В данной статье рассматривается проблема высокой аварийности на железнодорожных переездах. Проблема безопасности на железнодорожных переездах решается на протяжении долгого времени. Различные технические средства позволяют облегчить безопасность железнодорожных переездов первой и второй категории. Поэтому значительное внимание уделяется переездам третьей и четвертой категории, имеющих низкую техническую оснащенность. В качестве решения этой проблемы выбрана установка искусственной неровности. В статье рассматриваются требования для определения места установки, области применения, а также затраты на проведение работ.
Ключевые слова: железнодорожный переезд, лежачий полицейский, искусственная неровность, автомобильный транспорт, ДТП.
Переезды представляют собой проблематичные объекты как для автомобильного, так и для железнодорожного транспорта. Несмотря на проводимые организационные и технические мероприятия аварийность на железнодорожных переездах (ЖДП) только увеличивается. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на переездах представляют особую группу среди всех ДТП в Российской Федерации, что обусловлено высоким уровнем травматизма и значительными материальными потерями. Основными причинами ДТП является несоблюдение правил дорожного движения водителями, включая нарушение скоростного режима в зоне ЖДП [1].
Одним из возможных способов повышения безопасности движения на ЖДП является ограничение скорости движения автомобильного транспорта перед и в зоне ЖДП. Примером реализации такого способа является использование искусственной неровности типа «лежачий полицейский» (ЛП). В [2] и [3] рассматриваются методы обеспечения безопасности на ЖДП, в том числе и использование ЛП. Но конкретных технических предложений по реализации искусственных неровностей не представлено, лишь говориться о необходимости использования данного метода.
Согласно ГОСТ Р 52605–2006 не допускается устанавливать искусственную неровность (в том числе и ограждение типа ЛП) на расстоянии менее 100 м от железнодорожных переездов [4]. На рисунке 1 показана предлагаемая схема установки ЛП на неохраняемом ЖДП.
Рис. 1. Схема установки «Лежачего полицейского» на неохраняемом железнодорожном переезде
На рисунке А — точка принятия решения, X — дополнительная точка принятия решения после ЛП. В точке А скорость автомобиля 50–80 км/ч, а в точке X — 5–10 км/ч. Следовательно, у водителя будет больше времени на принятие решения, и меньше вероятность выбора ошибочного решения. Таким образом установка ЛП позволит водителю объективнее контролировать ситуацию на ЖДП.
Как показывает статистика, на охраняемых ЖДП, оборудованных автошлагбаумами, необходимость установки ЛП отсутствует. Стоит отметить, что на неохраняемых ЖДП эффективность установки ЛП определяется объемом движения автомобильного и железнодорожного транспорта. Поскольку ЛП представляет значительное неудобство для автомобильного транспорта, будет уместно его оборудовать на участках с малой интенсивностью автомобильного движения 10–1000 авт/сут. Такие условия чаще встречаются вне городов на региональных автомобильных дорогах.
Для точной оценки воздействия ЛП на безопасность движения на ЖДП наилучшим образом будет оборудовать им опытный участок, в качестве которого можно выбрать ЖДП 4-й категории.
Также при принятии решения об использовании ЛП стоит учитывать экономический аспект. Затраты на оборудование ЖДП системой УЗП составят 1,5 млн руб., без учета эксплуатационных расходов. В то же время затраты на установку ЛП с учетом стоимости рабочей силы составят 26,3 тыс. руб. [5]. Следовательно, с точки зрения экономии выгодно будет оборудовать ЖДП искусственной неровностью (ЛП), особенно выгодно для неохраняемых ЖДП с небольшим объемом движения на региональных дорогах.
Таким образом, в статье приводится новое решение в сфере обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Предоставленное решение дает возможность снизить аварийность на ЖДП. Но стоит отметить, что данное решение требует дополнительную актуализацию некоторых пунктов в существующем законодательстве, так как присутствуют противоречия. Подводя итог стоит отметить, что данный метод эффективен и экономичен для железной дороги.
Литература:
- Ахмедзянов Г. Г., Дремин В. В., Филиппова К. Г., Галиакберов Д. Р., Анализ социальных критериев безопасности эксплуатации железнодорожного переездного комплекса // Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и специалистов «Неделя Науки-2021», 2021.
- Миненко Е. Ю., Кусморова Ю. А. Анализ мероприятий, направленных на решение проблемы безопасности на железнодорожных переездах // Молодой ученый. 2014. № 17 (76). С. 78–80.
- Бурейка Г. А., Людвинавичюс Л. Г. Оценка аварийности на железнодорожных переездах Литвы // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2013. № 1(43). С. 13–21.
- ГОСТ Р 52605–2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», М. 2006.
- https://www.optimaservis.su/lezhachij-policejskij/