Саморегулированием предпринимательской деятельности является самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности. Её содержанием являются разработка и установление стандартов и правил, а также контроль за соблюдением требований. Саморегулирование осуществляется при объединении субъектов в саморегулируемые организации. На практике возникают множество проблем, в связи с чем актуальность не вызывает сомнений.
Ключевые слова: саморегулирование, саморегулируемые организации, предпринимательская деятельность.
Основополагающим нормативным актом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее — СРО) [1]. С момента принятия данного законодательного акта началось реформирование системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, которое, по своей сути, продолжило процесс формирования рыночной экономики и снижения уровня влияния государства на рыночные процессы. Создание СРО в России поспособствовал В.С Плескачевский, который активно продвигал и поддерживал данную идею как вариант лицензирования. Практика действия саморегулируемых организаций появилась в России на основании успешного зарубежного опыта, где гораздо раньше сложились такие традиции [4, с. 2142]. Однако, как отмечает А. Ф. Алгазина, саморегулирование было в практике нашего государства ещё в древности, когда купцы разделялись на корпорации и регулировали свою деятельность в сфере торговли. Также в XII-XV веках создавались артели, которые можно назвать аналогами саморегулируемых организаций [3, с. 92]. Ю. И. Ряжева рассматривает историю саморегулируемых организаций со времён Средневековья, когда торговцы объединялись в группы, которые занимались одним видом ремесла [7, с. 2].
Саморегулирование, как отмечают В. Н. Спиридонов и Т. А. Долженко, основано на следующих принципах:
1) добровольность, которая обеспечивается правом любого лица принимать участие в создании стандартов и правил;
2) гласность, которая реализуется на практике путём публикации проектов стандартов, обсуждениями и принятием замечаний для дальнейшего совершенствования;
3) равноправие, то есть участие без ограничений всех заинтересованных лиц;
4) единство, которое выражается в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всех уровней системы стандартизации, в обязательной проверке стандартов на их совместимость с уже действующими нормативными документами;
5) актуальность — обязательное соответствие стандартов общему уровню в данной сфере; 6) ориентированность на общую выгоду и пользу [10, с. 23].
Непременно, есть множество плюсов саморегулирования. Саморегулирование позволяет достигать устойчивых экономических показателей с помощью объединения ресурсов отдельных предприятий для достижения общих целей. СРО становится базой для организации профильных курсов для работников малого и среднего бизнеса. Основой саморегулирования является инициативная деятельность членов, а, следовательно, постоянное развитие и совершенствование деятельности. А. Э. Захарова справедливо, на наш взгляд, замечает, что саморегулируемые организации позволяют сократить бюджетные расходы, снизить уровень коррупции, а также являются удачной альтернативой государственному контролю [5, с. 120].
Наиболее ярким и распространённым примером СРО являются строительные организации. В 2009 году решением Правительства РФ данный сектор полностью перешел на саморегулирование. Было отменено государственное лицензирование предприятий, вместо чего СРО стали выдавать своим членам допуски на виды работ. Государственное лицензирование в данной сфере было достаточно эффективным, стоимость лицензий была невысокой, а государственный контроль за исполнением требований лицензий достаточно успешно осуществлялся экспертами. К сожалению, большинство СРО, к которым перешли обязанности по выдаче допусков на виды работ и обязанности по контролю за исполнением требований выдаваемых допусков, не располагали ни необходимыми финансовыми ресурсами, ни специалистами. Поэтому логично, что отсутствовал хорошо отлаженный механизм выдачи лицензий и проверки их выполнения. Создание национальных объединений СРО строительного профиля эту проблему не решило [8, с. 25].
Сегодня многие предприниматели стараются использовать в своей деятельности принципы саморегулирования, но сталкиваются со множеством проблем и неопределённостей. В частности, многие предприниматели неверно трактуют суть саморегулирования, допуская произвол в своей деятельности и нарушение установленных правил. Также на практике происходит путаница между саморегулируемыми и некоммерческими организациями, что неверно. Они различаются по правовому статусу и по цели. Так, главная цель СРО — добросовестное выполнение своих обязанностей перед клиентами, защита интересов. Некоммерческие организации же, согласно формируются с целью достижения социальных, благотворительных, научных целях, направленных на сохранение здоровья, поддержки физической культуры, удовлетворения духовных потребностей.
Не все исследователи положительно оценивают практику применения данного института. Так, В. Н. Спиридонов и Т. А. Долженко называют положение в данной сфере плачевным, отмечая, что саморегулирование так и не стало фактором развития для предпринимательской деятельности, как это планировалось в идеале в ходе принятия закона в 2007 году. Исследователи замечают, что молодые субъекты предпринимательской деятельности способствовали развитию саморегулирования, перенимая зарубежный опыт, но всё же их опыт нельзя назвать в полной мере успешным. Основной задачей саморегулируемых организаций должно было стать повышение качества работ в результате обязательного внедрения самостоятельно разрабатываемой системы стандартизации, но это не всегда реализуется [9, с. 27].
СРО создавались, чтобы проблемы технического регулирования и контроля за исполнением стандартов и правил предприятиями реальных секторов экономики перешли на них с государства. Одновременно государство должно было переложить на них финансирование работ по техническому регулированию. Это не сложилось, к тому же, процессы передачи на СРО обязанностей по осуществлению технического регулирования и контроля за ним были проведены без должной подготовки передачи соответствующих организационных вопросов. Уже давно созданный, выверенный и проверенный государственный механизм решения проблем технического регулирования невозможно было сразу же заменить механизмом саморегулирования, причём сделав это качественно. Не были апробированы условия внедрения саморегулирования. Необходимо было постепенно передавать государственное управление в руки саморегулируемых организаций. Также во многом проблемы связаны с нарушением прав членов СРО. Для их решения необходимо усовершенствовать правовую базу, определить ответственность и исключить существующие недоработки законодательства. Необходимо согласиться с позицией А. Э. Захаровой, которая аргументирует, что такие изменения повысят качество услуг, а также престиж саморегулируемых организаций [6, с. 109].
Таким образом, институт саморегулирования является логичным проявлением деятельности предпринимателей, поскольку, безусловно, полный отказ от государственного регулирования невозможен в предпринимательской деятельности, и инициатива и самостоятельность очень важны в данной сфере. Саморегулирование позволяет предпринимателям самостоятельно осуществлять создание стандартов, правил, норм с соблюдением «золотой середины» в виде сохранения государственного контроля там, где он необходим. Это важно для развития экономики и защиты прав и интересов. Саморегулирование предпринимательской деятельности обладает множеством плюсов, несмотря на которые, в практике остаётся множество проблем и вопросов, которые необходимо решать.
Литература:
- Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
- Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
- Алгазина А. Ф. История возникновения и развития саморегулирования в России // Правоприменение. 2017. № 3. С. 90–99.
- Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10. С. 2142–2151.
- Захарова А. Э. Правовые основы деятельности саморегулируемых организаций кредитных кооперативов в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. 2020. № 2 (44) С. 119–123.
- Захарова А. Э. Особенности ответственности членов саморегулируемых организаций оценщиков в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. 2019. № 5(42). С. 108–112.
- Ряжева Ю. И. Генезис саморегулируемых организаций в России // Московский экономический журнал. 2018. № 5. С. 1–8.
- Спиридонов В. Н., Долженко Т. А. Отраслевой или региональный принцип СРО? Куда идет саморегулирование? // Век качества. 2018. № 4. С. 23–44.
- Спиридонов В. Н., Долженко Т. А. Почему саморегулирование плохо приживается в реальных секторах экономики? // Век качества. 2018. № 3. С. 24–36.
- Спиридонов В. Н., Долженко Т. А. К вопросу о теоретических основах саморегулирования // Век качества. 2016. № 2. С. 21–40.