В условиях нарастающего мирового финансового кризиса поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства приобретает все большую актуальность. Семья — это основная ячейка общества, определяющая его основу. Следовательно, данный институт должен представлять для государства особую ценность, что обусловливает правовую защиту семьи в целом. В этой связи в статье рассматриваются меры поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, определяются некоторые конституционно-правовые проблемы в этой сфере, предлагаются меры для их преодоления.
Ключевые слова: материнство, детство, защита, отцовство, социальная политика, ребенок, семья, социальная помощь, материнский капитал
Поддержка и защита института семьи является одним из наиболее важных направлений социальной политики России. Семья, материнство, отцовство и детство — это ключевые объекты социальной помощи, поскольку от благополучного состояния каждой семьи зависит общее благосостояние общества, его демографическая безопасность [1, с.45]. Институт семьи имеет особую значимость, поскольку от занимаемого им положения в обществе, молодое поколение определяет степень доступности экономических, правовых, образовательных и других возможностей для рождения и воспитания детей. В современной России на протяжении долгого времени большой проблемой является демографический кризис. В связи с последствиями пандемии эта проблема еще больше усугубляется. По словам аналитиков РАНХиГС в мониторинге демографической ситуации: «Текущий социально-эпидемиологический кризис, вызванный пандемией коронавируса, окажет преимущественно негативное влияние на репродуктивное поведение населения за счет социального стресса (психологическая подавленность, вызванная большим количеством смертей; негативные экономические ожидания) и сопутствующего экономического кризиса (потери в доходах домохозяйства; вероятные потери на рынке труда)» [2, с.113]. В сложившихся условиях государство должно быть заинтересовано в повышении уровня благосостояния и защиты российских семей.
Семейные отношения в силу их места в социальной жизни общества, закрепляются и регулируются Конституцией РФ и семейным законодательством. Согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства». Также в пункте 1 статьи 38 Конституции РФ закреплено: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [3]. Исходя из этих положений, можно утверждать, что семейная политика является одним из приоритетных направлений деятельности государства.
В России действительно обеспечивается конституционно-гарантированная поддержка института семьи посредством выплаты пособий семьям с детьми, социальная поддержка многодетных семей, предоставление отпуска одному из супругов по уходу за ребенком и др. Однако в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеют место конституционно-правовые проблемы, требующие решения.
Одной из таких проблем, существующей в российской действительности, является «отсутствие системы оказания адресной социальной помощи в сфере семьи, материнства и детства и отсутствие социального патронажа с целью выявления потенциальных клиентов социальных служб» [4, с.138]. Ее суть заключается в том, что социальная помощь оказывается лишь при условии непосредственного обращения в социальную службу или социальное ведомство согласно российскому законодательству (часть 2 статьи 8 ФЗ «О государственной социальной помощи»). Небезосновательно полагать, что многие люди, которые действительно нуждаются в поддержке, не информированы о существовании таких учреждений и способах обращения к ним за помощью. Лутовинова Н. В. и Овсянникова А. А. приводят опыт европейских стран, а именно наличие социальных педагогов и социальных психологов, которые наблюдают за поведением детей, интересуются их жизнью, а также оказывают помощь конкретной семье при возникновении различных внутренних проблем на ранних этапах.
К сожалению, в России такая система не развита. Внимание неблагополучным семьям оказывается лишь после непоправимых событий, правонарушений. Существует необходимость разработки профилактических услуг семьям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Например, работа по предупреждению социально опасных ситуаций в семье с целью стабилизации внутрисемейных отношений. Таким образом, государству следует увеличить долю расходов на услуги профилактики, которые должны оказываться семье на самой ранней стадии неблагополучного положения.
Следующей конституционно-правовой проблемой является оказание социальной помощи семьям только с низкими доходами [5, с.64]. Если у родителей низкий совместный доход, то они имеют право получения социальной выплаты на детей (пункт 2 статьи 1 ФЗ № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»). Ходусов А. А. отмечает здесь противоречие: социальная помощь связана с низким доходом членов семьи или же с поддержкой института семьи, материнства, отцовства и детства как такового? Из первого варианта вытекает, что государство, предоставляя материальную помощь семьям с низким совокупным доходом, стимулирует социально-экономическое неблагополучие. Если же такая поддержка предоставляется только при наличии факта рождения ребенка, то почему она связана с доходами семьи? Ведь рождение детей происходит и в связи с решением демографической проблемы семьями, обладающими доходом выше минимального. Следовательно, государство оказывает социальную помощь при нахождении ребенка в сложном социально-экономическом положении. Такой подход не способствует росту уровня благополучия семей и решению демографического кризиса в РФ.
Для решения описанной проблемы государству следует усовершенствовать концепцию государственной семейной и демографической политики. В частности, выработать индивидуальный подход к потенциальным клиентам социальных служб в определении правового статуса граждан. Помимо материального положения следует учитывать и спектр других проблем, с которыми может столкнуться та или иная семья.
В качестве другой конституционно-правовой проблемы можно выделить отсутствие закрепленных в нормах права способов использования материнского капитала родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы. На данный момент в законодательстве и разъяснениях пенсионного фонда не закреплено, каким образом родитель, отбывающий наказание в виде лишения свободы, может использовать материнский капитал. Возможно ли по доверенности передать право на распоряжение супругу или другому близкому родственнику, или иным лицам, которые оформляют опеку над малолетним, например, для оформления сделки по приобретению жилого помещения в преддверии освобождения из исправительного учреждения, или она должна дождаться своего освобождения, чтобы решить вопросы своего бытового устройства и налаживания нормальной жизни вместе со своим ребенком (детьми)? [6, с.62]
Таким образом, следует учитывать интересы родителей, которые отбывают наказания в местах лишения свободы и закрепить их права в законодательстве в отношении материнского капитала.
Правовая проблематика поддержки семьи, материнства, отцовства и детства по сей день сохраняет свою актуальность, касаясь вопросов жизнедеятельности каждого гражданина России. Представляется необходимым анализ законодательства по защите семьи, материнства, отцовства и детства, эффективность правозащитных механизмов в данной сфере.
Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства является важной в государственной семейной политике и национальных проектах. Именно поэтому конституционно-правовое регулирование защиты этого института в РФ нуждается в определённом совершенствовании, направленном на решение существующих проблем.
Литература:
- Низиньковская, В. В. Правовая природа материнства, отцовства и детства в современной России / В. В. Низиньковская. — Текст: непосредственный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2020. — № 1 — С.45
- Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). Апрель; под ред. Гуревича В. С., Дробышевского С. М., Колесникова А. В., Мау В. А., Синельникова-Мурылева С. Г. / Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — С.113
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Лутовинова, Н. В. Проблемы защиты института семьи, материнства и детства в РФ и пути их решения / Н. В. Лутовинова, А. А. Овсянникова. — Текст: непосредственный // Проблемы экономики и юридической практики. — 2017. — № 2. — С. 138.
- Ходусов А. А. Конституционно-правовое регулирование защиты материнства и детства в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 2. С. 64
- Ананьева, Е. О. Материнский капитал: проблемы законодательного регулирования и оформления / Е. О. Ананьева, Э. П. Абовян. — Текст: непосредственный // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2021. — № 12(235). — С. 62.