В статье рассмотрены некоторые аспекты управления трудовыми ресурсами одного из структурных подразделений ОАО «Омский аэропорт».
Ключевые слова: трудовые ресурсы, производительность труда, персонал организации.
Управление трудовыми ресурсами имеет огромное значение для каждой организации, только имея профессиональные кадры, организация достигает поставленных перед собой целей, а именно обеспечивает безопасное для пассажиров путешествие воздушным транспортом. Ответственность за общее руководство трудовыми ресурсами в крупной организации возлагается на профессионально подготовленный отдел кадров и службу управления персоналом в целом.
Актуальность темы определяется необходимостью повышения эффективности деятельности ОАО «Омский аэропорт», где сотрудники компании рассматриваются как важный человеческий капитал, который приносит прибыль, а поведенческие особенности и профессионализм кадров формирует имиджевую составляющую предприятия. Каждый сотрудник аэропорта должен способствовать формированию у пассажира благоприятного впечатления и при общении с пассажиром, в рамках возложенных на него должностных обязанностей, должен понимать, что пассажир является потребителем услуг, предоставляемых аэропортом, как обслуживающей компании.
Цель исследования заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления трудовыми ресурсами предприятия в разрезе одного из ключевых структурных подразделений аэропорта, а именно — службы организации перевозок, производственной службы, обеспечивающей обслуживание пассажиров и обработку багажа, груза и почты.
Сотрудники СОП осуществляют обслуживание пассажиров с момента регистрации до посадки на борт воздушного судна, а также с момента высадки пассажиров до выдачи багажа. Агенты СОП регистрируют пассажира на рейс, предварительно осуществляя проверку документа, удостоверяющего личность, оформляют багаж, с учетом всех норм и требований авиакомпаний-перевозчиков, выполняют проверку веса и габаритов ручной клади, осуществляют процедуру контроля посадки, встречают и провожают пассажиров у трапа.
В современном мире при равных финансовых и технических условиях максимальную прибыль получит предприятие, эффективно использующее трудовые ресурсы. Значение повышения эффективности использования трудовых ресурсов заключается в том, что без этого национальная экономика не может функционировать конкурентоспособно.
Большой экономический словарь автора А. Б. Борисова приводит следующее определение: «трудовые ресурсы — это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовных способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения и являются важным элементом экономического потенциала страны» [1].
Рассматривая трудовые ресурсы на микроуровне необходимо также дать определение. «Трудовыми ресурсами предприятия являются работники, занятые на постоянной, сезонной и временной работе на основании заключенных трудовых договоров» [2].
Кроме понятия «трудовые ресурсы» в науке и практике экономики, социологии и управления наиболее употребляемыми терминами являются «трудовой потенциал» и «кадры».
А. Я. Кибанов рассматривает экономическую категорию «трудовой потенциал», характеризующую население как производителя материальных благ на основе совокупности всех качеств, определяющих его трудоспособность: способность и склонность работника к труду: состояние его здоровья, выносливости, тип нервной системы — т. е. всего, что отражает психологический и физиологический потенциал, наряду с объемом общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений» [3].
Анализируя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, рассматривают показатели численности трудовых ресурсов, которые рассчитываются по состоянию на конкретный момент времени. В связи с постоянным изменением численности трудовых ресурсов рассчитываются средние показатели, например среднегодовая численность трудовых ресурсов. Численность измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников [2].
Управленческие решения, связанные с организацией и эффективным использованием трудовых ресурсов предприятия, во многом определяют успешность функционирования предприятия.
«Работа с персоналом всегда оставалась одной из важных проблем, стоящих перед руководителем и требующих профессионального владения основами кадрового менеджмента» [4].
В результате управления трудовыми ресурсами руководители организации должны добиваться показателей:
высокая степень внутренней мотивации к труду;
высокое качество выполнения работы;
удовлетворение своим трудом;
высокий уровень трудовой дисциплины;
низкий уровень текучести кадров.
Российский рынок воздушного транспорта в долгосрочной перспективе останется одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка. В 2021 году российский рынок воздушного транспорта вырос более чем на 30 %.
Аэропорт «Омск Центральный» — одно из старейших российских авиапредприятий, официальная дата основания аэропорта — 17 мая 1929 года [5]. Количество пассажиров, обслуженных в аэропорту Омск (Центральный) в 2021 году составило 1510 тыс. человек.
Стратегическая цель ОАО «Омский аэропорт» — достижение качественно нового уровня при обслуживании воздушных судов, пассажиров, грузов и багажа, а также формирование производственного, экономического и кадрового потенциала.
Персонал предприятия представляет собой совокупность работников определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, которая направлена на получение прибыли или дохода и удовлетворение своих материальных потребностей.
Рекомендации по повышению эффективности управления трудовыми ресурсами службы организации перевозок
На основе проведенного в работе исследования и выявленных причинах увольнения сотрудников в первый год работы, ОАО «Омский аэропорт» сформированы следующие рекомендации:
- Организовать проведение психологических тренингов по управлению конфликтами. Данное мероприятие позволит создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе, снизить уровень стресса, повысить удовлетворенность работой, что в итоге приведет к сокращению увольнений и повысит эффективность использования трудовых ресурсов предприятия.
- Усовершенствовать систему наставничества. Для сокращения количества увольнений сотрудников в первый год работы необходимо усовершенствовать систему наставничества, которая поможет ускорить процесс изучения требований к служебной деятельности и поведению в ОАО «Омский аэропорт», проведение инструктажей и консультаций, совместное выполнение служебных заданий. В настоящее время обучение персонала проходит в режиме рабочей смены, поэтому наставник, стараясь выполнить свою работу, не всегда в состоянии уделить достаточное количество времени своему подопечному, данное обстоятельство затягивает сроки обучения и усложняет адаптационные процессы. Необходимо введение в штатное расписание службы организации перевозок должности ведущего специалиста, в обязанности которого будет входить обучение новых сотрудников. После сдачи внутреннего экзамена и получения допуска к самостоятельной работе, сотрудник начинает работать в смене. Такие нововведения приведут к быстрому и качественному обучению новых сотрудников, что в свою очередь повысит производственные показатели.
- Внедрить систему ротации кадров, с целью повышения квалификации сотрудников и продвижения их в должности. Пересмотреть существующую систему оплаты труда сотрудников, разработать матрицу компетенций, составление, ведение и результаты дынных которой использовать для мотивации сотрудников.
Литература:
- Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учеб. / А. Я. Кибанов. — М.: Инфра, 2005. — 632 с.
- Кибанов, А. Я. Управление трудовыми ресурсами: учеб. / А. Я. Кибанов. — М.: Инфра, 2010. — 284 с.
- Одегов, Ю. Г. Производительность труда в системе управления персоналом / Ю. Г. Одегов, Г. Г. Руденко // Социально-трудовые отношения и процессы. — 2011. — С. 46–53.
- Омский аэропорт им. Д. М. Карбышева: офиц. сайт. — URL: http://www.oms.aero (дата обращения 02.04.2022).