В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной деятельности на современном этапе. Рассмотрена специфика построения инклюзивного образования в условиях дошкольного учреждения. Проведен теоретический анализ роли тьюторского сопровождения в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка с детским церебральным параличом на этапе дошкольного детства.
Ключевые слова : детский церебральный паралич, тьюторское сопровождение, инклюзивная среда, эмоциональное развитие, компоненты воспитательно-образовательной среды, тьютор, психолого-педагогическое сопровождение.
Начальный этап школьного обучения представляет собой один из наиболее важных этапов в личностном развитии. Его характеризуют преобразования особенностей социальной ситуации, определяющей детское развитие, изменение режима дня ребенка и организации детской деятельности в целом, окружения и социальных ролей, реализуемых ребенком в системе межличностного взаимодействия. Также характерно изменение системы требований, предъявляемых к ребенку и особенностям его поведения в общественных отношениях и в рамках образовательной деятельности. В ситуации нарушенного детского развития, значимость проблемы готовности ребенка к обучению в школе значительно повышается [3, с.245]. Это обусловлено тем, что дефекты в детском развитии повышают сложность адаптации ребенка к новым для него условиям жизнедеятельности, требуя создания доступной для него образовательной среды, разработанной в соответствии с особенностями детского развития и системы индивидуальных детских потребностей, а также с учетом выраженных у ребенка нарушений [7, с.98].
На современном этапе характерной для общества является тенденция к снижению показателей уровня здоровья населения в целом, и подрастающего поколения в частности. Так, при анализе статистических данных можно выделить выраженное снижение показателей здоровья российского населения, с ежегодным снижением количества детей, рожденных без нарушений в развитии [8].
К наиболее часто встречающимся заболеваниям относятся различные нарушения в деятельности центральной нервной системы, формирующие предпосылки для развития у ребенка более тяжелых «отягощенных» нарушений. Значительную группу среди детей с нарушениями в развитии составляют дети, которые имеют врожденные и приобретенные на ранних этапах детства заболевания, с различными повреждениями и нарушениями деятельности опорно-двигательного аппарата. Большая часть данной категории детей, представлена детьми с церебральным параличом.
Детский церебральный паралич, представляет собой заболевание, которое возникает на основе формирования и развития поражений в различных отделах головного мозга, на этапе перинатального детского развития, или при аномальном детском развитии на этапе новорожденности и раннего детства. Детский церебральный паралич характеризует выраженность расстройств, наблюдаемых в реализации двигательных и статокинетических функций, сопровождаемых психоречевыми, эмоциональными, познавательными, пространственными и сенсорными нарушениями [15, с.317].
Существенной проблемой детей с детским церебральным параличом, также как и всех других категорий детей с нарушениями, определяется нарушение эмоционального компонента, что в совокупности с первичным дефектом способствует нарушению адаптационного потенциала ребенка в социуме и снижает показатели его развития в целом. Отличительной особенностью детей с церебральным параличом является то, что при систематическом и комплексном психолого-педагогическом сопровождении, нарушения в развитии большинства сфер кроме двигательной, поддаются частичной коррекции и компенсируется [1, с.254].
Сложностью является то, что родители, не обладающие достаточной информацией об аспектах организации эффективного воспитания и образования своего «особого» ребенка, с низкой компетентностью в данной области, приоритетным рассматривают направление своей деятельности на коррекцию и компенсацию нарушений физического развития, которые у ребенка с детским церебральным параличом выражены в большей степени. При этом коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы достаточно внимания не уделяется.
Проблемой также является то, что сложность работы с данной категорией детей, с необходимостью создания для них доступной «безбарьерной» развивающей образовательной среды и разработки индивидуального программно-методического и методологического обеспечения процесса образовательной деятельности, снижает готовность образовательных учреждений уже на дошкольном этапе к их принятию на обучение. В результате, создаются предпосылки для отказа родителями от получения образования в дошкольном учреждении.
Следствием является ограничение межличностных контактов ребенка, со значительным сужением круга его общения. Окружение при этом представлено преимущественно членами семьи ребенка и близкими людьми. Также в данной ситуации усугубляются эмоционально-волевые нарушения. При эффективной организации работы по их коррекции, повышается уровень эффективности коррекционной деятельности в целом, увеличивается успешность детского развития, повышается готовность ребенка к обучению в школе, а также интеграции ребенка с детским церебральным параличом в общество [14, с.260].
Сензитивным этапом для эмоционального детского развития исследователи определяют период дошкольного детства. В аспекте формирования готовности ребенка с церебральным параличом к обучению в школе, проблема организации его воспитания и образования на этапе дошкольного детства приобретает особенную важность, наряду с выделением условий, обеспечивающих эффективное развитие эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детским церебральном параличе [1, с.254].
Следует отметить, что в соответствии с положениями Конституции РФ [5], а также Федерального закона «Об образовании в РФ» [12], норм закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [13], Федеральных государственных стандартов [10], [11], Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [4], и других нормативных документов раскрывающих ориентиры организации образовательной деятельности и требования к ее результатам, определяются равные возможности в получении образования для всех категорий детей, вне зависимости от их индивидуально-личностных и физических особенностей. Соответственно, вне зависимости от сложности организации воспитательно- образовательного процесса все дети с нарушениями в развитии имеют гарантированное законом право на образование. В данном аспекте повышается актуальность создания условий для осуществления их обучения и воспитания в образовательных учреждениях.
В качестве одного из приоритетных направлений в организации работы с детьми при детском церебральном параличе, определяется реализация в рамках образовательно-воспитательной деятельности качественного инклюзивного образования, которое способствует их включению в среду социального общения. Особую значимость при этом имеет построение деятельности специалистов, с ее направлением на повышение качественных характеристик, увеличивающих эффективность жизнедеятельности ребенка с детским церебральным параличом и его семьи. Приоритетно при этом создание таких условий, которые будут исключать риск возникновения фактов нарушения, а также снижения эффективности жизнедеятельности других участников, которые включены в образовательную деятельность [9, с.142].
Перечисленными факторами определяется также значимость решения кадровой проблемы в дошкольных учреждениях, так как процесс формирования эффективной и результативной инклюзивной образовательной среды требуют включения в ее структуру дополнительных специалистов, в частности, тьютора, организующего тьюторское сопровождение.
Система тьюторского сопровождения, организованная в дошкольной образовательной организации, предполагает осуществление квалифицированным специалистом- тьютором — целенаправленной педагогической деятельности в области индивидуализации процесса образования ребенка с нарушениями в развитии с учетом его особенностей.
Главным ориентиром деятельности тьютора рассматривается организация работы по выявлению особенностей детского развития, с определением круга интересов ребенка и его мотивации и осуществлением при этом поиска наиболее эффективных образовательных технологий и ресурсов для коррекции выявленных нарушений. По результатам тьютор разрабатывает индивидуальную образовательную программу с описанием целевых ориентиров, задач и направлений деятельности в области сопровождения и развития ребенка. Непосредственно приоритетной целью при этом определяется создание условий, способствующих более успешному включению ребенка в пространственную среду с обеспечением наиболее полной поддержки и созданием системы организованного психолого-педагогического сопровождения [2, с.31].
В рамках тьюторского сопровождения специалистом решаются следующие задачи:
1) разрабатываются, формируются и реализуются в практической деятельности условия, повышающие эффективность воспитательно- образовательной деятельности и успешность детской социализации в инклюзивной среде;
2) создаются условия для раскрытия внутреннего потенциала детской личности;
3) реализуется индивидуальная программа развития ребенка, с учетом рекомендаций ПМПК и специфики построения работы с ребенком при детском церебральном параличе, с контролем динамики изменений;
4) разрабатываются, формируются и реализуются в практической деятельности условия по повышению инклюзивной культуры, с обеспечением соответствия образовательной развивающей среды детским особенностям;
5) разрабатывается, формируется и реализуется в практической деятельности методическое сопровождение коррекционной деятельности, с координированием деятельности участников инклюзивной среды (педагоги, узкие специалисты, родители, ребенок) [6, с.228]. То есть, в рамках тьюторской деятельности формируются условия для наиболее эффективного сочетания и применения специалистами различных приемов, методов, технологий и форм организации деятельности.
Также тьюторское сопровождение создает предпосылки для стимулирования полезной поведенческой активности ребенка с детским церебральным параличом в рамках системы межличностного взаимодействия и общения с окружающими, формируя и развивая при этом конструктивные коммуникативные навыки и повышая речевую детскую активность.
Следует отметить, что в деятельности тьютора важность имеет осуществление не только организованной психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка, с привлечением различных узких специалистов, но и организованное сопровождение его семьи, с просвещением родителей по проблемным вопросам, организацией практико-ориентированных занятий для родителей, с целью формирования у них комплекса практических навыков, повышающих эффективность их взаимодействия с ребенком [2, с.32].
Положительным аспектом деятельности тьютора определяется то, что в процессе ее реализации при создании оптимальных условий для детского развития, с учетом особенностей ребенка и специфики их проявления, успешно коррегируются нарушения эмоционального компонента детского развития. Это обусловлено тем, что тьютор, при осуществлении координирования всех компонентов системы организованного психолого-педагогического сопровождения ребенка, выполняет также функцию своеобразного связующего звена между ними [15, с.320].
Таким образом, при включении в кадровую структуру дошкольного учреждения тьютора, с созданием системы тьюторского сопровождения формируются условия для организации комплексного и системного построения воспитательно-образовательной деятельности, с эффективной реализацией комплекса различных условий (включая психологические, педагогические, социальные, коррекционные и пространственные), способствующих созданию инклюзивной среды, с успешным развитием и реабилитацией ребенка с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.
При анализе специфики деятельности тьютора по сопровождению ребенка с детским церебральным параличом можно выделить, что он адаптирует среду дошкольного учреждения, выстраивая ее в соответствии с индивидуально-личностными особенностями детского развития, устраняя барьеры между ребенком и другими участниками образовательной системы. То есть тьютор способствует интеграции ребенка с детским церебральным параличом в социальную среду и гармоничному детскому развитию, с повышением результатов воспитательно-образовательной деятельности в целом. Перечисленными факторами определяется высокая значимость деятельности тьютора в развитии эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста при детским церебральном параличе. Соответственно, тьюторское сопровождение может рассматриваться в качестве одного из ключевых компонентов способствующих коррекции эмоциональных нарушений, формирующих предпосылки для повышения психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Литература:
- Атарщикова А. С. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. // В сборнике: Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под редакцией И. В. Белашевой, А. С. Лукьянова. Ставрополь, — 2021. — С.253–256.
- Баранова Г. А. Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. — 2020. — № 1. — С.30–33.
- Говорова Н. В. Специфика подготовки к школе ребенка с детским церебральным параличом. // Вопросы устойчивого развития общества. — 2021. — № 9. — С.235–245.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/71848426/#block_1000 (дата обращения: 26.03.2022).
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 28.03.2022).
- Раарр-Ларгсс Л. О. Общие приёмы работы тьютора в разных образовательных ситуациях. // В сборнике: Научная парадигма — 2021. / Сборник научных трудов по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. Анапа, — 2021. — С.227–234.
- Рудак И. В. Создание комфортной образовательной среды при инклюзивном обучении младших школьников с заболеванием ДЦП. // В сборнике: Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности. / Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, — 2021. — С.98–100.
- Семья. Материнство и детство. Заболеваемость детей по основным классам болезней. [Электронный ресурс] / URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13807 (Дата обращения:04.04.2022).
- Сунцова А. С. К проблеме определения понятия инклюзивной образовательной среды. / А. С. Сунцова// В сборнике: Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве. материалы VI Международного интернет-симпозиума. Ставрополь, — 2020. — С.141–144.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]./ Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 25.03.2022).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]./ Режим доступа: URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo (дата обращения: 28.03.2022).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]./ Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 28.03.2022).
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 28.03.2022).
- Федотова М. А. Тьюторское сопровождение детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом. // В сборнике: Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования. / III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. — 2021. — С.259–263.
- Щербакова Н. А., Пустовалова Ю. А. Особенности психологической готовности к школьному обучению детей с детским церебральным параличом. // В сборнике: Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. / Сборник научных статей I Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, — 2020. — С.317–321.