В Пермском крае мясная отрасль является системообразующей. Производство призвано обеспечить население края свежей мясной продукцией и продуктами мясной переработки. В научной статье подробно исследуется современное состояние сбыта продукции мясокомбината и его перспективы. Успешное экономическое развитие ООО «Нытвенского мясокомбината» является залогом стабильности агропромышленного сектора Пермского края.
Ключевые слова: сбыт мясной продукции, современное состояние, развитие мясной отрасли в крае.
Региональный мясной рынок напрямую связан с сырьевой базой и успешной деятельностью мясоперерабатывающих предприятий. В основе конкурентоспособности продукции на агропродовольственных рынках изначально лежит качество мясного сырья [1]. При этом, организация сбыта продукции на мясоперерабатывающем предприятии является важнейшим фактором успешного функционирования хозяйствующего субъекта. Данная деятельность обеспечивает предприятию постоянный денежный поток, необходимый для осуществления эффективной хозяйственной деятельности. Реализация мясной продукции является завершающим этапом производственной деятельности. Бесперебойная продажа зависит от эффективности сбытовой деятельности. Мясной рынок сильно зависит от сезонности спроса на продукцию. Данная зависимость влияет на политику ценообразования [2]. Помимо спроса цена зависит от климатических факторов. Так, например, уровень цен в 2020 году на свинину был довольно низким. Но летом 2021 года из-за жаркой погоды во многих сельскохозяйственных комплексах наблюдался низкий вес животных, были введены карантинные меры, что способствовало формированию рекордно высоких цен на свинину [3]. Напрямую зависят цены на говядину от поголовья крупного рогатого скота.
Цель и результаты исследования. Основной целью данного исследования является выявление современного состояния сбытовой деятельности ООО «Нытвенского мясокомбината». На основании которого наметить перспективы развития сбыта мясной продукции. Исследование велось с использованием системного подхода.
ООО «Нытвенскому мясокомбинату» в конце 2020 года сложно было закупать говядину. В это же время на региональном мясном рынке стали проявлять свою активность крупнейшие предприятия мясной и молочной промышленности, таких, например, как «Мираторг», «Заречное», «Эко-Нива», «Ак Барс», «Маяк», «Агросила». Объемы мощностей, у которых только увеличивались. ООО «Нытвенскому мясокомбинату» удалось отстоять главного поставщика мясной продукции Пермского края. Мясокомбинат создавался в далеком 1823 году. Сегодня он производит около 10 тысяч тонн продукций в год и его ассортимент насчитывает около 50 наименований колбасной продукции, полуфабрикатов, субпродуктов и мяса. Все производится из высококачественного отечественного сырья, поставляемого предприятиями группы «Продо», а также фермерскими хозяйствами Пермского края Приволжского федерального округа. Предприятие работает только с охлажденным мясом. У него есть в наличии убойный пункт. Работы ведутся в соответствии со строго проверенной технологией под наблюдением ветеринара, мастера, технолога. Крупный рогатый скот закупается исключительно в Пермском крае. Налажена постоянная работа с надежными крупными партнерами, в основном из Нытвенского района. ООО «Нытвенский мясокомбинат» использует в производстве традиционные сертифицированные добавки. Генетически модифицированные ингредиенты не используются. Поэтому главным преимуществом перед конкурентами является высокое качество продукции и широкий ассортимент товара [4].
У Нытвенского мясокомбината имеется много сильных сторон, что выделяет его на общем фоне конкурентов, таких как: Кунгурский мясокомбинат, МПЗ «Телец», Пермский мясокомбинат. Хотелось бы отметить определённые недостатки. У конкурентов есть преимущества, например, опережают в рекламной кампании. Проблемой также является, что потребитель имеет возможность предпочесть продукцию конкурента. Все это негативно сказывается на продажах ООО «Нытвенский мясокомбинат». Для более тщательного выявления современного состояния сбытовой деятельности и успешно преодолеть все недостатки необходимо проанализировать сильные и слабые стороны предприятия. В этом может помочь SWOT-анализ (Таблица 1).
Таблица 1
SWOT -анализ ООО «Нытвенский мясокомбинат»
S — сильные стороны |
W — слабые стороны |
1) Присутствие во всех ценовых сегментах товарных групп; 2) Постоянная работа по обновлению и оптимизации своего производства; 3) Популярность бренда на региональном мясном рынке. |
1) Ограниченные производственные возможности для выпуска продукции; 2) Высокая цена на продукцию по сравнению с основными конкурентами. |
O — возможности |
T — угрозы |
1) Перспектива внедрения и развития своей новой продукции, что позволит выйти на новые региональные рынки; 2) Развитие сетевой торговли; 3) Улучшить качество продукции за счёт внедрения новых технологии. |
1) Появление на рынке новых конкурентов; 2) Низкая покупательская способность населения; 3) Увеличение цен на мясное сырьё. |
В рамках данного анализа, можно выделить, что ООО «Нытвенский Мясокомбинат» активно использует в сбытовой деятельности открытую базу данных клиентов для «холодного обзвона», когда менеджер по продажам или сбыту напрямую выходит на потенциального клиента, либо выезжает в офис к клиенту. На предприятии организацией системы продвижения мясной продукции занимается отдел продаж, специалист по маркетингу, который подчиняется руководителю ООО «Нытвенский Мясокомбинат». Функции отдела продаж заключаются в следующем:
– привлечение потенциальных потребителей;
– продажа основных продуктов и поиск новых каналов сбыта.
Предприятие, как правило, закупает сырье через посредников, где есть дополнительная наценка, которая не позволяет снизить цену при реализации продукции. Объем продаж может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли [5]. Поэтому для ООО «Нытвенский Мясокомбинат» важно иметь большое количество каналов сбыта, потому что увеличение объема продаж мясной продукции приводит к увеличению прибыли. Если продукция убыточна, то с увеличением объема продаж сумма прибыли уменьшается. Анализ проводится с использованием показателей рентабельности (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели эффективности использования основных средств
Показатель |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Абсолютные изменения 2019г. от 2018г. |
Абсолютные изменения 2020г. от 2019г. |
Выручка |
11558 |
16010 |
10664 |
4452 |
-5346 |
Средняя стоимость основных средств, тыс. руб. |
13745 |
18563 |
11775 |
4818 |
-6788 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1253 |
1616 |
1410 |
363 |
-206 |
Фондоотдача, руб. |
0,84 |
0,86 |
0,91 |
0,02 |
0,04 |
Фондоёмкость, руб. |
1,19 |
1,16 |
1,10 |
-0,03 |
-0,06 |
Фондорентабельность, % |
9,116 |
8,705 |
11,975 |
-0,41 |
3,27 |
Показатели рентабельности отражают конечные результаты управления более полно, чем прибыль, поскольку их значение показывает соотношение эффекта с денежными средствами или использованными ресурсами. Они используются для оценки деятельности компании и в качестве инструмента инвестиционной политики и ценообразования. Согласно проведённым расчётам, фондоотдача у предприятия крайне низкая, а фондоёмкость, обратная фондоотдаче, имеет отрицательный показатель [6]. Исходя из данного анализа рекомендуем, что для повышения эффективности сбытовой деятельности предприятию ООО «Нытвенский мясокомбинат» на 2022–2024 годы необходимо разработать жесткую стратегию проникновения на региональные агропродовольственные рынки, поскольку продукция мясокомбината должна активнее двигаться к потребителю, как через собственные фирменные магазины, так и через социальные объекты — школы, больницы и др. Для начала продвижения мясной продукции можно использовать несколько направлений:
1) Согласование и проведение рекламных акций в форме дегустации в крупных торговых сетях: «Пятерочка», «Магнит», «Семья». Дегустации проводятся с целью ознакомления целевой аудитории со вкусом, свойствами торговой марки и стимулирования пробной покупки. Это позволит увеличить объемы продаж примерно от 3 до 5 %.
2) Для развития сбытовой деятельности нужно активнее участвовать в тендерах Нытвенского муниципального района на поставку мясной продукции в муниципальные учреждения здравоохранения Нытвенского района (больницы), общеобразовательные учреждения (школы). Вероятность участия и победы в таких тендерах на муниципальном уровне достаточно высока. Это может позволить дополнительно увеличить производство мясной продукции (колбаса, сосиски и т. д.) и объемы продаж в среднем на 10 % в год.
3) Свои фирменные магазины позволят установить прямой контакт с потребителем, а потребитель сможет покупать мясную продукцию непосредственно от производителя. Это влияет на имидж мясокомбината, что позволит увеличить объём продаж около 5 %.
Заключение. Без грамотной и эффективной сбытовой деятельности ООО «Нытвенского мясокомбината» эффективная работа организации невозможна.Развитие каналов сбыта в системе маркетинга, представляющей собой набор различных элементов, участвующих в удовлетворении потребностей клиентов и позволяющих мясокомбинату продвигать свою политику на региональном агропродовольственном рынке, сегодня и в перспективе занимает ведущее место [7]. Именно благодаря разнообразным каналам сбыта мясной продукции, мясокомбинат может доставлять свою продукцию потребителям своевременно и в необходимом количестве, с минимальными затратами для себя. В результате проведённых мероприятий для совершенствования каналов сбыта продукции, ООО «Нытвенский мясокомбинат» уже сегодня увеличивает объёмы продаж своей продукции. Всё это в дальнейшем способствует росту эффективности работы предприятия и развивает конкурентоспособный потенциал.
Литература:
- Латышева А. И. Цифровые инновации СХМП-2021 и перспективы развития сельских территорий/Техноуклад 6.0. Цифровая трансформация АПК и продовольственная безопасность//Мат. МНПК ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ. 2021 С 491–501
- Латышева А. И. Вопросы ценообразования в новой экономике//Экономика: экономика и сельское хозяйство. 2018 № 1 (25) С 7
- Латышева А. И. Современное развитие агропродовольственного рынка Пермского края/Экономика и современный менеджмент: теория и практика// Мат. КНПК ФГБОУ ВО Пермский ГАТУ. 2017 С 25–32
- Трясцин М. М., Латышева А. И., Разумов А. И. Основные элементы конкурентоспособности мясной продукции на региональных рынках//Заметки ученого 2015 № 1–1 С 115–121
- Итоги 2013–2019 годов и перспективы развития АПК Пермского края: https://docviewer.yandex.ru/view/5873991/7paqe (дата обращения: 25.03.2022)
- Потребление основных продуктов питания по РФ: http://www.qks.ru/storaqe/mediabank/potr-rf/xls (дата обращения: 24.03.2021).
- Мясная недостаточность. Производство мяса в Пермском крае снижается, а цены растут/ Пермская краевая общественно-политическая газета «Звезда» от 28.02.2019 https://zwezda.su/economy/2019/myasnaya_nedostatochnost__proizvodstvo_myasa_v_permskom_krae_snizhaetsya_a_tseny_rastut_273 (дата обращения: 25.03.2022)