Материалы для проведения проекта: фотографии достопримечательностей города Саратов, мультимедийное устройство.
Формы работы с детьми:
– беседы;
– интегрированные НОД;
– посещение памятных мест, экскурсии (родителями).
Условия реализации:
1 этап — подготовительный
Подготовка материала, обсуждение с педагогом.
Формулирование проблемы проекта, создание игровой ситуации, формулировка цели, задач, побуждение интереса детей.
2 этап — Основной этап
Проведение беседы:
– «Флаг, герб города».
– «Чем славен наш город».
– «Самые красивые места в нашем городе» (архитектурные памятники).
Чтение стихов и небольших рассказов о Родине и родном городе.
НОД о достопримечательностях нашего города (использование икт) https://www.youtube.com/watch?v=xM1IwojALVg
3-й этап — заключительный:
фотовыставка в виде плаката «Улицы моего города».
Воспитатель должен: содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей познавательной деятельности.
Создать условия для реализации проекта.
Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
Провести беседы и непрерывную образовательную деятельность (НОД)по теме проекта.
Дети: проявлять интерес и желание узнавать больше о своем городе.
Родители: способствовать формированию интереса детей к истории и достопримечательностям города.
Материальные затраты: плакат, печать фотографий детей с различных достопримечательностей нашего города.
Описание форм работ с детьми:
Результат:
Работа была начата со знакомства с символикой города Саратова, с историей возникновения, с улицами, главными событиями.
Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями города проводим в определённой последовательности, с постепенным усложнением:
– символика города, история символики
– история возникновения города;
– история названия улиц города;
– здания города;
– знакомство с людьми, прославившими наш город;
– места отдыха жителей город.
Рассказ всегда сопровождался наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками. В процессе рассказа воспитатели обращались к детям с вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление узнать что-то самостоятельно, дать возможность попробовать догадаться самому. Например, в рассказе «Наш новый Саратов» дети пытались найти ответы на следующие вопросы — «Если бы я был архитектором, то какой бы город я строил?», «В каком городе будут жить мои друзья?». В процессе рассказывания дети использовали в своей речи такие выражения как: «Это было давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы», или «Это было очень — очень — очень — давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете». Диапазон объектов, с которыми мы знакомили старших дошкольников, достаточно широк: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняли, в честь кого они воздвигнуты. Вместе с родителями воспитанников мы проводили экскурсии по городу такие как: «Главные улицы нашего города», «Современная архитектура Саратова», «Самый красивый парк».
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи, детям объяснялись такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг».
В процессе знакомства с памятниками нашего района и города решаются задачи познавательного характера, и эстетического воспитания. При изучении местных памятников монументального искусства мы соблюдаем следующую последовательность: 1. Знакомство с авторами монумента (скульптором и архитектором); 2. История создания памятника, его выполнения и установки; 3. Поиск прототипов — реальных исторических лиц, исследование исторических условий и событий, увековеченных в памятнике Поскольку памятники истории и культуры очень разнообразны, то и характер, содержащийся в них информации, также неодинаков, и зависит от вида памятника. Поэтому детей воспитатели знакомят и с монументами, и с обелисками, и с плитами с рельефами и надписями, и с мемориальными досками.
В ходе исследовательской работы мы с детьми «посетили» достопримечательности нашего города. Провели беседу о местах, где они уже были и тех, которые им больше понравились. Выяснили сколько детей знают адрес своего проживания. Благодаря данному проекту у детей появился интерес к городу, они просили своих родителей отвезти их куда-либо, где они делали фотографии, а потом рассказывали всем о впечатлениях. В результате, мы собрали фотографии ребят и сделали общий плакат, чем пополнили патриотический уголок.
В процессе ознакомления с традициями и обычаями эмоциональный опыт детей обогащается новыми впечатлениями, расширяется круг их знаний об окружающей среде, в том числе о близких людях и своей Родине. В работе с детьми необходимо опираться на деятельностный подход. Совместная деятельность детей и взрослых, реализация совместно выработанных целей и задач составляет содержание воспитательного процесса, в ходе которого педагог не дает готовые образцы духовной и нравственной культуры, а вырабатывает и создает их вместе с детьми. Именно в процессе патриотической деятельности и происходит совместный поиск законов и норм жизни, что является неотъемлемым воспитательным элементом в формировании и становлении личности [4, с. 101].
Литература:
- Коменский Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1955. — С. 161–376.
- Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. — 2012. — № 10. –С. 11–24.
- Мима Н. А. Взаимодействие семьи и школы по патриотическому воспитанию школьников как историко-педагогическая проблема. — URL: http://academy.ks.ua/wp-content/uploads/2014/05/36.pdf (дата обращения: 01.04.2022)
- Сабодаш, О. А. Патриотическое воспитание дошкольников / О. А. Садоаш. — Текст: непосредственный // Наука об образовании. — С. 94–101. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 01.04.2022).
- Терехова, И. В. Патриотическое воспитание дошкольников / И. В. Терехова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 21–24. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/160/5057/ (дата обращения: 01.04.2022).