Статья включает в себя оценку качества финансового менеджмента проекта «5–100», направленного на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов на фоне мировых лидеров. Анализ производился за счет поиска данных целевых значений и сопоставления их с реальными показателями, полученными в ведущих основных мировых рейтингах Times Higher Education, QS World University Rankings и Academic Ranking of World Universities. Сравниваются показатели, установленные требованиями проекта «5–100» и индикаторы, установленные самими высшими учебными заведениями, являющимися участниками проекта. Также в работе использовался метод анализа иерархий, с помощью которого проводилась оценка динамики продвижения университетов в рейтингах в сравнении с объемом выделенных субсидий.
Ключевые слова: проект 5–100, университет, вербальная оценка, субсидии, метод анализа иерархий, финансовый менеджмент, QS, THE, ARWU.
Цели
- Оценить качество распределения субсидий среди участников проекта.
- Оценить достижение университетами основной цели проекта “5–100”.
- Определить, насколько успешно университеты реализовали целевые индикаторы в рамках дорожных карт и программ развития по проекту «5–100».
- Оценить зависимость между позицией университетов в основных рейтингах THE, QS и ARWU на 2013 и 2020 годы и выделенными объемами субсидий.
Гипотеза
Распределение денежных средств, выделенных на проект “5–100” было некачественным, так как не была выполнена основная цель проекта.
Основная часть
Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года ставит одной из целей к 2020 году обеспечить вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых рейтингов согласно мировому рейтингу. [26] Сразу важно отметить, что объем финансирования, выделяемый университетам, не установлен указом, равно как и не указаны конкретные мировые рейтинги, по которым оцениваются результаты.
Общий же объем финансирования и правила распределения средств устанавливается постановлением от 16 марта 2013 г. № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров», и их общий объем за весь период проекта составляет 100 млрд. рублей. [1]
Проект «5–100» направлен на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам отборов 2013 и 2015 годов 21 университет получал субсидии на реализацию итоговой цели проекта, а именно вхождение как минимум пяти научно-образовательных центров участников проекта в 100 лучших мировых университетов хотя бы в одном из рассматриваемых ведущих мировых рейтингов. Объемы выделенных субсидий установлены распоряжениями правительства о субсидиях, предоставляемых из федерального бюджета на поддержку ведущих университетов Российской Федерации [31–38].
Стоит также отметить, что помимо 21 университета, участвовавшего в проекте «5–100», дополнительное субсидирование в рамках программы повышения конкурентоспособности получали Московский Государственный Университет (далее МГУ), и Санкт-Петербургский государственный университет (далее СПбГУ). Результаты их деятельности также будут рассмотрены в данной работе. Объемы субсидий, предоставляемых МГУ и СПбГУ обозначены в программах развития университетов [3] [4].
Оценка качества распределения субсидий среди участников проекта «5–100» производится по шкале удовлетворительно/неудовлетворительно.
Таблица 1
Субсидирование университетов в рамках программы повышения конкурентоспособности
ВУЗ |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
БФУ им. И. Канта |
150 |
141,5 |
134,8 |
123 |
125,1 |
|||
ДВФУ |
592,4 |
600 |
425 |
511 |
482,1 |
134,8 |
123 |
125,1 |
КФУ |
592,4 |
600 |
378 |
900 |
849,2 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
МФТИ |
592,4 |
950 |
761 |
900 |
849,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
ННГУ |
592,4 |
600 |
482 |
150 |
141,5 |
134,8 |
123 |
125,1 |
МИСиС |
592,4 |
775 |
761 |
900 |
849,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
ТГУ |
592,4 |
600 |
964 |
511 |
482,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
ТПУ |
592,4 |
600 |
964 |
511 |
482,2 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
ВШЭ |
592,4 |
950 |
930 |
900 |
849,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
МИФИ |
592,4 |
950 |
761 |
900 |
849,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
НГУ |
592,4 |
775 |
761 |
900 |
849,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
МГМУ им. И. М. Сеченова |
511 |
482,1 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
|||
РУДН |
150 |
141,5 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
|||
СамГУ |
406,4 |
600 |
467 |
511 |
482,2 |
134,8 |
123 |
125,1 |
ЛЭТИ |
592,4 |
150 |
141,5 |
134,8 |
123 |
125,1 |
||
СПбПУ |
592,4 |
600 |
761 |
511 |
482,2 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
СФУ |
150 |
141,5 |
137,8 |
123 |
125,1 |
|||
ТюмГУ |
150 |
141,5 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
|||
УрФУ |
592,4 |
775 |
761 |
511 |
482,2 |
471,8 |
430,5 |
437,9 |
ЮУрГУ |
150 |
141,5 |
134,8 |
123 |
125,1 |
|||
ИТМО |
592,4 |
775 |
964 |
900 |
849,2 |
808,8 |
861 |
875,8 |
МГУ |
0 |
1500 |
1400 |
1420 |
1500 |
1400 |
1420 |
1500 |
СПбГУ |
0 |
1000 |
900 |
900 |
846,45 |
819,72 |
801,9 |
801,9 |
На первом этапе выделения субсидий почти все университеты, прошедшие отбор, получили одинаковые объёмы денежных средств, причем такая тенденция к приравниванию денег, получаемых университетами, прослеживается и в будущем, что может свидетельствовать о некорректности или отсутствии заранее сформированной методологии распределения денежных средств.
Также стоит отметить, что университеты заранее не знали планируемые объемы субсидий, которые будут выделены каждому из участников на следующие годы. Величина денежных средств, направленных на повышение конкурентоспособности, становилась известной в год их начисления университетам, что делает невозможным стратегическое планирование деятельности в долгосрочной перспективе. Более того, методология, по которой рассчитывались объёмы выделяемых субсидий, не являлась постоянной на протяжении проекта и изменялась каждый год.
Отдельно стоит отметить, что ЛЭТИ, прошедший отбор в первой волне, не получал деньги в период с 2014 по 2015 год.
Из этого можно сделать вывод, что качество распределения субсидий среди университетов проекта «5–100» является неудовлетворительным.
В качестве показателей, используемых для оценки динамики деятельности университетов, были выбраны их места в основных мировых рейтингах:
– Рейтинг Times Higher Education (основной) (далее THE) [28];
– Рейтинг QS (основной) (Далее QS) [29];
– Рейтинги Academic Ranking of World Universities (основной), (Далее ARWU) [30].
Позиции университетов в мировых рейтингах на момент публикации указа президента 7 мая 2012 года указаны в следующей таблице.
Таблица 2
Позиции университетов участников программы повышения конкурентоспособности в рейтингах THE , QS и ARWU по состоянию на 2012 год
Название университета |
THE |
QS |
ARWU |
БФУ им. И. Канта |
- |
- |
- |
ДВФУ |
- |
- |
- |
КФУ |
- |
- |
- |
МФТИ |
- |
- |
- |
ННГУ |
- |
- |
- |
МИСиС |
- |
- |
- |
ТГУ |
- |
- |
- |
ТПУ |
- |
- |
- |
ВШЭ |
- |
- |
- |
МИФИ |
226 |
- |
- |
НГУ |
- |
371 |
- |
МГМУ им. И. М. Сеченова |
- |
- |
- |
РУДН |
- |
- |
- |
СамГУ |
- |
- |
- |
ЛЭТИ |
- |
- |
- |
СПбПУ |
- |
- |
- |
СФУ |
- |
- |
- |
ТюмГУ |
- |
- |
- |
УрФУ |
451 |
- |
|
ЮУрГУ |
- |
- |
- |
ИТМО |
- |
- |
- |
МГУ |
201 |
116 |
77 |
СПбГУ |
- |
253 |
301 |
Из представленных в таблице 2 университетов позиции хотя бы в одном из рейтингов заняли только пять: МИФИ, НГУ, УрФУ, МГУ и СПбГУ.
Позиции университетов в основных рейтингах по состоянию на 2020 год значительно изменились. Рассмотреть их можно в таблице 3.
Таблица 3
Позиции университетов участников программы повышения конкурентоспособности в рейтингах THE , QS и ARWU по состоянию на конец 2020 года
Название университета |
THE |
QS |
ARWU |
БФУ им. И. Канта |
1001 |
- |
- |
ДВФУ |
1001 |
493 |
- |
КФУ |
601 |
370 |
901 |
МФТИ |
201 |
281 |
401 |
ННГУ |
1001 |
601 |
- |
МИСиС |
601 |
428 |
901 |
ТГУ |
501 |
250 |
801 |
ТПУ |
801 |
401 |
- |
ВШЭ |
251 |
298 |
801 |
МИФИ |
401 |
314 |
701 |
НГУ |
601 |
228 |
501 |
МГМУ им. И. М. Сеченова |
1001 |
- |
- |
РУДН |
801 |
326 |
- |
СамГУ |
1001 |
591 |
- |
ЛЭТИ |
1001 |
701 |
- |
СПбПУ |
301 |
401 |
- |
СФУ |
1001 |
1001 |
- |
ТюмГУ |
- |
- |
- |
УрФУ |
1001 |
331 |
701 |
ЮУрГУ |
1001 |
801 |
- |
ИТМО |
501 |
360 |
901 |
МГУ |
174 |
74 |
93 |
СПбГУ |
601 |
225 |
301 |
Нетрудно заметить, что на момент 2020 года все из представленных университетов представлены хотя бы в 1, а зачастую и в 2–3 мировых рейтингах.
Однако стоит учесть, что за годы реализации программы количество университетов, которые охватывают рейтинги, также увеличилось, и, возможно, что некоторые из этих университетов попали в рейтинг только потому, что сам рейтинг увеличился в объеме.
Для оценки качества финансирования проекта «5–100» введем следующую вербальную шкалу: неудовлетворительно и удовлетворительно. Для оценки были выбраны следующие критерии:
– достижение целей проекта;
– достижение целевых индикаторов в рамках дорожных карт и программ развития по проекту;
Для начала оценим достижение университетами целей проекта «5–100». Удовлетворительным будет считаться попадание университета в топ-100 хотя бы в одном из трех рейтингов.
С выполнением целей проекта можно ознакомиться в таблице 4.
Таблица 4
Оценка достигнутых результатов по проекту «5–100»
ВУЗ |
Субсидии (млн. руб.) |
Фактическое место вуза в рейтинге в 2020 году |
Выполнение цели Проекта университетом в 2020 году |
Оценка выполнения цели |
||||
ARWU |
QS |
THE |
ARWU |
QS |
THE |
|||
МГУ |
10140 |
93 |
74 |
174 |
Да |
Да |
Нет |
Удовлетворительно |
СПбГУ |
6069,97 |
301–400 |
225 |
601–800 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
БФУ им. И. Канта |
674,4 |
- |
- |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ДВФУ |
2993,4 |
- |
493 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
КФУ |
4659,8 |
901–1000 |
370 |
601–800 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
МФТИ |
6598,2 |
401–500 |
281 |
201–250 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ННГУ |
2348,8 |
- |
601–650 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
МИСиС |
6423,2 |
901–1000 |
428 |
601–800 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ТГУ |
5695,2 |
801–900 |
250 |
501–600 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ТПУ |
4489,8 |
- |
401 |
801–1000 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ВШЭ |
6767,2 |
801–900 |
298 |
251–300 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
МИФИ |
6598,2 |
701–800 |
314 |
401–500 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
НГУ |
6423,2 |
501–600 |
228 |
601–800 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
МГМУ им. И. М. Сеченова |
2333,3 |
- |
- |
- |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
РУДН |
1631,7 |
- |
326 |
801–1000 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
СамГу |
2849,5 |
- |
591–600 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ЛЭТИ |
1266,8 |
- |
701–750 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
СПбПУ |
4286,8 |
- |
401 |
301–350 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
СФУ |
677,4 |
- |
1001+ |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ТюмГУ |
1631,7 |
- |
- |
- |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
УрФУ |
4461,8 |
701–800 |
331 |
1001+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ЮУрГУ |
674,4 |
- |
801–1000 |
1001+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
ИТМО |
6626,2 |
901–1000 |
360 |
501–600 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетворительно |
Как видно из таблицы, в топ-100 основных мировых рейтингов попал только МГУ. Вне зависимости от объема выделенных субсидий, ни один из остальных 22 университетов не достиг этого показателя. Целью же проекта являлось попадание в топ-100 мировых рейтингов хотя бы 5 университетов. В действительности же, этого достиг только один ВУЗ.
Несмотря на заданные проектом «5–100» показатели, университеты также задавали свои собственные целевые индикаторы продвижения по рейтингам в планах мероприятий по повышению конкурентоспособности (дорожных картах). Целевые значения рейтингов, рассматриваемых в дорожных картах на одну и ту же дату, периодически изменялись, поэтому в рамках данной работы были выбраны самые ближайшие к сроку окончания Проекта «5–100» документы. Для СПбГУ и МГУ данные по целевым значениям взяты из программ развития. Рассмотрим достижение университетами индикаторов, указанных в их дорожных картах. В большинстве университетов, участвующих в проекте, удовлетворительным считается достижение всех обязательных показателей, указанных в дорожных картах. Исключение составляют МГУ, СПбГУ и МИФИ. Для них удовлетворительным считается достижение хотя бы одного планового значения в указанных общих рейтингах. Поэтому удовлетворительным для всех университетов кроме указанных будет достижение плановых показателей по всем указанным в дорожных картах основным рейтингам. Также сразу стоит отметить тот факт, что многие вузы в дорожных картах указали плановые места ниже 100, то есть их руководство изначально не планировало достижение целевых индикаторов проекта.
Данные, отражающие выполнение университетами плановых показателей, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Оценка достигнутых результатов по показателям дорожных карт
ВУЗ |
Значение индикатора в 2020 году |
Субсидии (млн. руб.) |
Фактическое место вуза в рейтинге в 2020 году |
Выпо л нение индикатора в 2020 году |
Оценка выполнения индикатора программы развития |
||||||
ARWU |
QS |
THE |
ARWU |
QS |
THE |
ARWU |
QS |
THE |
|||
МГУ |
50 |
50 |
50 |
10140 |
93 |
74 |
174 |
Да |
Да |
Нет |
Удовлетв . |
СПбГУ |
100 |
100 |
100 |
6069,97 |
301-400 |
225 |
601-800 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
БФУ им. И. Канта |
- |
100 |
- |
674,4 |
- |
- |
1000+ |
Нет |
Неудовлетв. |
||
ДВФУ |
- |
200 |
950 |
2993,4 |
- |
493 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
КФУ |
- |
99 |
115 |
4659,8 |
901-1000 |
370 |
601-800 |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
МФТИ |
151-200 |
50-100 |
75-100 |
6598,2 |
401-500 |
281 |
201-250 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
ННГУ |
- |
1-100 |
251- 300 |
2348,8 |
- |
601-650 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
МИСиС |
- |
- |
100 |
6423,2 |
901-1000 |
428 |
601-800 |
Нет |
Неудовлетв. |
||
ТГУ |
- |
51-100 |
151-200 |
5695,2 |
801-900 |
250 |
501-600 |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
ТПУ |
401-500 |
51-101 |
151-200 |
4489,8 |
- |
401 |
801–1000 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
ВШЭ |
- |
51-100 |
151-200 |
6767,2 |
801-900 |
298 |
251-300 |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
МИФИ |
- |
51-101 |
121-170 |
6598,2 |
701-800 |
314 |
401-500 |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
НГУ |
300-400 |
90-100 |
150-200 |
6423,2 |
501-600 |
228 |
601-800 |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
МГМУ им. И. М. Сеченова |
- |
301-350 |
351-400 |
2333,3 |
- |
- |
- |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
РУДН |
- |
301-351 |
501-600 |
1631,7 |
- |
326 |
801–1000 |
Да |
Нет |
Неудовлетв. |
|
СамГу |
- |
251-300 |
- |
2849,5 |
- |
591-600 |
1000+ |
Нет |
Неудовлетв. |
||
ЛЭТИ |
- |
51-100 |
51-101 |
1266,8 |
- |
701-750 |
1000+ |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
СПбПУ |
- |
50-101 |
150-200 |
4286,8 |
- |
401 |
301-350 |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
СФУ |
401-500 |
201-250 |
301-350 |
677,4 |
- |
1001+ |
1000+ |
Нет |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
ТюмГУ |
- |
401-450 |
- |
1631,7 |
- |
- |
- |
Нет |
Неудовлетв. |
||
УрФУ |
- |
100 |
250 |
4461,8 |
701-800 |
331 |
1001+ |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
ЮУрГУ |
- |
251-300 |
401-500 |
674,4 |
- |
801-1000 |
1001+ |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
ИТМО |
- |
171 |
251-300 |
6626,2 |
901-1000 |
360 |
501-600 |
Нет |
Нет |
Неудовлетв. |
|
Как мы видим, удовлетворительно оценить достижение целевых индикаторов, указанных в дорожных картах и программах развитиях можно лишь у одного ВУЗа из 23 — МГУ. Остальные университеты либо не достигли ни одного установленного планового значения, либо (как РУДН, указавший относительно низкие и легко достижимые индикаторы) достигли не всех.
На данном этапе можно сказать, что, исходя из того, что из 23 университетов только один достиг показателей, указанных в целях проекта «5–100», и показателей, запланированных в дорожной карте, финансовый менеджмент проекта «5–100» авторами оценивается как неудовлетворительный.
Однако, было бы интересно произвести исследование на наличие зависимостей между общими субсидиями университетам и их динамикой в рейтингах. Анализ будет осуществляться с применением метода анализа иерархий (далее МАИ).
В качестве рассматриваемых критериев были выбраны относительные изменения мест университетов в основных рейтингах.
При анализе учитывается следующее:
– Рассматриваются только основные рейтинги (THE, QS, ARWU)
– Если данных по рейтингу за 2013 год нет, то в качестве места берется объем рейтинга с округлением до третьего разряда плюс единица.
Рассмотрим данные по рейтингам QS, THE и ARWU университетов по состоянию на 2013 и 2020 годы. Оценка изменения в абсолютных значениях не очень хороша в текущей ситуации, так как чем ближе университет находится к первым местам, тем менее корректно для него будет эта оценка в случае положительной динамики. Поэтому воспользуемся относительным показателем. В случае положительной динамики, получившийся относительный показатель будет больше 1, в случае отрицательной — меньше.
Для того, чтобы уменьшить разброс значений было использовано десятичное логарифмирование. Полученные отрицательные значения были убраны путем прибавления ко всем значениям минимального из полученных. Метод анализа иерархий предполагает отсутствие нулевых значений, поэтому ко всем значениям прибавлена небольшая константа (0,1).
Рис. 1. Гистограмма, показывающая изменение показателей университетов в рейтинге THE на конец 2020 года
Рис. 2. Гистограмма, показывающая изменение показателей университетов в рейтинге QS на конец 2020 года
Рис. 3. Гистограмма, показывающая изменение показателей университетов в рейтинге ARWU на конец 2020 года
Результат применения метода представлен в следующей таблице.
Таблица 6
Динамика рейтинговых показателей участников программы повышения конкурентоспособности в соответствии с объемами субсидирования
№ |
Вуз |
Бюджет |
Место |
Место бюджет |
1 |
БФУ им. И. Канта |
674,4 |
21 |
23 |
2 |
ДВФУ |
2993,4 |
17 |
14 |
3 |
КФУ |
4659,8 |
11 |
10 |
4 |
МФТИ |
6598,2 |
1 |
4 |
5 |
ННГУ |
2348,8 |
19 |
16 |
6 |
МИСиС |
6423,2 |
10 |
6 |
7 |
ТГУ |
5695,2 |
8 |
9 |
8 |
ТПУ |
4489,8 |
15 |
11 |
9 |
ВШЭ |
6767,2 |
6 |
2 |
10 |
МИФИ |
6598,2 |
5 |
5 |
11 |
НГУ |
6423,2 |
2 |
7 |
12 |
МГМУ им. И. М. Сеченова |
2333,3 |
22 |
17 |
13 |
РУДН |
1631,7 |
12 |
18 |
14 |
СамГУ |
2849,5 |
14 |
15 |
15 |
ЛЭТИ |
1266,8 |
16 |
20 |
16 |
СПбПУ |
4286,8 |
13 |
13 |
17 |
СФУ |
677,4 |
20 |
21 |
18 |
ТюмГУ |
1631,7 |
23 |
19 |
19 |
УрФУ |
4461,8 |
7 |
12 |
20 |
ЮУрГУ |
674,4 |
18 |
22 |
21 |
ИТМО |
6626,2 |
9 |
3 |
22 |
МГУ |
10140 |
4 |
1 |
23 |
СПбГУ |
6069,97 |
3 |
8 |
Корреляция между полученным местом и местом по бюджету составляет довольно высокие 85,77 %. Это означает, что исключительно в рамках данного конкретного подхода с именно такой методологией, продвижение ВУЗов в положительном направлении по рейтингам THE, QS и ARWU довольно тесно связано с объемами выделяемых ВУЗам субсидий (чем больше выделяется денег, тем быстрее идёт динамика в сторону топа рейтинга).
С точки зрения финансового менеджмента это может означать (в рамках индикатора качества финансового менеджмента внутри университетов), что выделенные деньги действительно идут на повышение конкурентоспособности, однако их недостаточно для достижения целей проекта «5–100». Оценка по данному пункту — удовлетворительно.
Заключение
Авторами был проведен анализ финансирования проекта «5–100». Высокая степень коррелированности между динамикой позиций университетов в рейтинге и объемом выделенных субсидий действительно может свидетельствовать о том, что выделенные средства направлены на увеличение конкурентоспособности. Однако оценка распределения субсидий между участниками проекта, достижение целевых показателей проекта и дорожных карт является неудовлетворительной, из чего можно сделать вывод о том, что финансовый менеджмент проекта «5–100» является некачественным.
Литература:
- Правила распределения и предоставления субсидий на государственную поддержку ведущих университетов российской федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров постановления Правительства № 211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов российской федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» от 16 марта 2013 г. URL: http://government.ru/docs/9988/ (дата обращения:15.10.21)
- Системы поддержки принятия решений: теория и практика: учебник для академического бакалавриата / под ред. В. Г. Халина, Г. В. Черновой. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 494 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
- Программа развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» до 2020 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1617-р) URL: http://opk.msu.ru/wp-content/uploads/2018/07/Программа-развития-Московского-университета-до-2020-года.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный Университет» до 2020 года (Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2010 г. N 1696-р) URL: https://spbu.ru/sites/default/files/programm.2.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- Изменения в План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» на 2016–2020 годы (1 этап — 2016–2018 годы), согласованный Минобрнауки России от «15» июня 2016 г. и утвержденный вузом «10» июня 2016 г. (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 04.05.2017) URL: https://kantiana-old.kantiana.ru/upload/iblock/94f/Dorozhnaya-karta_BFU-im.-I.-Kanta_2-etap-_-2018_2020.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F99432293/Dorozhnaya.karta.DVFU.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- Изменения в План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы). (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 30.08.2019) URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1887764658/Izmeneniya.v.Plan.meropriyatij.po.realizacii.PPK.KFU._4.etap_.2018_2020gg._.final.dek..2019.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский физико-технический институт (государственный университет)» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы). (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 28.02.2018 URL: https://mipt.ru/.git/А/New %20Folder/4RoadMap.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: http://www.unn.ru/site/images/docs/2018/dk4.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://misis.ru/files/-/90e7e6c326abbd4b3c0fd40db914e1d2/37225cd923a44cfc93f170db5c2a7fd6-compressed-d68441e1eac976ea6e647084b316fb36.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожной карты») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) URL: http://viu.tsu.ru/upload/ %D0 %A2 %D0 %93 %D0 %A3, %20 %D0 %BF %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %BD %20 %D0 %BC %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B8 %D1 %8F %D1 %82 %D0 %B8 %D0 %B9 %20(%D0 %B4 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %8F %20 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D1 %82 %D0 %B0)_3 %20 %D1 %8D %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %BF %202017 %20 %D0 %B3.docx (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации Программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» на 2013–2020 годы (4-й этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://www.tpu.ru/download/document?id=227 (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) URL: https://strategy.hse.ru/data/2014/06/24/1341409002/ %D0 %94 %D0 %9A %20 %D0 %9D %D0 %98 %D0 %A3 %20 %D0 %92 %D0 %A8 %D0 %AD.docx (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2013–2020 годы (1 этап — 2013–2014 годы) URL: https://mephi.ru/content/public/uploads/files/official/road_map.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» (Новосибирский государственный университет, НГУ) на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) URL: https://sesc.nsu.ru/main/attachments/section/11/20180319.docx (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации на 2016–2020 годы (1 этап — 2016–2018 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 24.06.2016) URL: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/ea2/ea28effaf5926957ff6432f322f66981.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- Изменения в План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожную карту») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» на 2016–2020 годы (2 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 14.02.2020) URL: https://www.rudn.ru/u/www/files/5_100/izmeneniya-v-dorojnuyu-kartu-na-2020g.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва» (Самарский университет) на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://ssau.ru/files/info/official_docs/ppk/TZ_SI1.docx (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)» на 2013–2020 гг. (4 этап — 2018–2020 годы) URL: https://etu.ru/assets/files/university/planmeropriyatiy.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет» на 2013–2020 годы (2 этап — 2015–2016 годы) URL: https://5–100.spbstu.ru/userfiles/files/documents/roadmap/polnaya-versiya-programmyi.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- Roadmap for the Competitiveness Enhancement Program of Siberian Federal University, for the period 2016–2020 (Stage 2–2018–2020) URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/9719/19499/439908 (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» на 2018–2020 годы (2 этап — 2018–2020 годы)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/academic_council/docs/20170522_Dorozhnaja_karta_UrFU_3_ehtap.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» на 2016–2020 годы (2 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://www.susu.ru/sites/default/files/book/yuurgu_dorozhnaya_karta_30.09.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности («дорожная карта») федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» на 2013–2020 годы (4 этап — 2018–2020 годы) (согласовано Министерством образования и науки Российской Федерации 26.02.2018) URL: https://5100.itmo.ru/file/pages/35/universitet_itmo_dk_4_rus_itog_02.2018_na_sayt.pdf (дата обращения 18.10.2021)
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки URL: http://government.ru/docs/9988/ (дата обращения:19.10.21)
- Публикация информации об итогах открытого конкурса на официальном сайте Министерства образования и науки РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в средствах массовой информации от 8 июля 2013 г. URL: https://www.5top100.ru/documents/contest-2013/20165/ (дата обращения:19.10.21)
- The Times Higher Education World University Rankings. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2021/world-ranking#!/page/0/length/25/sort_by/rank/sort_order/asc/cols/stats (дата обращения 15.10.21)
- QS World University Rankings. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2021 (дата обращения 15.10.21)
- Academic Ranking of World Universities. URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/arwu/2021 (дата обращения 15.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 26 августа 2013 года № 1500-р «О субсидиях, предоставляемых в 2013 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации» URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/20106/ (дата обращения 11.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 16 июня 2014 года № 1053-р «О субсидиях, предоставляемых в 2014 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации» URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/20107/ (дата обращения 11.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2015 года № 930-р «О субсидиях, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации» URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/20108/ (дата обращения 11.10.21)
- Постановление Правительства РФ № 960-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности» от 19 мая 2016 года Федерации» URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/36285/ (дата обращения 11.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ № 281-р от 17 февраля 2017 года «Об утверждении прилагаемых распределений субсидий, предоставляемых в 2017 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации» URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/52327/ (дата обращения 11.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2017 № 2967-р «О субсидиях, предоставляемых в 2018 году из федерального бюджета на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации» URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/71203/ (дата обращения 11.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2019 года № 179-р о распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/97332/ (дата обращения 11.10.21)
- Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2020 № 398-р о распределении субсидий ведущим университетам в целях повышения их международной конкурентоспособности URL: https://www.5top100.ru/documents/regulations/118664/ (дата обращения 11.10.21)