На сегодняшний день медиация является одной из бурно развивающихся отраслей в юриспруденции. Учитывая необходимость развития юридической сферы, за последние годы в Узбекистане было сделано много шагов для развития данной отрасли. В данной статье будут рассмотрены ключевые факторы, которые влияют на осуществление медиации. Также будут рассмотрены принципы, согласно которым медиаторы ведут свою деятельность.
Ключевые слова: медиатор, юриспруденция, закон о медиации, равноправие, независимость, беспристрастность.
Медиация является одной из ключевых отраслей в юриспруденции. Она является ключевым элементом при ведении переговоров. Медиация происходит от латинского слова mediare — посредничать. Это разрешение споров с помощью посредника. Медиация применяется столько же, сколько длится человеческая история. Исторические источники свидетельствуют о том, что издревле в разных культурах при улаживании спора часто присутствовала третья сторона. Роль гаранта справедливости, прозрачности, конфиденциальности сохранилась в деятельности медиатора и в наши дни. Ведь справедливое решение важно не только для участников спора. Справедливое решение гарантирует каждому члену общества собственную защищенность и безопасность в случае какого-либо конфликта. Находясь в конфликте человек не в состоянии установить состояние справедливости. Это может сделать только нейтральный человек, имеющий профессиональные навыки и допущенный всеми сторонами в решение конфликта. Именно таким человеком и является медиатор [3].
Медиатор помогает каждому, кто обращается к нему за помощью. Ведь основная цель медиатора — это признание ценности справедливости и посвящение себя этому пути.
Медиация начала широко распространяться за последние несколько лет. Для осуществления своей деятельности медиатор должен опираться на какие-либо законы либо положения. В Республике Узбекистан этим правовым документом является закон о медиации, который был принят Законодательной Палатой 12 июня 2018 года и одобрен Сенатом 28 июня 2018 года. В этом законе расписаны все правила и требования к медиаторам и к лицам, которые обратились за помощью к медиатору. В первую очередь стоит понять принципы работы медиатора. Это добровольность, так как в отличие от судебной тяжбы, процесс вступления сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор является свободно выбранным. Никто не может заставить стороны участвовать в медиации, если они не хотят этого по какой-либо причине. Этот принцип проявляется и в том, что все решения принимаются только по взаимному согласию сторон, и в том, что каждая сторона в любой момент может отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор обязательно обсуждает вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон. Следующим важным фактором работы медиатора является равноправие сторон. Ни одна сторона не имеет процедурных преимуществ. Им предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т. д.
Если сравнивать деятельность медиатора с деятельностью адвоката, имея общую благую цель, они имеют разные обязанности и права. Но это только на первый взгляд. Медиатор, в отличии от адвоката, не в праве защищать и действовать в интересах только одной стороны. Цель работы медиатора только содействие сторонам при добровольном разрешении имеющегося конфликта. Адвокат же действует в рамках полномочий предоставленных ему законом и волей доверителя. При этом также следует упомянуть, что ни деятельность адвоката ни деятельность медиатора не является предпринимательской деятельностью. Таким образом становится очевидно, что адвокат не может участвовать в процессе в роли медиатора и также медиатор не может выступать в роли адвоката.
Объединяющим фактором является так же то обстоятельство, что вера в порядочность и профессионализм человека, как медиатора, так и адвоката, мгновенно упрощает процедуру разрешения конфликта. Трансформация спора из стадии судопроизводства в процедуру медиации частного дела сторон
Адвокатура также является независимой организацией, которая оказывает юридическую помощь гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам, лицам без гражданства, предприятиям, учреждениям, организациям. Адвокатура — правовой институт, который включает независимые, добровольные, профессиональные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и отдельных лиц которые занимаются адвокатской практикой, включающий независимые, добровольные, профессиональные объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и отдельных лиц, занимающихся частной адвокатской практикой.
Адвокат в своей работе опирается на:
Конституция Республики Узбекистан;
Уголовно-процессуальный кодекс;
Гражданский процессуальный кодекс;
Хозяйственный процессуальный кодекс
Кодекс об административной ответственности;
Уголовно-исполнительный кодекс;
Закон «Об адвокатуре»;
Закон «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов»;
Постановление Кабинета Министров «О совершенствовании порядка лицензирования адвокатской деятельности и создания адвокатских формирований»;
Адвокатура, также как и медиация, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Права и обязанности адвоката прописаны в законодательстве. При осуществлении профессиональной деятельности адвокат имеет право:
— представлять интересы и защищать права физических и юридических лиц по их поручению во всех органах, предприятиях, учреждениях и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;
— собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств в судах, а также в органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях;
— запрашивать и получать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и иных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, которые обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии;
— запрашивать с согласия доверителя (подзащитного) и получать письменные заключения экспертов, справки-консультации специалистов по вопросам, необходимым для оказания юридической помощи;
— опрашивать лиц, владеющих относящейся к делу информацией, и получать письменные объяснения с их согласия;
— представлять собранные материалы в суды и другие государственные органы, которые осуществляют производство по делу его доверителя (подзащитного);
— снимать за свой счет копии материалов и документов или фиксировать в иной форме с помощью технических средств информацию, содержащуюся в деле, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, не разглашая при этом информацию, составляющую государственные секреты, коммерческую или иную тайну;
— беспрепятственно встречаться со своим доверителем (подзащитным) наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период содержания его под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности в порядке, установленном законодательством;
— заявлять ходатайства и подавать жалобы должностным лицам и получать от них мотивированные ответы в письменной форме;
— страховать риск своей профессиональной имущественной ответственности;
— выполнять иные действия в соответствии с законодательством.
Медиация опирается на закон «об медиации» там прописаны требования как к лицам занимающимся на профессиональной так и не непрофессиональной основе. Так согласно статье 12 закона о медиации, чтобы заниматься деятельностью медиатора на профессиональной основе необходимо выучиться на специальных курсах, утверждаемых Министерством Юстиции Республики Узбекистан и быть внесенным в реестр профессиональных медиаторов. При этом реестр профессиональных медиаторов согласно статье 14 закона о медиации должен содержать:
— Фамилию и имя медиатора
— Местонахождение и контактные данные медиатора
— Область медиации, в которой специализируется медиатор
— Сведения о языке, на котором медиатор способен проводить процедуры медиации
А чтобы осуществлять деятельности медиатора на непрофессиональной основе нужно быть старше 25 лет и дать согласие на выполнение обязанностей медиатора.
В свою очередь еще одним из отличий в деятельности профессионального и непрофессионально медиатора согласно статье 28 является оплата. Так профессиональный медиатор может работать платно либо же безвозмездно. Непрофессиональному медиатору могут быть возмещены расходы, понесенные им в связи с проведением процедуры медиации, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора, проживание и питание. Оплата может быть произведена сторонами в равных долях если они не договорились об ином. В случае же отказа медиатора от проведения процедур, медиатор должен возвратить выплаченные ему сторонами медиации денежные средства.
Нейтральность и незаинтересованность ни в одной из сторон является немаловажным фактором. Так как медиатор должен сохранять независимое, беспристрастное отношение с каждой из сторон и обеспечивать им равное право участия в переговорах. В свою очередь Беспристрастность и независимость медиатора предполагает, что:
— медиатор проводит медиацию только тех дел, в которых он является беспристрастным и справедливым, если медиатор не способен проводить процесс в беспристрастной манере, он обязан прекратить медиацию;
— медиатор остерегается пристрастности или предубеждений, основанных на личностных характеристиках сторон, их социальном происхождении или поведении на медиации;
— без согласия всех сторон медиатор не должен впоследствии устанавливать профессиональные отношения с одной из сторон по касающемуся или не касающемуся делу при условии, если это может поднять законные вопросы целостности процесса медиации.
Конфиденциальность, все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, остается внутри этого процесса. Медиатор не может выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд, и не сообщает одной стороне информацию, которую он получил от другой в процессе индивидуальной беседы, если не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию. Медиатор может сохранить конфиденциальность руководствуясь следующими принципами:
— медиатор не должен разглашать ход и результаты медиации, если на это нет разрешения всех сторон;
— если медиатор проводит приватные заседания со сторонами, содержание таких заседаний, с точки зрения конфиденциальности, обсуждается со всеми сторонами предварительно;
— медиатор должен избегать передачи кому-либо информации о поведении сторон во время процесса медиации, качестве дела или предлагаемых решениях;
— медиатор несет ответственность за обнародование всех сведений и имеющихся или потенциальных конфликтов, которые в той или иной мере ему знакомы;
— если стороны договорились, что вся или часть выявленной информации во время процесса медиации является конфиденциальной, такое соглашение сторон является для медиатора обязательным;
— конфиденциальность не может быть истолкована как ограничение или запрет на мониторинг, научные исследования или оценку программ медиации ответственными людьми. При соответствующих обстоятельствах, научным работникам может быть разрешен доступ к статистическим данным и, с разрешения сторон, к зарегистрированным делам, присутствие на процессе медиации, интервью участников медиации.
Только в одном случае конфиденциальная информация может быть раскрыта медиатором, если сторона, которая дала эту информацию, даст разрешение на раскрытие информации
Сроки и начало проведения медиации определяется законодательством, в Узбекистане согласно статье 19 процедура медиации начинается с момента заключения соглашения о проведении процедуры медиации. В свою очередь соглашение должно содержать следующие сведения:
— о сторонах
— о предмете спора
— о порядке проведения процедуры медиации, медиаторе, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения
— о языке, месте и дате проведения процедуры медиации
— о сроках проведения процедуры медиации
Что касается порядка процедуры самой медиации, он тоже прописан в статье 22 закона о медиации. Так согласно этому закону в первую очередь выбирается один или несколько медиаторов, это делается по взаимному согласию сторон. Медиатор не вправе своими действиями ущемлять какую-либо из сторон. Сроки проведения медиации тоже определяется в соглашении о проведении процедуры медиации. Так согласно статье 23 медиатор и стороны должны принять все возможное для того, чтобы процедура медиации была закончена не более чем за тридцать дней, но в случае необходимости по взаимному соглашению сторон процедура медиации может быть продлена до тридцати дней
Разрешение споров выполняется в порядке, установленном законодательством. В случае нарушения законодательства о медиации, виновные несут ответственность в установленном законом порядке.
В свою очередь возникает вопрос, если какая то сторона или даже обе стороны решили отказаться от медиатора, то согласно какому закону они могут это сделать? Согласно статье 24 закона об медиации, медиация прекращается в следующих случаях:
— заключение сторонами медиативного соглашения
— невозможность достижения взаимоприемлемого решения в отношении спора
— заключение соглашения сторон о прекращении медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям (при наличии письменного соглашения о проведении процедуры медиации);
— заявление какой-либо стороны об отказе от продолжения медиации;
— истечение сроков проведения процедуры медиации.
В случае достижения сторонами по результатам проведения процедуры медиации решения в споре заключается медиативное соглашение в письменной форме. Медиативное соглашение имеет обязательную силу для заключивших сторон и исполняется ими добровольно в порядке и в сроки, предусмотренные в нем.
В случае неисполнения медиативного соглашения стороны вправе обратиться в суд за защитой своих прав. Последствия неисполнения медиативного соглашения могут быть установлены сторонами тоже в судебном порядке.
Литература:
- https://lex.uz/docs/3805229
- https://minjust.uz/ru/library/own_publications/71304/
- https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/mediaciya_v_chem_sut_novovvedeniy
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 17.06.2020 г. № ПП-4754
- Закон Республики Узбекистан, от 27.12.1996 г. № 349–1
- https://www.minjust.uz/ru/library/own_publications/71302
- Указ Президента Республики Узбекистан от 12.05.2018 г. № УП-5441