Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 07.04.2022

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Дворцов, Н. В. Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины / Н. В. Дворцов, Д. И. Травин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 284-286. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90126/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Ключевые слова: общественное мнение, социальная сеть, общество, киберпанк, философия.

Большинство людей находят концепцию программирования очевидной, но само программирование невозможным.

Алан Перлис (1922–1990), американский учёный в области информатики

История человечества насчитывает несколько тысяч лет. Но лишь c развитием таких наук как генная инженерия, электроника, информатика и программирование, многие люди пришли к выводу, что природу человека можно рассмотреть исключительно с точки зрения техники.

Одним из первых это сделал Юваль Ной Харари — израильский военный историк, писатель и мыслитель. По его мнению, человека возможно свести к базе данных и рассмотреть, как алгоритм, который существует в единстве с этой базой и гарантирует в ней порядок.

Данная мысль является одной из главных в теории о датаизме — учении, подразумевающим, что весь мир, все его процессы, в том числе и человека, его разум и душу возможно представить, как набор физико-математических данных и переменных, которые подчиняются определенному алгоритму. Запомнив эту мысль, следуем дальше.

То есть, иными словами, философия датаизма состоит в том, что общество, в нашем привычном понимании, как набор уникальных личностей (это, кстати, один из главных постулатов либерального гуманизма), представляется как единый разум, где люди — просто переменные, имеющие определенные параметры. Запомнив эту мысль, следуем дальше.

В конце XX века с бурным развитием компьютерных технологий, писатели-фантасты и философы ввели такое понятие как киберпанк.

Киберпанк — состояние общества, переживающего упадок человеческой культуры на фоне стремительного научного прогресса в области информатики и кибернетики.

Киберпанк, как правило, описывает антиутопический мир будущего с практически неограниченными технологическими ресурсами. Преодолев практически все трудности технического прогресса человечество перестаёт развиваться и начинается деградация. И если в физическом плане могут помочь новые протезы или имплантаты, то духовное угасание ничем не заменишь. Этим и пользуются различные корпорации, которые в «новом мире» выполняют функцию руководства обществом вместо правительства.

И тут может возникнуть вопрос: «причём тут датаизм?».

Датаизм сегодня — это транслирование общественного мнения через социальные сети. Как это, спросите вы? Социальная сеть не зря так называется. Сеть в информатике — совокупность устройств, связанных между собой и осуществляющих коммуникацию. Перенесем данное определение в биологию (хотя, как вы поймете далее, это необязательно).

С биологической точки зрения, сеть — структура функционирования какой-либо системы. В нашем случае — мозга.

Собираем все во едино и получаем, что общество — это такой мозг, разум, состоящий и функционирующий на основе социальных сетей, где каждый человек — нейрон, а его социальные связи — это синапсы, по которым циркулируют импульсы — данные.

Кроме того, если киберпанк подразумевает бесконечные возможности по модификации тела, то, следовательно, общество не может дойти до киберпанка, минуя стадию трансгуманизма.

Трансгуманизм — есть философская концепция, оправдывающее использование достижений науки и техники с целью устранения умственных и нравственных человеческих недостатков: страданий, болезней, старения и, наконец, смерти.

А эта стадия уже сегодня близка, как никогда ранее.

В ближайшем рассмотрении уже возможно появление первого массового нейроинтерфейса. Эта технология дает прямой доступ к мозгу и позволяет носителю контролировать что угодно практически силой мысли. Сейчас широко применяется в медицине.

И если, например, протезы просто подключаются к нервам, фактически интернируясь в центральную нервную систему на уровне инстинктов, то нейроинтерфейс дает, по сути, доступ к сознанию личности носителя.

В XIX веке Рене Декарт определил философский постулат, получивший статус первичной, достоверной истины. Звучит он так: «Мыслю, следовательно существую». Также бытует мнение, что способность мыслить нешаблонно, не по инстинктам, а свободно, не завися от своей природы делает человека человеком.

Но вот вопрос: если наш разум можно сформировать как последовательность единиц и нулей (на сегодняшний день данная технология уже используется в основе теории оцифрованного сознания для передачи состояния синапса: 1 — импульс идет, активно; 0 — импульса нет, активности не происходит), то значит ли это, что мы существуем?

Ибо если все можно представить в форме данных, то эти данные можно изменить прямо в голове носителя при помощи вышеупомянутых нейроимплантов.

Более того, носитель вообще не почувствует, что его сознание было изменено. А самое страшное, что можно сотворить с человеком — отнять у него личность и превратить его в некое существо.

Но и это не все. Если человек научится менять мысли по описанной выше системе, то и чувства человека можно запрограммировать. Ведь с биологической точки зрения чувства — это набор гормонов и сигналов мозга. Таким образом человек теряет еще и то, что принято считать отличительной чертой человека разумного.

С таким подходом, грядущий вид вполне может отойти от определений Homo Sapiens, став настоящим Deus Ex Machina. А это значит, что в мире в принципе перестанет существовать творчество, ибо в этом не будет никакого смысла, если человек вообще не сможет мыслить свободно. Общество погрузится в первобытный хаос, из которого долгое время пыталось выбраться.

В средние века было принято считать, что Бог создал человека идеальным, лишенным каких бы то ни было недостатков. И на это были свои причины: Бог создал человека по своему образу и подобию. Если же начать вносить серьезные изменения в организм человека, получается, что это и не человек вовсе.

С эволюцией общества и развитием технического прогресса люди начали понемногу отступать от средневековых предрассудков, которые, кстати, нередки до сих пор.

Трансгуманизм может открыть человечеству по истине безграничные способности. Возможности людей станут сопоставимы с возможностями Бога. Мы сможем путешествовать среди звезд, не боясь, что состаримся, перемещаясь от одной звезды к другой, исчезнут страшные болезни, мы сможем практически все.

Сейчас человек стоит на развилке: пасть в бездну киберпанка или же двигаться к светлой утопии будущего, воспетой фантастами, начала 20-х готов прошлого века? Эволюция больше не естественный процесс. Теперь каждый сам выбирает свое будущее.

Литература:

  1. Трансгуманизм. Философия, фантастика или реальность?. — Текст: электронный // ХАБР: [сайт]. — URL: https://habr.com/ru/post/546806/?ysclid=l1lqxfi0yb (дата обращения: 06.04.2022).
  2. Датаизм. — Текст: электронный // Neural Hack: [сайт]. — URL: https://neuralhack.wordpress.com/2021/01/19/dataism/#4 (дата обращения: 06.04.2022).
  3. Митио, Каку Будущее человечества / Каку Митио. — Москва: Альпина Нон-Фикшн, 2019. — 452 c. — Текст: непосредственный
  4. Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы. — Текст: электронный // AUM.NEWS: [сайт]. — URL: https://www.aum.news/filosofiya/4056-filosofiya-transgumanizma-celi-zadachi-i-problemy (дата обращения: 06.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): мысль, область информатики, общественное мнение, общество, социальная сеть, технический прогресс, эта.


Похожие статьи

Философия и предпринимательство: реалии современного мира

В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...

Наркомания как социальная проблема: осмысление с позиций психоанализа и экзистенциализма

Статья посвящена наркомании как одной из глобальных социальных проблем современности. Автор осмысливает наркоманию с позиций психоанализа и экзистенциализма, как наиболее авторитетных междисциплинарных направлений изучения современных явлений.

Потенциальные угрозы искусственного интеллекта и его критическая роль в жизни современного человека

В статье рассмотрен процесс развития искусственного интеллекта, его влияние на различные сферы общественной жизни. Выделены основные аргументы в пользу использования ИИ, продемонстрированы примеры отрицательного воздействия на жизнь человека. Автором...

Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе

В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Влияние массовой культуры на современное общество

В статье автор определяет причины востребованности массовой культуры и ее влияние на современное общество.

Развитие теории инноваций на современной стадии развития капитализма

Статья посвящена характеристике современного капитализма и современной парадигме инноваций; рассмотрена их взаимосвязь и взаимозависимость.

Искусственный интеллект и его влияние на экономику и бизнес

В статье автор обозначает степень влияния искусственного интеллекта на экономику и бизнес, а также рассматривает его возможности и проблемы.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Искусственный интеллект: текущие достижения и перспективы

В статье автор рассмотрел такое понятие, как «искусственный интеллект» и выявил области, в которых он применяется, а также рассмотрел его достижения и перспективы.

Общество риска: тупики и проблемы

В статье автор пытается определить значимость рисков, как оно влияет на общество и человека, к каким глобальным проблемам это может привести, рассмотрит концепцию «Общество риска» Ульриха Бека.

Похожие статьи

Философия и предпринимательство: реалии современного мира

В статье рассмотрено понятие бизнеса с точки зрения философии. Выявлены самые распространённые концепции предпринимательства в настоящее время. Определены философы современности, их идеи и убеждения. Приведены примеры успешного устройства на работу б...

Наркомания как социальная проблема: осмысление с позиций психоанализа и экзистенциализма

Статья посвящена наркомании как одной из глобальных социальных проблем современности. Автор осмысливает наркоманию с позиций психоанализа и экзистенциализма, как наиболее авторитетных междисциплинарных направлений изучения современных явлений.

Потенциальные угрозы искусственного интеллекта и его критическая роль в жизни современного человека

В статье рассмотрен процесс развития искусственного интеллекта, его влияние на различные сферы общественной жизни. Выделены основные аргументы в пользу использования ИИ, продемонстрированы примеры отрицательного воздействия на жизнь человека. Автором...

Трендовые направления исследований интернета в современном информационном обществе

В статье автор определяет основные трендовые направления исследования интернета в контексте современного информационного общества.

Влияние массовой культуры на современное общество

В статье автор определяет причины востребованности массовой культуры и ее влияние на современное общество.

Развитие теории инноваций на современной стадии развития капитализма

Статья посвящена характеристике современного капитализма и современной парадигме инноваций; рассмотрена их взаимосвязь и взаимозависимость.

Искусственный интеллект и его влияние на экономику и бизнес

В статье автор обозначает степень влияния искусственного интеллекта на экономику и бизнес, а также рассматривает его возможности и проблемы.

Понимание одиночества как экзистенциала бытия в философии

В статье рассмотрена эволюция представлений об одиночестве, начиная с эпохи Античности заканчивая взглядами представителей философии экзистенциализма XX века. Особое внимание уделено исследованию одиночества как экзистенциала бытия в философии.

Искусственный интеллект: текущие достижения и перспективы

В статье автор рассмотрел такое понятие, как «искусственный интеллект» и выявил области, в которых он применяется, а также рассмотрел его достижения и перспективы.

Общество риска: тупики и проблемы

В статье автор пытается определить значимость рисков, как оно влияет на общество и человека, к каким глобальным проблемам это может привести, рассмотрит концепцию «Общество риска» Ульриха Бека.

Задать вопрос