Применение инновационных технологий в продвижении туристских дестинаций (на примере государственных национальных природных парков Алматинской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 221 раз

Библиографическое описание:

Айтбаева, Г. Д. Применение инновационных технологий в продвижении туристских дестинаций (на примере государственных национальных природных парков Алматинской области) / Г. Д. Айтбаева, А. Т. Айткожа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 75-79. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90152/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторами предложены и охарактеризованы пути решения проблем инновационной деятельности в наиболее популярных среди туристов дестинациях Алматинской области. Продемонстрированы результаты проведенных исследований на примере Государственных национальных природных парков Алматинской области на предмет соответствия современным требованиям интерне-маркетинга. Исследование основано на теоретических взглядах выдающихся ученых в области экономики, маркетинга и инноваций, при проведении практических исследований для получения наиболее точных результатов были применены современные технологии и рекомендации. В ходе научного исследования были разработаны меры по совершенствованию инновационной деятельности на территории национальных парков. Результаты исследований и рекомендации могут быть применены на практике, что в свою очередь позволит достичь позитивного эффекта в продвижении туристских дестинаций и улучшит экономическое состояние региона.

Ключевые слова: инновация, организационный лаг, SMM, показатель вовлеченности.

Инновация чаще всего определяется как создание и успешное применение нового продукта, процесса, новой идеи, новой формы знаний, нового способа предоставления услуги для клиента или комбинации вышеперечисленного. Все определения инноваций сходятся в одном: инновации — это что-то новое.

Й. Шумпетер, являющийся основоположником инновации, как экономической категории, рассматривает инновации как разработку новых продуктов или услуг, разработку новых методов производства, признание новых рынков, открытие новых источников поставок, разработку новых организационных форм, т. е. разных видов инноваций.

Инновации идентифицируются по-разному в зависимости от направленности исследования. Однако инновации обычно связаны с такими аспектами, как креативность, новизна, создание ценности и экономический рост, включая способность меняться и адаптироваться. Как правило, для новшества характерно все, что отличается от обычного, что представляет собой разрыв прежней практики в бизнесе. Фактически, «новизна» является общим для всех определений инноваций, поскольку инновации прочно связаны с чем-то новым.

Инновации в туризме внедряются с учетом имеющихся ресурсов, которые осуществляются исключительно при доказательстве того, что при внедрении технологий и методик будут предоставлены экономически эффективные результаты. Бездудный Ф. Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. в своем труде «Сущность понятия» определяют инновацию как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей, то есть в нашем случае, комплексное решение потребностей цифровых кочевников [1]. Также стоит отметить, что инновационные технологии чаще всего используются в экономически развитых странах и дестинациях с мировой популярностью [2].

Исследование об инновационной деятельности государственных национальных природных парков Алматинской области предоставит данные о том, как на опыте зарубежных стран мы сможем найти творческое решение проблем по развитию инновационной деятельности в туристских дестинаций.

Согласно утвержденной карте по административно-территориальным единицам ТОП-10 (10-объектов Алматинского Горного Кластера — далее АГК), а также ТОП-50 (6-объектов, из них 2 новых проекта) туристических объектов Республики Казахстан находятся в Алматинской области, а именно на территории АГК, который в свою очередь включает в себя 14 районов и 1 город областного значения (из 17 районов и 3 городов областного значения в общем), а также Государственные национальные природные парки (далее ГНПП) [3].

Наиболее аттрактивными природными дестинациями данного региона и страны в целом, являются ГНПП. Согласно статистическим показателям количества посетителей ГНПП Алматинской области за последние 5 лет, учитывая период пандемии, заметен стабильный поток туристов. Данные указаны в таблице 1.

Таблица 1

Статистические данные по показателям количества посетителей ГНПП Республики Казахстан [ 4 ]

Наименование ООПТ

Количество посетителей (чел.)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2021 г.

8 мес.

9 мес.

1

Иле-Алатауский

135400

205 676

300901

212219

331725

408 471

2

Чарынский

10001

13220

20641

16105

27340

32 151

3

Жонгар-Алатауский

1138

1450

1121

1172

1672

1 904

4

Кольсай көлдері

36310

41004

87662

83153

133980

146 380

5

Алтын-Эмель

9974

14245

18933

9798

6395

8 611

6

Катон-Карагайский

3628

3872

4376

6751

3258

4 415

7

Баянаульский

145677

121896

130134

5924

56112

56 200

8

Кокшетау

47418

54732

63444

33144

39617

47 169

9

Каркаралинский

32512

34747

35550

18346

32381

37 850

10

Сайрам-Угамский

23441

30603

32823

23465

28967

32 345

12

Буйратау

693

1252

1895

879

1051

1 211

13

Тарбагатай

-

-

-

-

409

452

Всего по ГНПП

1 123 439

1 141 278

1381190

892623

662907

776 707

В ходе исследования инновационной деятельности ГНПП Алматинской области был выявлен организационный лаг. Так как система управления туристских предприятий, то есть темп управленческих инноваций, ниже темпа производственных инноваций (новых услуг и продуктов).

Для решения такого рода проблем, ранее Управлением туризма Алматинской области совместно с АО “Kazakh Tourism”, а также при поддержке Министерства культуры и спорта было принято решение внедрение системы управления Национальных природных парков США. Запущен пилотный проект на примере ГНПП Алматинской области, в ходе которого будут проводиться инновационные работы как в управленческой структуре, так и в производственном плане для улучшения качества продуктов и услуг, что поспособствует внедрению новых.

Механизм данной инновации в менеджменте и привлечении инвестиций в ГНПП Алматинской области состоит из:

  1. Открытость — проведение общественных советов, открытых тендеров, внутри которых условия экологов и местных жителей должны быть учтены. Утверждение концепций и генерального плана проводится также через общественные советы.
  2. Привлечение стратегических групп и инвесторов. Стратегический инвестор-тот кому отдается предпочтение и большее количество территории ГНПП, но ставится ряд требований. Требования по строительству маршрутов, инфраструктуры, обустройству, информационных центров, что в дальнейшем дает возможность перехода к коммерческой инфраструктуре (кемпинги, глемпинги), но во главу ставится выполнение социальных обязательств и строительство в экологическом направлении, с согласованием после проведения слушаний и исследований, без воздействия на окружающую среду. Данное направление учитывает и позволяет придерживаться принципов устойчивого развития всеми участниками, ведь необходимо учитывать рекреационную нагрузку.

В процесс комерциализации входит также брендинг и маркетинг. В связи с чем удобно перенести тяжелую ношу ведения социальных сетей от сотрудников национальны парков на профессионалов таргетологов, маркетологов и SMM специалистов. Также при ГНПП имеется единственный KPI — это сохранение природных ресурсов, их количество, разновидности. Но нет KPI в SMM платформах, такие показатели как увлеченность аудитории аккаунтами ГНПП. В связи с чем, авторами статьи был проведен анализ Instagram аккаунтов ГНПП с использованием инструментов LiveDune для определения показателей вовлеченности (Engagement Rate, он же ER) ― это процент активной аудитории аккаунта на рис. 1. Под активностью подразумеваются различные реакции пользователей на публикации. В Инстаграм, например, это лайки, комментарии, сохранения или просмотры видео [5].

Формула Engagement Rate [5]

Рис. 1. Формула Engagement Rate [5]

Рекомендация. В данной платформе имеется возможность использовать статические данные в сравнении с конкурентами в туристском рынке, в разрезе различных периодов и проработать ошибки в достижении KPI, а также наиболее грамотно составить контент план, для продвижения дестинации. Необходимо использовать такого рода платформы для соответствия нынешним условиям цифрового пространства и продвижения ГНПП в Интернет платформах.

Согласно результатам были выявлены следующие проблемы:

  1. Малое количество подписчиков для продвижения дестинаций(общее количество подписчиков 5 ГНПП составило — 9905 человек).
  2. Общее количество постов за год составило всего 862 постов, что в свою очередь показывает низкую активность аккаунтов и отсутствие креативности в составлении контент-плана.
  3. По количеству лайков показатель составил — 43,697 лайков, что является показателем низкого качества фото, видео материалов и отсутствия продающих текстов под постами.
  4. Количество комментариев составило — 1003, в которых большая часть была оставлена в период конкурсов и розыгрышей продукции ГНПП, либо инстаграм-роботами. Что также является показателем низкой заинтересованности людей ГНПП в социальных сетях.
  5. Показатель вовлеченности в итоге составил 0,52 %. Данная цифра является доказательством того, что специалисты ГНПП не имеют необходимыми квалификационными качествами для ведения социальных сетей.

Подписчики, Посты, Лайки, Комментарии, Engagement Rate с 03.03.2021 по 03.03.2022 года [6]

Рис. 2. Подписчики, Посты, Лайки, Комментарии, Engagement Rate с 03.03.2021 по 03.03.2022 года [6]

Рекомендация. Для решения проблемы продвижения ГНПП в социальных сетях и иных платформах необходимо утверждение ответственным государственным органом сдачу ежеквартального отчета по KPI в SMM платформах.

Также, необходима частичная передача обязанностей ведения социальных сетей ГНПП частным организациям, а также проведение обучения сотрудников ГНПП по съемке фото и видео согласно стандартам SMM специалистов. Для качественного контента необходимо также выделить сотрудникам ГНПП мобильные устройства с высоким качеством съемки фото и видео. Так как большее количество времени на территории ГНПП находятся сами сотрудники, нежели специалисты брендинга, маркетинга и таргета.

Далее, при поиске единой платформы с ГНПП Алматинской области, а также Республики Казахстан-платформа отсутствует.

Необходим единый сайт национальных природных парков и заповедников Республики Казахстан. Единственный сайт в доступе при поиске в поисковике http://naturkaz.info/?statmzi. Не официальный сайт, функционировал с 2008 года, а также был деактивирован. Не актуальный дизайн, низко-качественный конструктор сайта, фото-видео контент отсутствует, нет обратной связи и актуализации информации. Много рекламы не соответствующей тематике сайта с медицинскими препаратами и фейковыми ссылками на кликбейты. Сайт не безопасен для пользователей, так как может использовать данные и наносить вред устройству подключения.

На примере сайта Службы национальных парков (NPS — это агентство, зависящее от федерального правительства Соединенных Штатов, ответственное за управление национальными парками, национальными памятниками и некоторыми другими историческими объектами и охраняемыми территориями федеральной юрисдикции) США стоит рассмотреть разработку единого сайта для объединения всех ГНПП и заповедников по следующей ссылке [7]

Анализ сайта.Конструкция состоит из трех основных разделов:

  1. Планирование визита в национальные парки, заповедники (функции: найти парк, календарь-мероприятий, пропуск в парк, идеи для поездки);
  2. Знания и научные исследования (о парках, о природе, новости, материалы для педагогов, детей, фото и видео материалы, темы по тегам);
  3. Принять участие в деятельности парка, заповедника (информация о волонтерстве, пожертвовании, партнерах, трудоустройстве в парке, заповеднике, вакансии для работников, студентов и т. д., сохранении ресурсов, памятников и 3000 регионов, помощь во имя исчезающих племен и нуждающихся проживающих на территориях парков, заповедников).

На опыте США требуется внедрение не только менеджмента (но и маркетинга с помощью цифровизации. Отличный пример по следующей ссылке сайта U.S National Park Service https://www.nps.gov/subjects/npscelebrates/find-your-virtual-park.htm [7].

В данной ссылке указаны пути того, как турист может подобрать свой виртуальный парк:

  1. Указаны ссылки на все социальные сети национальных парков;
  2. Указаны ссылки на онлайн-галереи с фото, видео материалами, записи веб-камер, подкасты и звукозаписи;
  3. Ссылки на детские познавательные порталы по национальным паркам, книги рейнджеров, прочтение которых дадут возможности получить значки;
  4. Дистанционные туры для студентов и школьников;
  5. Материалы по нац паркам для педагогов разных уровней образовательных программ;
  6. Онлайн игры и тесты с задачами;
  7. Календарь виртуальных мероприятий.

Разработано приложение на мобильное устройство.

Личный профиль пользователя состоит из следующих функций:

  1. Облако данных национального парка. Возможность скачать все данные для офлайн использования;
  2. Аудио сопровождение для слабовидящих и слабослышащих посетителей;
  3. Общие сведения о платформе и сслыка на сайт;
  4. Политика пользователей;
  5. Авторские права.

Конструкция приложения состоит из:

  1. Карусель с национальными парками;
  2. Карусель с национальными парками находящиеся ближе к пользователю;
  3. Список избранных парков пользователя;
  4. Список посещенных парков;
  5. Планируемые парки для посещения;
  6. Новости;
  7. Календарь мероприятий;
  8. Веб-камеры с прямой трансляцией в национальных парках;
  9. Функция поиска [7].

Методология. Необходимо выбрать по адресу на сайт ГНПП, далее для анализа сайтов ГНПП необходимо придерживаться следующих критериев:

  1. Визуальный дизайн (Веб-дизайн, Брендинг, Поиск, создание и использование изображений, Психология цветов, Шрифты, Расположение текстов, Грамматика и пунктуация);
  2. Дизайн с технической точки зрения (адаптивный дизайн и дружелюбность к мобильным устройствам, высокая скорость загрузки);
  3. Поисковая систематизация (SEO);
  4. Защита сайта с помощью SSL (Безопасность сайта, защита данных, запись кэша);
  5. Архитектура и навигация (Разделы);
  6. Инструменты развития сайта (как сделать сайт лучше).

Используя данные критерии выявить плюсы и минусы сайта, для дальнейшего решения проблемных вопросов и решения болей пользователей сайта.

В ходе анализа ГНПП Жонгар Алатау по адресу https://www.sarkan-zhongaralatau-kz.online/ были выявлены следующие плюсы и минусы согласно Таблице 2 (Таблица составлена авторами статьи) [8].

Таблица 2

Оценка сайта ГНПП Жонгар-Алатау

Оценка сайта

Плюсы

Минусы

Имеются:

Антикоррупционный раздел.

Каталог туристских маршрутов.

Безопасный сайт. Соединение защищено. Данные передаются в зашифрованном виде.

Блог руководителя

Все необходимые данные о флоре, фауне.

Указана структура и данные о руководстве.

Правила посещения.

Полный видео-архив с ссылками на каналы.

Нет обратной связи с руководством и работниками. Необходимо разработать онлайн-бота консультанта. Необходимо дополнить сайт картой и онлайн трансляцией погодных условий.

Неудобная вертикальная конструкция сайта.

Нет единого шрифта и стилистики текста сайта.

Медленная загрузка страниц сайта из-за большого количества медиафайлов.

Данные сайта не актуализированы.

Необходима разработка брендинга учитывая логотип ГНПП, в едином стиле и цветовой гамме. Отсутствует раздел об оповещениях и правилах в период пандемии COVID-19.

[Составлено автором]

Настоящие результаты подтверждают тот факт, что в инновационной деятельности ГНПП Алматинской области не уделяется должное внимания для использования инновационных технологий и специалистов данной сферы с целью продвижения ГНПП через интернет платформы. Данные проблемы вытекают из ранее выявленого организационного лага, который необходимо решить с помощью использования новой модели управления, а также вышеперечисленных примеров и рекомендаций, которые помогут развить инновационную грамотность у сотрудников националных парков и обогатит их цифровую среду качественным информационным контентом.

В заключение, инновационные технологии и их правильное применение согласно стандартам не только облегчают определенные процессы, но и улучшают качество услуг предоставляемых на территории дестинации, а также продвигает их с помощью инновационных инструментов в сети интернет. Большее предпочтение туристы отдают тем дестинациям, которые внедряют в свою деятельность инновационные технологии и следуют актуальным трендам современного рынка. В связи с чем, для сохранения конкурентноспособности и доверия туристов необходимо обязательное применение данных методик и рекомендаций на территории ГНПП Алматинской области.

Литература:

  1. Максимов, Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности / Н. Н. Максимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 10 (57). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/57/7772/ (дата обращения: 09.04.2022).
  2. Maria-del-Mar, Alonso-Almeida Shedding Light on Eco-Innovation in Tourism: A Critical Analysis / Alonso-Almeida Maria-del-Mar, Rocafort Alfredo, Jose,Borrajo Fernando. — Текст: непосредственный // Sustainability Published by MDPI. — 2016. — № 8(12):1262. — С. 1–12.
  3. Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019–2025 годы. — Текст: электронный // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан: [сайт]. — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000360/history (дата обращения: 20.03.2022).
  4. Статистические данные по показателям количества посетителей ГНПП Республики Казахстан. — Текст: электронный // Zhetysu Travel — туристический портал Жетысу: [сайт]. — URL: https://zhetysu.travel/ (дата обращения: 16.02.2022).
  5. Как в LiveDune считается Engagement Rate в Инстаграм, ВКонтакте и других соцсетях. — Текст: электронный // Сервис аналитики соцсетей: [сайт]. — URL: https://livedune.ru/blog/chto_takoe_engagement_rate_i_kak_schitaetsya_na_livedune#rec373062546 (дата обращения: 03.03.2022).
  6. Статистика всех соцсетей в одном месте. — Текст: электронный // Сервис мониторинга социальных сетей: [сайт]. — URL: https://livedune.ru/statistics (дата обращения: 07.04.2022).
  7. National, Park,Service,U,S,Department,of,the Статистика всех соцсетей в одном месте / Park,Service,U,S,Department,of,the National. — Текст: электронный // Службы национальных парков NPS: [сайт]. — URL: https://www.nps.gov/index.htm (дата обращения: 07.04.2022).
  8. Ұлттық парктің ерекшеліктері. — Текст: электронный // Жоңғар Алатауы Мемлекеттік Ұлттық Табиғи Паркі: [сайт]. — URL: https://www.sarkan-zhongaralatau-kz.online/ (дата обращения: 07.04.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): SMM, KPI, парк, инновационная деятельность, инновация, данные, область, Казахстан, организационный лаг, показатель вовлеченности.


Ключевые слова

инновация, SMM, организационный лаг, показатель вовлеченности

Похожие статьи

Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства

В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформ...

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области)

В статье осуществлён анализ факторов устойчивого развития региона (на примере Брестской области), отражен комплексный подход на основе анализа экономических, экологических, социальных, финансовых и институциональных факторов. Представлены тенденции р...

Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан)

Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной...

Инклюзивные инновации в Казахстане

В статье рассматриваются существующие методы оценки инклюзивных инноваций, а также развитие инклюзивных инноваций в Казахстане. Основным методом исследования является метод системного литературного обзора. В ходе исследования было выявлено, что общеп...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы

Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса явл...

Введение инноваций как инструмент улучшения финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрено влияние внедрения инноваций и усовершенствованных технологий на финансовое состояние организаций АПК. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых технологий. На основе проведенных исследований был сделан вывод о влиянии в...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Развитие инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана. Дана оценка инвестиционного климата Республики Узбекистан и предложен путь стимулирования инновационной активности на промышленных...

Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...

Похожие статьи

Формирование показателей оценки эффективности инновационной деятельности организации индустрии гостеприимства

В статье рассмотрены особенности индустрии гостеприимства с точки зрения маркетингового подхода для формирования показателей оценки эффективности инновационной деятельности. Представлены структуры индустрии гостеприимства на основе определения, сформ...

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области)

В статье осуществлён анализ факторов устойчивого развития региона (на примере Брестской области), отражен комплексный подход на основе анализа экономических, экологических, социальных, финансовых и институциональных факторов. Представлены тенденции р...

Развитие креативных кластеров как фактор стимулирования событийного туризма в регионе (на примере Республики Татарстан)

Статья посвящена исследованию влияния развития креативных кластеров на стимулирование событийного туризма в региональном контексте, с фокусом на примере Республики Татарстан. В работе проведён анализ теоретических аспектов кластеризации в современной...

Инклюзивные инновации в Казахстане

В статье рассматриваются существующие методы оценки инклюзивных инноваций, а также развитие инклюзивных инноваций в Казахстане. Основным методом исследования является метод системного литературного обзора. В ходе исследования было выявлено, что общеп...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы

Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса явл...

Введение инноваций как инструмент улучшения финансового состояния предприятий агропромышленного комплекса

В статье рассмотрено влияние внедрения инноваций и усовершенствованных технологий на финансовое состояние организаций АПК. Выявлена и обоснована необходимость внедрения новых технологий. На основе проведенных исследований был сделан вывод о влиянии в...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Развитие инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана

В статье отражены необходимые предпосылки развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях Узбекистана. Дана оценка инвестиционного климата Республики Узбекистан и предложен путь стимулирования инновационной активности на промышленных...

Основные направления улучшения качества услуг туризма в экологически ориентированном регионе

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты улучшения качества туристических услуг. Приводятся подходы к оценке качества услуг, в частности типы качества Дж. Джурэн и В. Эдвардс Деминг, качество образцовых услуг различий, ...

Задать вопрос