Гендерный подход в трудовом воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 09.04.2022

Статья просмотрена: 555 раз

Библиографическое описание:

Зиятдинова, И. Ф. Гендерный подход в трудовом воспитании дошкольников / И. Ф. Зиятдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 304-305. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90117/ (дата обращения: 16.11.2024).



Гендерный подход в образовании — это персональный подход к проявлению дошкольниками своей индивидуальности, что даёт в последующем детям большую свободу выбора и самореализации, помогает быть довольно гибкими и уметь использовать различные модели поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства вне зависимости от половой принадлежности, что даёт возможность мужчинам и женщинам по — новому воспринимать свои возможности и претензии, находить перспективы жизнедеятельности, активизировать свои ресурсы. [2]

Актуальность гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у ребёнка устойчивое понимание своего пола: «Я — девочка, я — мальчик, и так будет всегда » .

Цель статьи состоит в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности гендерного подхода в трудовом воспитании дошкольников. Объектом стал процесс воспитания дошкольников, предметом — гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.

Многие исследования составили педагоги — практики Градусова Л. В., Якобсон С. Г., Василькова Ю. В. и др., которые применяют технологии гендерного воспитания в своей деятельности, внедряют гендерно-ориентированные программы в воспитательный процесс. Существуют авторские образовательные программы гендерного воспитания детей, реализуемые в детском саду. Как отмечает Т. А. Репина, «мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста». И.С Кон, ссылаясь на данные многочисленных комплексных исследований, констатирует, что в любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними.

В настоящее время объективно существуют противоречия между:

– объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях без учета гендерных различий;

– необходимостью гендерного воспитания начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерного воспитания детей дошкольного возраста. [3]

Исходя из данных противоречий, я сформулировала гипотезу исследования: гендерное воспитание дошкольников будет продуктивнее, если стратегия гендерного равенства будет реализована в прикладных пособиях и методической литературе для воспитателей детского сада. Для проверки данного предположения организована опытно-экспериментальная работа, включавшая три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В исследовании приняли участие дети 4–5 лет (списочный состав 28 детей). В группе воспитываются 12 девочек и 16 мальчиков. Также в исследовании принимали участие 28 родителей и 2 воспитателей (педагогов).

Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, интервью, методы математической обработки данных.

На основании вышеизложенных критериев осуществлен выбор методик.

  1. Диагностическая методика «Проективный рисунок человека» − выявление степени выраженности половой идентичности (отождествление себя с представителями определенного пола).
  2. Диалоговая методика «Изучение гендерных установок у детей» — определение знаний о различиях девочек и мальчиков, выявления представлений о роли женщины и мужчины в семье. [4]
  3. Наблюдение за трудовой деятельностью детей, с целью выявления особенностей взаимодействия мальчиков и девочек, предпочтения в выборе работы в трудовой деятельности, особенностей гендерного поведения детей.
  4. Анкетирование педагогов дошкольной образовательной организации и родителей. В качестве инструментов для исследования проблемы была составлена анкета и вопросы для интервьюирования педагогов.

В процессе наблюдения нами отмечались следующие моменты: трудясь в природе, девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчики отвозят ее в установленное место, разгружают; при уборке помещения девочка протирает пыль, мальчик подносит стульчики, меняет в тазике воду; при уходе за растениями — подносит и уносит горшки с цветами; занимаясь ручным трудом — поможет девочке разрезать плотный картон, а девочка в свою очередь, благодаря своей природной аккуратности поможет мальчику там, где нужна более тонкая и кропотливая работа (например, сделать узелок на кончике нитки), научить мальчика, которому хочется всё сделать быстрее, аккуратно накрыть на стол, разложить пособия для занятий. [5]

Проанализировав результаты группы после проведенной нами диагностики, сопоставив результаты всех методик, мы получили следующие результаты: из 28 опрошенных у 6 детей − высокий уровень гендерного воспитания, у 12 − средний, 10 − низкий уровень.

Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что половая идентичность не выражена или слабо выражена у большинства детей исследуемой группы.

Следовательно, необходима целенаправленная работа по гендерному воспитанию путем разработки комплекса мероприятий по трудовому воспитанию.

Литература:

  1. Исаев Д. Н., Половое воспитание детей: учеб. пособие для студентов дошк. фак-ов пед. инст. и колледжей / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Ленинград: Медицина, 2017
  2. Коломийченко Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста: из опыта работы / Л. В. Коломийченко, О. В. Прозументик // Детский сад от А до Я. — 2020
  3. Никулин Е. В. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями: из опыта работы / Е. В. Никулин // Дошкольная педагогика № 9. — 2018
  4. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста, под ред. Васильевой М. А., — 2017
Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, гендерное воспитание, дошкольный возраст, воспитание детей, детский сад, гендерное воспитание детей, гендерное воспитание дошкольников, половая идентичность, ребенок, человеческое общество.


Задать вопрос