В статье рассмотрена система объектов интеллектуальной собственности, международная и государственная нормативно правовая база в этой области, а также процесс таможенного контроля товаров, содержащих в себе объекты интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, Федеральная таможенная служба, правовая охрана, таможенная граница.
Интеллектуальная собственность является важнейшим элементом не только в деятельности Российских компаний на внутреннем и внешнем рынке, но и в функционировании всего государства в системе мировой экономики. Таким образом, одна из приоритетных задач, поставленных Правительством Российской Федерации, это защита прав на объекты интеллектуальной собственности. Одной из функций таможенных органов является именно это направление.
В соответствии с действующим российским законодательством, интеллектуальная собственность — это совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права) [3]. В узком смысле, это нематериальные объекты, отделимые от своего автора, которые охраняются гражданским правом.
В статье 1225 Гражданского кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень видов интеллектуальной собственности. Он состоит из 16 пунктов, которые могут быть сформированы в 3 группы.
- Результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Они имеют автора, у которого возникает право признаваться создателем соответствующего РИД. (Произведения, исполнения, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения и топологии интегральных микросхем)
- Средства индивидуализации (СИ). Они не имеют автора. Это нематериальные объекты, выделяющие и индивидуализирующие другие объекты. (Фирменные наименования, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения)
- Иные. (Фонограммы, радио- и телевизионные передачи, большие базы данных, первые публикации произведений, секреты производства)
Очевидно, что для эффективного использования прав на интеллектуальную собственность, нужна нормативно правовая база, то есть совокупность источников права. Источником права считается документ, который содержит в себе обязательные правила, соблюдение которых контролирует государство. Источники права интеллектуальной собственности мы можем разделить на две категории: государственные и международные.
Для начала, рассмотрим нормативно — правовую базу РФ. Главенствующий закон — это Конституция РФ. В статье 44 закреплено: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Также статья 71 относит правовое регулирование отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, к Федеральному ведению.
Четвертая часть Гражданского Кодекса РФ заключает в себе большую часть Федеральных законов в сфере права интеллектуальной собственности. Она содержит основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав, регулирует договорные и иные обязательства в этой области. Более того, в ГК РФ закреплена подробная информация о каждом объекте интеллектуальной собственности.
Закон «О коммерческой тайне» закрепляет правовые нормы, регулирующие установление, изменение и прекращение режима коммерческой тайны относительно сведений, которые составляют действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие их сокрытия от третьих лиц.
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует правоотношения, возникающие при поиске, получении, передаче, производстве и распространении информации; использовании информационных технологий; обеспечении защиты информации. Данный закон способствовал построению в России информационного общества.
Указ Президента «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав» в 1993 году упразднил Российское агентство интеллектуальной собственности и одобрил создание Российского авторского общества, целью которого является реализация и защита авторских прав.
Постановление Правительства «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» содержит информацию о ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, порядке их применения и порядке начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) — это федеральный орган исполнительной власти, который находится в ведении Министерства экономического развития РФ, обеспечивающий правовую охрану объектов интеллектуальной собственности и регулирование порядка их использования. Документы, принятые Роспатентом, также являются частью нормативно-правовой базы в сфере интеллектуальной собственности.
Международно-правовое регулирование защиты интеллектуальной собственности включает в себя множество соглашений и конвенций. Для начала, рассмотрим Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 года. Лиссабонская система международной регистрации наименований мест происхождения и географических указаний обеспечивает охрану наименования места происхождения или географического указания на территории всех государств-членов. Для этого необходимо пройти однократную регистрацию и оплатить все, необходимые пошлины. Регистрации размещаются в официальном бюллетене и в базе данных Lisbon Express. Процесс регистрации осуществляется международным бюро ВОИС в Женеве на основе поданных компетентным органом договаривающегося государства заявок. Государства — участники Парижской конвенции, которую мы рассмотрим далее, имеют право свободно присоединиться к Соглашению.
26 февраля 2020 года вступил в силу Женевский акт Лиссабонского соглашения, он усовершенствовал действующую систему международной регистрации. В отличие от Лиссабонского соглашения, которое распространяется только на наименования мест происхождения (специальный вид географического указания для продуктов, особенно тесно связанных с местом происхождения), Женевский акт расширяет границы правовой охраны на географические указания и обеспечивает гибкость с точки зрения порядка применения режима охраны. Это дает возможность лучше учитывать особенности национальных и региональных систем охраны отличительных обозначений, применяемых для продуктов, характерные черты которых обусловлены происхождением.
Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 года — это первое и ключевое международное соглашение в сфере охраны прав на промышленную собственность (патенты, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, фирменные наименования, географические указания). Любое государство имеет право свободного присоединения к ней. Основные положения Конвенции можно условно классифицировать на три группы: национальный режим, право приоритета и общие правила.
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 года — направлена на охрану произведений и прав их авторов. Она базируется на 4 основных принципах и ряде положений, которые определяют минимальный уровень охраны. Также в Конвенции закреплены специальные положения для развивающихся стран.
Таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС согласно:
- Таможенному кодексу ЕАЭС. Глава 52 «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами».
- Федеральному закону № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Глава 57. «Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами».
Должностные лица таможенных органов принимают меры по защите прав интеллектуальной собственности, если товары помещаются под какую-либо таможенную процедуру, за исключением процедур таможенного транзита, уничтожения и специальной таможенной процедуры. Данные меры не применяются в случае, если под таможенные процедуры помещаются товары, предназначенные «для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, иными организациями или их представительствами, расположенными на таможенной территории Союза» [1].
В круг полномочий Федеральной таможенной службы России входит защита товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, объектов авторских и смежных прав. Для эффективной деятельности в этой области ФТС ведет Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Он сформирован в соответствии с Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза. Данное соглашение предусматривает ведение Единого реестра, включение в него объектов интеллектуальной собственности и взаимодействие таможенных органов государств-членов друг с другом, с правообладателями, с государственными органами, организациями и гражданами по вопросам ведения вышеупомянутого реестра.
Инициатором включения в ТРОИС является правообладатель или его представитель (при наличии доверенности), а уполномоченным органом — Федеральная таможенная служба РФ. Данная услуга является бесплатной, а ее нормативный срок составляет не более 30 календарных дней. Эта процедура регулируется в Приказе ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности».
В законодательстве предусмотрен порядок приостановления сроков выпуска товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС как при ввозе, так и при вывозе и содержащих признаки контрафактной продукции. Если в процессе таможенного контроля выявляются объекты интеллектуальной собственности, которые были внесены в ТРОИС ФТС России, срок приостановления выпуска составляет 10 рабочих дней в соответствии со Статьей 112 ФЗ № 289. Выпуск товаров приостанавливается на 7 рабочих дней, если таможенные органы выявляют объекты интеллектуальной собственности, которые не были внесены в ТРОИС ФТС России, и которые подпадают под правовую охрану на территории РФ в связи с регистрацией в Роспатенте РФ или в соответствии с международным законодательством об охране интеллектуальной собственности (Статья 113 ФЗ № 289).
Процесс таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включает в себя множество нюансов, так как нарушения в данной области — частое явление. Контроль за продукцией, обладающей свойствами контрафактных товаров, и перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС, осуществляется таможенными органами при ввозе, при вывозе, а также на внутреннем рынке.
Литература:
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) — Консультант Плюс [электронный ресурс]
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» Часть 4 — Консультант Плюс [электронный ресурс]
3. ГОСТ Р 55386–2012 Национальный стандарт РФ «Интеллектуальная собственность. Термины и определения» — Консультант Плюс [электронный ресурс]
4. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности. Учебник. М.: Проспект, 2020. 896 с.
5. Котенева О. Е. Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности: учебно-методическое пособие / О. Е. Котенева. — СПб.: Университет ИТМО, 2018. — 92 с.