В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.
Ключевые слова: общественное мнение, социальная сеть, общество, киберпанк, философия.
Большинство людей находят концепцию программирования очевидной, но само программирование невозможным.
Алан Перлис (1922–1990), американский учёный в области информатики
История человечества насчитывает несколько тысяч лет. Но лишь c развитием таких наук как генная инженерия, электроника, информатика и программирование, многие люди пришли к выводу, что природу человека можно рассмотреть исключительно с точки зрения техники.
Одним из первых это сделал Юваль Ной Харари — израильский военный историк, писатель и мыслитель. По его мнению, человека возможно свести к базе данных и рассмотреть, как алгоритм, который существует в единстве с этой базой и гарантирует в ней порядок.
Данная мысль является одной из главных в теории о датаизме — учении, подразумевающим, что весь мир, все его процессы, в том числе и человека, его разум и душу возможно представить, как набор физико-математических данных и переменных, которые подчиняются определенному алгоритму. Запомнив эту мысль, следуем дальше.
То есть, иными словами, философия датаизма состоит в том, что общество, в нашем привычном понимании, как набор уникальных личностей (это, кстати, один из главных постулатов либерального гуманизма), представляется как единый разум, где люди — просто переменные, имеющие определенные параметры. Запомнив эту мысль, следуем дальше.
В конце XX века с бурным развитием компьютерных технологий, писатели-фантасты и философы ввели такое понятие как киберпанк.
Киберпанк — состояние общества, переживающего упадок человеческой культуры на фоне стремительного научного прогресса в области информатики и кибернетики.
Киберпанк, как правило, описывает антиутопический мир будущего с практически неограниченными технологическими ресурсами. Преодолев практически все трудности технического прогресса человечество перестаёт развиваться и начинается деградация. И если в физическом плане могут помочь новые протезы или имплантаты, то духовное угасание ничем не заменишь. Этим и пользуются различные корпорации, которые в «новом мире» выполняют функцию руководства обществом вместо правительства.
И тут может возникнуть вопрос: «причём тут датаизм?».
Датаизм сегодня — это транслирование общественного мнения через социальные сети. Как это, спросите вы? Социальная сеть не зря так называется. Сеть в информатике — совокупность устройств, связанных между собой и осуществляющих коммуникацию. Перенесем данное определение в биологию (хотя, как вы поймете далее, это необязательно).
С биологической точки зрения, сеть — структура функционирования какой-либо системы. В нашем случае — мозга.
Собираем все во едино и получаем, что общество — это такой мозг, разум, состоящий и функционирующий на основе социальных сетей, где каждый человек — нейрон, а его социальные связи — это синапсы, по которым циркулируют импульсы — данные.
Кроме того, если киберпанк подразумевает бесконечные возможности по модификации тела, то, следовательно, общество не может дойти до киберпанка, минуя стадию трансгуманизма.
Трансгуманизм — есть философская концепция, оправдывающее использование достижений науки и техники с целью устранения умственных и нравственных человеческих недостатков: страданий, болезней, старения и, наконец, смерти.
А эта стадия уже сегодня близка, как никогда ранее.
В ближайшем рассмотрении уже возможно появление первого массового нейроинтерфейса. Эта технология дает прямой доступ к мозгу и позволяет носителю контролировать что угодно практически силой мысли. Сейчас широко применяется в медицине.
И если, например, протезы просто подключаются к нервам, фактически интернируясь в центральную нервную систему на уровне инстинктов, то нейроинтерфейс дает, по сути, доступ к сознанию личности носителя.
В XIX веке Рене Декарт определил философский постулат, получивший статус первичной, достоверной истины. Звучит он так: «Мыслю, следовательно существую». Также бытует мнение, что способность мыслить нешаблонно, не по инстинктам, а свободно, не завися от своей природы делает человека человеком.
Но вот вопрос: если наш разум можно сформировать как последовательность единиц и нулей (на сегодняшний день данная технология уже используется в основе теории оцифрованного сознания для передачи состояния синапса: 1 — импульс идет, активно; 0 — импульса нет, активности не происходит), то значит ли это, что мы существуем?
Ибо если все можно представить в форме данных, то эти данные можно изменить прямо в голове носителя при помощи вышеупомянутых нейроимплантов.
Более того, носитель вообще не почувствует, что его сознание было изменено. А самое страшное, что можно сотворить с человеком — отнять у него личность и превратить его в некое существо.
Но и это не все. Если человек научится менять мысли по описанной выше системе, то и чувства человека можно запрограммировать. Ведь с биологической точки зрения чувства — это набор гормонов и сигналов мозга. Таким образом человек теряет еще и то, что принято считать отличительной чертой человека разумного.
С таким подходом, грядущий вид вполне может отойти от определений Homo Sapiens, став настоящим Deus Ex Machina. А это значит, что в мире в принципе перестанет существовать творчество, ибо в этом не будет никакого смысла, если человек вообще не сможет мыслить свободно. Общество погрузится в первобытный хаос, из которого долгое время пыталось выбраться.
В средние века было принято считать, что Бог создал человека идеальным, лишенным каких бы то ни было недостатков. И на это были свои причины: Бог создал человека по своему образу и подобию. Если же начать вносить серьезные изменения в организм человека, получается, что это и не человек вовсе.
С эволюцией общества и развитием технического прогресса люди начали понемногу отступать от средневековых предрассудков, которые, кстати, нередки до сих пор.
Трансгуманизм может открыть человечеству по истине безграничные способности. Возможности людей станут сопоставимы с возможностями Бога. Мы сможем путешествовать среди звезд, не боясь, что состаримся, перемещаясь от одной звезды к другой, исчезнут страшные болезни, мы сможем практически все.
Сейчас человек стоит на развилке: пасть в бездну киберпанка или же двигаться к светлой утопии будущего, воспетой фантастами, начала 20-х готов прошлого века? Эволюция больше не естественный процесс. Теперь каждый сам выбирает свое будущее.
Литература:
- Трансгуманизм. Философия, фантастика или реальность?. — Текст: электронный // ХАБР: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/post/546806/?ysclid=l1lqxfi0yb (дата обращения: 06.04.2022).
- Датаизм. — Текст: электронный // Neural Hack: [сайт]. — URL: https://neuralhack.wordpress.com/2021/01/19/dataism/#4 (дата обращения: 06.04.2022).
- Митио, Каку Будущее человечества / Каку Митио. — Москва: Альпина Нон-Фикшн, 2019. — 452 c. — Текст: непосредственный
- Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы. — Текст: электронный // AUM.NEWS: [сайт]. — URL: https://www.aum.news/filosofiya/4056-filosofiya-transgumanizma-celi-zadachi-i-problemy (дата обращения: 06.04.2022).