Сфера сотрудничества полиции и органов юстиции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №14 (409) апрель 2022 г.

Дата публикации: 09.04.2022

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Прошляков, И. Д. Сфера сотрудничества полиции и органов юстиции / И. Д. Прошляков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90188/ (дата обращения: 19.12.2024).



Европейский Союз представляет собой сложное интеграционное объединение, реализующее в своих рамках различные формы межгосударственного взаимодействия и сотрудничества. Одним из важнейших направлений является сотрудничество органов юстиции и полиций государств-членов Европейского Союза. В нормативных актах Евросоюза данная сфера взаимодействия именуется как «сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере». Криминальная деятельность имеет в трансграничный характер, поэтому борьба с этой преступностью занимает особое место в политике Евросоюза. Европейский Союз называют «криминальном раем» в силу того, что для того, чтобы избежать правосудия, достаточно пересечь границу. Отношения в сфере правоохранительных органов развиваются на двустороннем, региональном, международном уровнях, а также в рамках Европейского Союза. При этом сам Евросоюз и его органы не наделены правоохранительными функциями, указанные функции реализуются государствами-членами. Евросоюз выполняет координирующую функцию, создает условия для сотрудничества правоохранительных органов государств-членов.

Необходимость сотрудничества государств-членов в правоохранительной области была очерчена во времена основания первых образований будущего ЕС. Так, в Договоре об учреждении Европейского сообщества 1957 г. имела место статья 209, которая предусматривала сотрудничество в мероприятиях по противодействию мошенничеству. Однако, государства не могли передать свои компетенции в уголовно-правовой сфере Евросоюзу, поскольку обеспечение безопасности, борьба с преступностью являются одной из составляющих государственного суверенитета.

Правовой основой сотрудничества государств в правоохранительной деятельности являются основные международные договоры, которые являются учредительными договорами Евросоюза. Этими договорами являются Маастрихтский договор 1992 года, Амстердамский договор 1997 года, Ниццкий договор 2001 года и Лиссабонский договор 2007 года. До принятия Лиссабонского договора, Европейский Союз действовал на основе, так называемой «системы трёх опор». Первые три вышеуказанных договора оформляют особое место сотрудничества полиций и органов юстиции в уголовно-правовой сфере. Данная сфера составляла «третью опору» Евросоюза. Предмет третьей опоры включает вопросы деятельности по предотвращению и расследованию преступлений, привлечению к ответственности нарушителей закона и исполнения наказаний по отношению к ним. Впервые договоренности о сотрудничестве государств в борьбе с преступностью были заложены в Договоре о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Раздел 4 включал в себя положения, касающиеся сотрудничества полиций и судов в уголовно-правовой сфере. Предполагалось борьба с организованной и иной преступностью, в том числе с терроризмом, торговлей людьми, наркотиками, оружием, преступлениями против детей, а также мошенничеством и коррупцией. Эта деятельность осуществлялась в рамках Европейского пространства свободы, безопасности и правосудия — ПСБП.

Что касается Амстердамского и Ниццкого договоров, то они практически не затрагивали вопросов правового регулирования сотрудничества судов и полиций. Однако, Амстердамский договор закреплял концепцию Европейского пространства свободы безопасности и правосудия, как основополагающую концепцию в политике сотрудничества членов Евросоюза в уголовно-правовой области. Также в соответствии с общими положениями Амстердамского договора, между государствами-членами ЕС предполагается оперативное сотрудничество не только полиций, но и также таможенных органов и других специализированных органов в области предупреждения, выявления и расследования преступлений. К тому же предполагается взаимные сбор, хранение, обработка, анализ и обмен информации, которая могла быть необходима в ходе расследования преступлений. В связи с этим, в кругах правозащитников и юристов стали возникать негативные настроения. С их стороны шла критика такой инициативы, как ведение банка данных подозреваемых для целей аналитической деятельности, так как это противоречит принципу презумпции невиновности. Важнейшим пунктом сотрудничества государств в этой области является совместная подготовка и обмен кадрами. Данная инициатива благоприятно влияет на правоохранительные органы тех государств, чьи кадры менее подготовлены, а следовательно, чей правопорядок уязвим перед преступностью. Более профессиональные кадры восполняют пробелы в этих регионах Евросоюза.

Крайнее важным учредительным актом Европейского Союза является Лиссабонский договор 2007 года. Данный договор упраздняет трехопорную структуру, на которой раньше был построен Союз. Лиссабонский договор разделяет компетенции, которые относятся к ведению Союза и государств-членов. Таким образом, происходит деление на исключительную компетенцию Союза, совместную и вспомогательную компетенцию. Деятельность, осуществляемая в рамках Европейского пространства свободы, безопасности и правосудия, в соответствии с положениями Лиссабонского договора были отнесены к совместной компетенции Союза и государств-членов. Лиссабонский договор относится к первичному праву ЕС. В данном акте правоохранительному законодательству посвящены главы 4 и 5 раздела 5. Можно выделить 2 направления деятельности правоохранительных органов: сотрудничество по уголовно-правовым делам и сотрудничество полицейских органов.

Сотрудничество правоохранительных органов является важным направлением политики Европейского Союза. Деятельность криминальных структур имеет трансграничный характер, поэтому сотрудничество государств имеет важнейшее значение для обеспечение безопасности государств. В 1980-х годах в кругах полицейского руководства стран Евросоюза, таких как Германия, Франция, Великобритания и другие, сформировалась идея о создании единой европейской структуры полицейского сотрудничества для борьбы с организованной преступностью, терроризмом, торговлей наркотиками и другими преступлениям, являющихся угрозой стабильности Евросоюза. В 1993 году, в Копенгагене было подписано соглашение о создании Специализированного Европейского отдела по борьбе с наркотиками. Данная организация была промежуточной перед созданием Европола. Решение, учреждающее Конвенцию Европола, принято 26 июля 1995 г. После ратификации всеми странами ЕС Конвенция Европола вступила в силу с 1 октября 1998 г. Организация начала функционировать в Гааге с 1 июля 1999 года, заменив Европейский отдел по борьбе с наркотиками.

Европейская полицейская организация или Агентство ЕС по правоохранительному сотрудничеству (Европол) является ключевым институциональным элементом в области полицейского сотрудничества. Правовой основой деятельности этой организации является регламент № 2016/794. Основной целью Европола является координация, поддержка сотрудничества правоохранительных органов государств-членов Евросоюза по вопросам пресечения и раскрытия особо тяжких преступлений, которые касаются два и более государства, то есть преступления, имеющие трансграничный характер. Список преступлений содержится в регламенте Европола. Европол обладает правосубъектностью, организация является автономной от других институтов Евросоюза. Однако, в учредительными актами Евросоюза не регламентированы статус и правовое положение данной организации. Поэтому, можно сделать вывод, что Европол нельзя поставить на одну строчку с такими институтами Евросоюза, как Европарламент, Совет ЕС, Еврокомиссия, а также другими институтами. Европол обладает признаками международной организации, которые представлены международно-правовой доктриной. Она учреждена суверенными государствами, на основе учредительного документа, в соответствии с международным правом, имеет систему постоянно действующих органов. Европол имеет определенные цели, которые прописаны в учредительном акте, а также он обладает международной правосубъектностью. Таким образом, удовлетворение признакам международной организации, дает возможность сделать вывод о том, что Европол является международной организацией. Европол играет значимую роль в осуществлении уголовной политики Евросоюза. Он является движущим элементом единой правоохранительной политики стран ЕС, позволяющей применять на практике единые стандарты в области противодействия преступной деятельности.

Другим направлением деятельности Евросоюза в уголовно-правовой сфере является сотрудничество органов в области расследования преступлений и судебного преступления. Судебное сотрудничество важный, однако сложный процесс, так как процесс формирование правовой основы зависит от многих факторов, процесс интеграции упирается в политический решения и рамки суверенитета государств. Амстердамский договор наделил возможность ЕС издавать обязательные акты для развития судебного сотрудничества. Лиссабонский договор 2007 г. закрепил взаимное признание приговоров и решений в качестве принципа, на котором основывается судебное сотрудничество по уголовным делам в ЕС, предусмотренное Амстердамским договором. Все мероприятия в этой сфере в итоге привели к решению Совета ЕС от 28 февраля 2002 года о создании Евроюста, в целях усиления борьбы с тяжкой преступностью. В настоящее время базой для формирования правового регулирования деятельности Евроюст является ст. 85 ДФЕС, в соответствии с которой назначением Евроюст является поддержка и усиление координации и сотрудничества национальных органов, ответственных за проведение расследований и уголовное преследование по фактам тяжкой преступности, которая затрагивает два или более государств-членов либо требует проведения уголовного преследования на общих началах — исходя из операций, осуществляемых органами государств-членов и Европолом, и на базе предоставляемой ими информации. Евроюст играет огромную роль в сфере налаживания взаимоотношений между органами следствия и судов. Евроюст оказывает правовые консультации. Евроюст имеет задачи улучшения информационной системы, защиты информации, повышении квалификации сотрудников органов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что сотрудничество полиций и органов юстиции ЕС является одним из важнейших направлений политики Европейского Союза. С одной стороны, Европол и Евроюст взаимодействуют с государствами-членами, а также между собой, для координации органов в борьбе с преступным миром. Эти органы имеют разработанную правовую основу своей деятельности, имеют систему внутренних органов, а также цели своей деятельности. С другой стороны, существуют множество пробелов в данной области. Сотрудничество Европола с национальными органами полиции имеет скорее направляющий характер. Большой значение имеет такое направление как сбор, хранение и обмен информации между членами Евросоюза, посредством Европейской полицейской организации, что существенно упрощает работу органам полиции, тем самым повышая уровень безопасности Европейского союза, что и является основной задачей сотрудничества полиций и органов юстиции.

Литература:

  1. Войников В. В. К вопросу о понятии и системе правоохранительного законодательства ЕС // Евразийский экономический журнал, № 1, 2019.
  2. Волеводз А. Г. Межунароные правоохранительные организации: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2011.
  3. Волеводз А. Г. Учреждения и органы Европейского союза по судебному и полицейскому сотрудничеству: Ученое пособие // Общие пространства России-ЕС: право, политика, экономика. Выпуск 8, 2010.
  4. Договор о Европейском Союзе
  5. Договор о функционировании Европейского Союза
  6. Кавешников Н. Ю. Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС. // Актуальные проблемы Европы, № 2, 2010.
  7. Решение Совета от 6 апреля 2009 г. о создании Европейского полицейского ведомства (Европол)
Основные термины (генерируются автоматически): Европейский союз, лиссабонский договор, Амстердамский договор, уголовно-правовая сфера, орган, борьба, международная организация, судебное сотрудничество, трансграничный характер, Европейская полицейская организация.


Задать вопрос