В статье рассматривается анализ значения символов, символического мира в языкознании. На современном этапе развития лингвистической мысли считается, что языковой материал представляет собой самодостаточный и, возможно, наиболее весомый источник информации о мире и о человеке в нем.
Ключевые слова: символ, языковая норма, культурный фон, языковая картина мира, русский язык.
Символизм — это литературный прием, использующий символы, будь то слова, люди, знаки, места или абстрактные идеи, для представления чего-то, выходящего за рамки буквального значения.
Объект, понятие или слово не обязательно должны быть ограничены одним значением. Когда вы видите красные розы, растущие в саду, что приходит вам на ум? Возможно, вы думаете о розе буквально — о ее лепестках, стебле и шипах или даже о ее тычинках и пестиках, как мог бы подумать ботаник. Но, возможно, ваш разум переключится на что-то другое и начнет думать о таких темах, как романтика, ухаживание и День святого Валентина. Зачем тебе это? Роза — это просто растение, растущее в грязи. Причина, конечно же, в том, что на протяжении многих поколений символическое значение розы развивалось и включало в себя любовные концепции.
Понятие символизма не ограничивается литературными произведениями: символы населяют каждый уголок нашей повседневной жизни. Например, красный, белый и синий цвета обычно символизируют патриотизм (по крайней мере, в Америке), поэтому они являются излюбленными оттенками политических вывесок. Такие цвета, как оранжевый и коричневый, ассоциируются с падением, поэтому они украшают так много украшений ко Дню Благодарения. Дорожные знаки, логотипы и смайлики — это другие примеры символизма — визуальные эффекты соответствуют идеям, компаниям или настроениям.
В литературе авторы уже давно отдают предпочтение использованию символов среди широкого спектра литературных приемов.
Самые ранние зарегистрированные формы человеческого повествования — наскальные рисунки и иероглифы — в буквальном смысле являются символами, представляющими более сложные повествования или верования.
Древнегреческий театр, который является основой для большинства современных форм повествовательного искусства, использовал символический реквизит, в том числе фаллические объекты, для представления Диониса, бога плодородия. Символизм широко использовался на протяжении всего Средневековья (почти всегда с религиозным подтекстом), а затем, начиная с эпохи Возрождения, вернулся в полную силу, чтобы представлять человеческие желания, начиная от похоти и амбиций и заканчивая разбитым сердцем.
Символ опосредует художественный образ и понятие скрытого смысла. Однако символ более наполнен скрытым смыслом, чем концепт. В отличие от художественного образа, он имеет фактическое значение. Отличительной чертой символа является его многогранность с сохранением символической формы, что выявляется при его сравнительном анализе.
Одной из новейших лингвистических проблем является языковой образ сознания, познания и мышления при создании символических единиц в языках. Исследование языковых символов с научной точки зрения является актуальной лингвистической проблемой. Но работы о том, как языковой образ мира соотносится с символическими категориями эмпирического познания, довольно мало.
Уильям Шекспир использовал символы для обозначения внутренней совести (вспомните кровь в «Макбете»); Эдгар Аллен По использовал его, чтобы передать страх и смертность (вспомните одноименную птицу в «Вороне»); а Уильям Блейк использовал религиозные символы (включая самого Иисуса) для представления человеческих эмоций и желаний (как в «Вечном Евангелии»).
Многие ученые высказали свое мнение относительно символа. Например, Машковцева А. Ю., рассматривает символ как особую форму параллелизма. По его словам, символ создается невыговариванием одного из членов параллелизма, так как второй член является показателем первого. Более того, языковые символы влияют на расширение мировоззрения человека, передавая аллегорические мысли
В то время как предмет литературы менялся с течением времени, определение символизма оставалось неизменным. Весь символизм объединяет понятие слова или предмета, представляющего нечто, выходящее за его буквальное значение. На протяжении всей истории определенные виды символики пользовались особой популярностью у авторов, поэтов, драматургов и лириков:
Религиозная символика. Это была, пожалуй, наиболее последовательно «приемлемая» форма символизма на протяжении всей истории литературы, поскольку она обычно санкционировалась религиозными авторитетами, которые господствовали над обществом на протяжении большей части человеческого существования. Религиозный символизм восходит к самым ранним человеческим цивилизациям, но основные моменты литературного религиозного символизма включают «Потерянный рай» Джона Мильтона (сам по себе пересказ истории Бытия); и «Братья Карамазовы» русского писателя Федора Достоевского (среди тонкой символики — физическое воплощение Святого Духа).
Романтическая символика. Романтический символизм, возможно, уступая только религиозному символизму, широко проник в мировую литературу. Поэзия, от сонетов Шекспира до модернистских строф Эдны Сент-Винсент Миллей, была особенно плодородной средой для романтического символизма.
Эмоциональный символизм. Многие авторы и поэты используют физическую символику для описания метафизических эмоций. Французские символисты, такие как Стефан Малларме и Поль Верлен, известны этой формой символизма, как и англоязычные писатели, такие как Уильям Батлер Йейтс и Симус Хини.
Таким образом, символы в языке представляют собой форму лингвокогнитивного исследования. Кроме того, символ является когнитивной категорией. Поскольку описание и символизация приравниваются к языковым символам, информационная, коммуникативная и когнитивная функции также приравниваются к языковым символам. Такие сложные функции усиливают символический характер символов. Символизация в языке влияет на роль национально-культурно-познавательной ассоциации в формировании единого понятия и образа мира языка.
Символы, которые косвенно передают значения, обеспечивают глубокое проникновение в человеческое познание мира. Слово и слово-символ в языкознании — не два отдельных знака, а две разные формы слова в двух разных видах деятельности. Ввиду этого символ в языкознании является объектом языково-когнитивного исследования.
Литература:
- Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1980. — 320 с.
- Машковцева А. Ю. Коммуникативно-прагматический потенциал синонимов: словарное представление и текстовые реализации: материалы канд. дис.. — Санкт-Петербург, 2000. — 179 с.