В данной статье рассматривается понятие «внеаудиторная деятельность», её специфические особенности, функции и формы. Автором предложена классификация форм внеаудиторной деятельности в экологическом образовании студентов вуза.
Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, экологическое образование, высшее образование, высшая школа.
Внеаудиторная деятельность является одним из важных элементов профессиональной подготовки будущего специалиста, который логически связан с процессом самообразования. Внеаудиторная деятельность способствует формированию у студентов новых знаний, умений и навыков, а также расширению кругозора.
Исследователи предлагают разные трактовки понятия «внеаудиторная деятельность». Рассмотрим некоторые из них.
Норец А. И. считает, что внеаудиторная деятельность — это «организованные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий» [5].
По мнению Валеевой О. Н., внеаудиторная деятельность — это «звено образовательно-развивающего процесса, отражающего активное участие студентов в профессионально-ориентированных занятиях в условиях педагогической поддержки в свободное от обязательных занятий время» [2].
Петрова М. С. понимает под внеаудиторной деятельностью «целенаправленную организацию свободного от учебных занятий времени обучающихся, ориентированную на развитие креативности, ответственности, инициативности, мобильности студентов и способствующую формированию основ индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности, приобретению специальных знаний, навыков и умений» [6].
В данной статье мы придерживаемся определения Поповой В. И.: «внеаудиторная деятельность — это расширяющееся жизненное пространство, в рамках которого студент получает возможность приобретения социально и личностно значимого опыта, как синтеза знаний, умений и навыков, способов деятельности и мышления, стереотипов поведения, интериоризованных жизненных смыслов и социальных установок, запечатлённых ощущений и переживаний» [1].
Гугин Д. Н. отмечает, что внеаудиторная деятельность имеет следующие присущие ей специфические особенности:
– носит преимущественно индивидуальный характер и представляет собой «самодеятельность» человека;
– находится в тесной связи с аудиторной и научно-исследовательской деятельностью;
– не включается в учебный план, т. е. не имеет строгих рамок;
– характеризуется отсутствием принуждения к ней и духовной самостоятельностью;
– представляет собой сочетание самостоятельной деятельности и деятельности в сотрудничестве с преподавателем;
– включает в себя разнообразные методы стимулирования активности и формы проведения, способствующие удовлетворению индивидуальных потребностей личности [3].
Функциями внеаудиторной деятельности являются:
– информативно-образовательная;
– аксиологическая;
– мобилизационно-регулятивная;
– функция коррекции;
– функция, способствующая развитию коммуникативных умений;
– развлекательная;
– компенсаторная [4].
Обобщая всё вышеизложенное, можно сказать, что внеаудиторная деятельность является частью целостного педагогического процесса, имеет большой потенциал для формирования профессиональных и личностных качеств, необходимых будущим специалистам.
Существуют разнообразные формы внеаудиторной деятельности, способствующие достижению цели экологического образования. Некоторые из них в большей степени характерны для аудиторных занятий, другие обычно оставляют для самостоятельной работы. Но и те, и другие можно использовать для достижения поставленной цели.
В зависимости от дидактической цели виды внеаудиторной деятельности, направленные на выполнение задач экологического образования, можно условно разделить на четыре группы.
- Виды деятельности, целью которых является приобретение, закрепление, углубление, структуризация и систематизация знаний, а также овладение умением самостоятельно приобретать знания:
– поиск и сбор информации по конкретной теме, определение достоверности и научности найденной информации;
– работа с различными источниками информации (учебная, справочная литература, Интернет-ресурсы);
– создание конспектов;
– составление глоссария;
– подготовка сообщений, рефератов, докладов;
– написание эссе на заданную экологическую тему;
– упражнения на определение признаков понятия, разделение их на существенные и несущественные;
– составление таблиц, схем, кластеров, кроссвордов;
– создание электронных презентаций;
– выполнение наблюдений;
– «круглый стол», во время которого студенты выдвигают свои варианты решения представленной экологической задачи, обсуждают их и стараются прийти к общему мнению, наиболее целесообразному в данных условиях;
– посещение природоохранных учреждений и знакомство с особенностями и содержанием их работы;
– прохождение туристических маршрутов.
- Виды деятельности, целью которых является формирование и совершенствование умений и навыков:
– мастер-классы;
– кейс-стади (разбор ситуаций, приближенных к тем, которые обычно возникают в реальной профессиональной деятельности);
– проведение опытов;
– моделирование;
– разработка плана по работе с целевыми группами;
– подготовка и проведение групповой дискуссии, дебатов.
- Виды деятельности, целью которых является раскрытие творческого потенциала студентов и формирование умения применять творческий подход при использовании приобретённых знаний:
– выставки фотографий, книг и т. д.;
– создание стенгазет, плакатов, буклетов и т. п.;
– разработка и проведение досуговых мероприятий;
– создание видеороликов, освещающих какую-либо экологическую проблему и возможные пути её решения.
- Виды деятельности, непосредственно направленные на решение реальных экологических проблем:
– помощь волонтёрским организациям;
– участие в экологических акциях;
– организация выездных лекций и презентаций;
– реализация индивидуального или группового экологического проекта.
Перечисленные выше виды внеаудиторной деятельности преподаватель и студенты могут использовать при составлении собственной программы, выбирая и комбинируя их нужным образом.
Таким образом, внеаудиторная деятельность в экологическом образовании имеет свои специфические особенности: вариативность программы, ориентированность на практические формы занятий и творческий характер деятельности.
Литература:
- Абдуразакова Д. М. Технология организации внеаудиторной деятельности студентов / Д. М. Абдуразакова, М. К. Гамидов // Мир науки, культуры, образования, 2017. — № 5 (66). — С. 52–53.
- Валеева О. Н. Внеаудиторная деятельность студента как фактор формирования личностно-профессионального имиджа / О. Н. Валеева //
- Гугин Д. Н. Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Нижний Новгород, 2007. — 167 с.
- Казьмерчук А. В. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения в высшем учебном заведении / А. В. Казьмерчук // Вестник ТГПУ, 2013. — № 9 (137). — С. 54–60.
- Норец А. И. Формирование социально активной личности студентов вуза во внеаудиторной деятельности: диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. — Магнитогорск, 2002. — 187 c.
- Петрова М. С. Особенности организации внеаудиторной деятельности в высшей школе / М. С. Петрова // Вестник КГУ имени Н. А. Некрасова, 2015. — Т. 21. — № 3. — С. 151–152.