Данная работа посвящена комплексному исследованию юридических исключений, в особенности таких их разновидностей как правовые привилегии и иммунитеты. В работе анализируются некоторые историко-правовые и теоретические аспекты института правового индемнитета, как одного из средств правовой политики государства, рассматриваются вопросы отступления от принципа правового равенства посредством привилегий и иммунитетов как особых правовых категорий, наделяющих преимуществами одних субъектов перед другими в разрезе историко-правового становления.
Ключевые слова: льготы, правовые привилегии, иммунитеты, неответственность, возмещение.
В толковых словарях русского языка и словарях иностранных слов понятие «привилегия» определяется как — «исключительное право, преимущество, предоставляемое кому-либо (государственному органу или должностному лицу)» [1].
Привилегии являют собой определенное неравенство между людьми, и находят свои истоки уже у первых рабовладельческих государств, возникших в эпоху «бронзового» века (конец III тысячелетия до н. э. — I тысячелетие до н. э.). В Древнем Риме категория «привилегия» приобретает уже подлинно правовое значение [2]. Достаточно выразительна латинская этимология слова «привилегия»: privius (особый, отдельный, единичный) и lex (закон), отсюда privilegium , т. е. «специальный закон для особого лица». [3; с. 145].
Предположения ученых, что как таковые привилегии имеют более ранние исторические корни, и известны даже первобытнообщинному строю [4; c.5], являются достаточно спорными и дискуссионными, поскольку о привилегиях в упомянутый период надо говорить лишь как о социальном феномене, а не как о правовой категории, действующей в рамках права.
Будучи производной от привилегий и льгот — категория индемнитет является также частью более широко понятия — иммунитет. В этой связи необходимым представляется охарактеризовать данную правовую категорию.
В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие иммунитет (лат. immunitas) определяется как «освобождение, избавление или независимость, неподверженность» [1]. В Словаре иностранных слов под иммунитетом в юридическом смысле понимается «исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве» [5].
Еще Л. А. Шалланд, отмечал, что «неизбежными спутниками конституционного строя являются две привилегии, предоставляемые членам законодательных палат, а именно так называемая безответственность и неприкосновенность» [6; с. 3]. При этом «безответственность, определяемая ученым как «свобода слова носит абсолютный характер, а сама привилегия относится к области права материального» [6].
В непосредственном виде понятие «индемнитет» не встречалось ранее в нормативных актах, оно лишь косвенно описывалось характеристиками, присущими современному пониманию данного термина. Этимология термина «индемнитет» происходит от латинского слова «indemnitatis» — безущербность [5].
Первые признаки индемнитета обнаруживаются в Англии. Английские суды в своих решениях, основываясь на праве справедливости, допускали в определенных ситуациях возмещение потерь народным представителям. В конституционном праве подразумевалось, что индемнитет — это «решение парламента, которое придавало законную силу действиям должностных лиц, бывшим незаконными на момент их совершения» [3; с. 23]. В основном это касалось министров и некоторых других чиновников.
«Неответственность» как привилегия народных представителей берет свое начало в Великобритании, в стране со старейшим парламентом, по причине того, что в то время участились случаи начала преследований английскими королями отдельных членов парламента за суждения, высказываемые ими в палатах [7; с. 58]. Из этого можно сделать вывод, что исходной целью этой гарантии являлась именно защита независимости законодательной функции парламентариев.
Одно из первых легальных определений индемнитета отражено в «Основах предложений, исходящих от армии» 1647 г.: «Должна быть установлена свобода высказывания мнений в Палате Общин с указанием, что ни один ее член не должен подвергаться за то, что он высказал или как он голосовал в палате, какому-либо взысканию, большему, чем исключение его из этой палаты; исключение должно производиться, согласно решению самой палаты» [8; с. 23].
Между тем, «правящая Корона» долгое время не признавала данную привилегию за парламентариями, вопрос закрылся только с принятием Билля о правах 1689 г. — депутатская неответственность была окончательно утверждена. В ст. 9 данного акта было закреплено, что «свобода слова, прений и всего того, что происходит в Парламенте, не может подать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте, кроме Парламента» [8].
Позднее в США эта важная конституционная гарантия нашла свое отражение в 1797 г., американская доктрина напрямую связывала иммунитет законодателей с принципом разделения властей. [9].
Т. Джефферсон упоминал в своих работах, что законодатели — это «представители воли народа, и другие ветви власти не могут посягать на их свободу, тем самым, сохраняя в неприкосновенности главные свободы народа, а также с правом народа на получение правдивой информации о законодательном процессе» [10].
Если Томас Джефферсон полагал, что иммунитет законодателей в совокупности принадлежит палате парламента, то в начале 19 века иммунитет депутатов определялся одновременно и как лично-определённый иммунитет, так и иммунитет палаты и права народа, т. е. депутатский иммунитет включал в себя не только «право народа», но и право каждого индивидуального законодателя, который, как считалось, выражал волю народа и выступал от его имени [7, с. 87].
Специфичность в нормативной регламентации «неответственности» парламентария в странах англосаксонской правовой семьи можно заметить и в настоящее время. В частности, согласно действующему и поныне Биллю о Правах 1689 г., иммунитет от уголовного и административного преследования депутата английского парламента ограничен его функциональной деятельностью в палате [11].
Это и является характерной чертой индемнитета. Он не распространяется на высказывания, произнесённые вне стен парламента, на публикации, письма к внепарламентским организациям, то существует прямая зависимость данной привилегии от места произнесения парламентарием своих слов, и для того, чтобы привилегия вступила в силу — важно, чтобы таким местом был именно парламент.
В то же время индемнитет стремится стать по своей природе абсолютным, тем не менее для депутата в Великобритании предусмотрена дисциплинарная ответственность, возможно и уголовное преследование парламентария за его речи и дебаты, которое осуществляется по решению Палаты Лордов [12, с. 23].
Пусть данное положение и основано на сложившихся еще в XIII в. полномочиях верхней палаты парламента как высшего судебного органа страны, однако, это не лишает индемнитет его основной цели, а даже напротив, сохраняет присущий правовому статусу парламентария привилегированную направленность — так как разбирательство осуществляется тем органом власти, членом которого является народный избранник [12].
Таким образом, индемнитет парламентариев в странах англосаксонской правовой системы с момента первого упоминания и по настоящее время основан на «свободе речей и дебатов», но при этом распространяется только на действия депутатов, совершенные при осуществлении своих социально-значимых функций в стенах парламента [7].
В России впервые депутатский иммунитет был предусмотрен при созыве Государственной Думы 1906 год для народных депутатов СССР, народных депутатов союзных республик [13], депутатов Совета автономных образований и депутатов Совета народных депутатов разных уровней. Выражалось это в преимущественном праве льготного проезда, в материальном вознаграждении за труд и компенсации расходов в связи с осуществляемыми ими полномочиями. Наличие этих норм способствовало появлению в качестве одного из элементов властной атрибутики — специального удостоверения на право бесплатного проезда на транспорте республик [14].
Следует отметить, что практика наделения представителей народной власти правом льготного проезда на различных видах транспорта не была исключительно советским «нововведением». Свои отголоски данная прерогатива берет еще в 1899 г., когда Николаем II были утверждены «Правила льготного проезда по железным дорогам отставных и запасных воинских чинов» [15], в соответствии с которыми определенным категориям военных выдавались удостоверения, позволявшие им осуществлять поездки «с билетами низшего класса в вагонах высшего» [7]. В советской России данное право получило дальнейшее развитие, в следствие чего был расширен перечень лиц, которым оно предоставлялось.
Нельзя не упомянуть о существовании второго значения термина «индемнитет», которое встречается в конституциях и иных нормативно-правовых актах, — это вознаграждение парламентария, которое может складываться из разного рода выплат: жалованья, компенсаций расходов на содержание вспомогательного персонала, проезд, использование средств связи и пр. [16].
Так, например, Конституция США установила в разд. 6 ст. I, что «сенаторы и представители будут за свои услуги получать компенсацию, определяемую законом и выплачиваемую Казначейством Соединенных Штатов» [9]. В таком понимании в 1848 году депутатское вознаграждение было установлено во Франции [17], а в 1911 году — в Великобритании [12].
В обществе возникали споры и дискуссии относительно данного основания и обоснованности отступления от принципа социального равенства, ведь социалистическая доктрина народного представительства исходила из того, что депутат должен управлять государством, не оставляя своей основной работы: депутатская деятельность рассматривалась как неосновная, и осуществляемая после выполнения «урока» обязательной производительной работы, и, следовательно, не подлежала особой оплате, не считая возмещения возникших расходов или утраченного заработка [18].
Таким образом, особая роль в формировании комплекса предметных символов власти в виде депутатских привилегий, которые присущи статусу парламентария и поныне, принадлежала парламентскому (депутатскому) индемнитету, предполагающему помимо «неответственности» за слова, в том числе и законодательно закрепленное право депутатов на материальное вознаграждение за труд и на компенсацию расходов в связи с осуществляемыми ими полномочиями.
На основе историко-правового анализа понятия «индемнитет» можно заключить, что данная правовая категория в буквальном виде не употреблялась в законах, а раскрывалась лишь косвенно через понятия «не ответственность», «безответственность», «возмещение» в контексте общего смысла привилегий и льгот для определенных лиц. В связи с различной социальной значимостью осуществляемых функций своей профессиональной деятельности теми или иными субъектами в жизнедеятельности общества — право, посредством привилегий и льгот, юридически «выделяет» тех, кто нуждается в дополнительных гарантиях своей деятельности.
Литература:
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003, 120 с.
- Суменков С. Ю. Привилегия как политико-правовая категория // Право и политика 2002 № 5. С. 12–15.
- Смирнов Е. Р. Королевская власть и парламент в средневековой Англии: динамика правового статуса: Дис.... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2002. — 151 с.
- Горланов Г. В. Экономические привилегии. Источники и формы проявления. С. 5–9.
- Булыко, А. Н. Большой словарь иностранных слов: 35 тысяч слов / А. Н. Булыко. — М.: Мартин, 2006. — 703 c.
- Шалланд Л. А. Иммунитет народных представителей. Т. 1. Юрьев, 1911.
- Амеллер М. / Парламенты. Сравнительное исследование структуры деятельности представительных учреждений 55 стран мира. — М., 1967. — 114 с.
- Конституции и законодательные акты буржуазных государств. ХШ-1Х вв. — М., 1996. — 153 с.
- Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 г. // Конституция Соединенных Штатов Америки. — М., 1993.
- Согрин В. В. / Т. Джефферсон. Человек, мыслитель, политик. М., 1989.
- О. Е. Иванова, В. В. Лопатин (отв. ред.), И. В. Нечаева, Л. К. Чельцова. / Билль о правах // Русский орфографический словарь: около 180 000 слов [Электронная версия] — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова, 2004. — 960 с. — ISBN 5–88744–052-X.
- Конституции зарубежных государств (Конституционные акты Великобритании): Учебное пособие / Сост. проф. В. В. Маклаков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2003. — 146 с.
- Витрук И. В. / Структура правового статуса депутата (вопросы теории) // Закон о статусе депутата на практике (материалы научно-практической конференции) Ярославль 1976. — С 20–23.
- Баглай М. В. / Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. — 4-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2003. — 816 с.
- Высочайше утвержденные Правила льготного проезда по железным дорогам отставных и запасных воинских чинов: Положение Комитета Министров, утвержденное 25 июня 1899 г. // Полное собрание законов Российской империи: [В 33‐х т.]. — Т. XIX. Отд. 1. 1899 г. — СПб., 1902.
- Малько А. В., Морозова И. С. / Привилегии как специфическая разновидность правовых льгот // Правоведение 1999. — № 4. — С. 143–156.
- Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — 682 с.
- Просвирнин Ю. Г. / Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе: Воронеж. 1982. — С. 8–11.