Современный мир и новый миропорядок пронизан диалектическими процессами изменения границ стран, регионов и цивилизаций, которые приобретают прозрачный вид. Это связано с набирающими темпами процессом глобализации, ростом приоритета общечеловеческих ценностей, более тесного международного сотрудничества и появления новейших коммуникационных технологий. С другой стороны, глобализация создает благоприятные условия для роста трансграничной незаконной деятельности, контрабанды товаров, оружия и боеприпасов, миграции людей, активизации деятельности международного терроризма, религиозного экстремизма и наркобизнеса, а также совершения, ранее не виданных, террористических актов.
Указанные проблемы в полной мере присущи Центральной Азии в общем и Таджикистану, в частности. Сегодня, важным фактором, влияющим на политические процессы в регионе является обстановка в пограничном пространстве. Существуют различные пограничные споры между государствами Центральной Азии. Например, пограничные споры между Таджикистаном и Узбекистаном, вызванные неопределенностью границ. Из почти полутора тысяч километров общей границы Таджикистана с Узбекистаном по сей день не демаркированы две трети. На фоне этого узбекская сторона посчитала некоторые участки вдоль границы своей территорией и заминировала их, не предупредив при этом руководство Таджикистана.
Неурегулированность границ в течение многих лет остается одной из причин неспокойной и нестабильной обстановки в Центрально-Азиатском регионе. Многие новые политические процессы по пограничным вопросам в пограничном пространстве Республики Таджикистан были вызваны распадом Советского Союза. Сегодня угроза безопасности в Таджикистане приобрела новое значение и в совокупности включает следующий комплекс проблем.
1. Республика Таджикистан имеет наибольшую протяженность государственной границы – около полутора тысяч километров с государством Афганистан, где на протяжении нескольких десятилетий не утихает гражданское противостояние.
2. Государственные границы Республики Таджикистана с некоторыми Центрально-Азиатскими республиками на сегодняшний день, имеют четко выраженный напряженный характер, что связано с ужесточением правил пограничного пропуска на участках таджикско-узбекской границы; наличием спорных территорий и проблем по рациональному использованию гидро и природных ресурсов на приграничных территориях; наличием коммуникационных проблем на пути конструктивного трансграничного сотрудничества.
3. Результаты мониторинга социальных настроений таджикского общества во многом определяются вопросами, непосредственно имеющих, прямое или косвенное отношение к пограничным проблемам, что связанно с трансграничным проникновением на территорию республики наркотических средств и дальнейшим их распространением в другие регионы; формированием на этой почве негативного имиджа таджикских граждан в странах СНГ; неоднозначной военно-политической и социально-экономической ситуацией в соседнем Афганистане.
Следовательно, можно говорить об особенностях политических процессов в пограничном пространстве Республики Таджикистан возникновением и развитием продолжительного противостояния на таджикско-узбекском и таджикско-афганском участках границы. Данный факт подтверждает справедливость научной установки о том, что частота и обостренность пограничных вопросов зависит от различных уровней политического и социально-экономического развития граничащих общественных сред. Сегодня, когда некоторые народы испытывают острый недостаток природных ресурсов и считают, что жизненные пространства распределены «несправедливо», вопросы межгосударственного разграничения приобретают особую остроту. Так, Таджикистан и Кыргызстан являются основными обладателями водных ресурсов, в то время как, углеводородные ресурсы (нефть, газ и т.д.) сконцентрированы в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Из этого следует, что существует определенная взаимодополняемость между центрально-азиатскими странами, которая не в полной мере используется в их интересах. Таким образом, неравномерное распределение водно-энергетических и природных ресурсов активизирует различные политические силы к пересмотру границ, а значит активизации политических процессов в пограничном пространстве.
Итак, различный уровень социально-экономического положения государств региона вызывает пограничные противоречия, которые выливаются в межгосударственные конфликты [1, с. 6].
Активизация политических процессов в пограничном пространстве Республики Таджикистан вызывает необходимость пересмотра подходов формирования системы региональной безопасности, которая основывается на следующем:
- Таджикистану, который ранее не существовал в таком виде ни территориально, ни политически, приходится заново формировать свою идентичность, в том числе в сфере безопасности. В этом плане особенно важно определить национальные интересы, угрозы и вызовы безопасности государства;
- Таджикистан заново создает механизмы национальной безопасности, что требует радикальной реорганизации вооруженных сил и других силовых структур.
Важно отметить, что существует ряд геополитических факторов глобального характера, которые во многом определяют политические процессы в пограничном пространстве Республики Таджикистан и их учет требует приоритетности в политической деятельности государства, которая включает в себя следующие направления:
1. Пограничное пространство Республики Таджикистан является сложной многокомпонентной территориальной структурой организованного геопространства и в этом качестве выступает важнейшим фактором международной безопасности, а также политического, экономического и межцивилизационного взаимодействия, чем определяется содержание современных геополитических процессов.
2. Факторами, сдерживающими дезинтеграционные тенденции в таджикском пограничном пространстве и в странах СНГ обеспечивающие ее устойчивость в современных геополитических процессах, являются: унаследованные от СССР культурно-смысловые значения, сохраняющиеся старшими поколениями, а также территориальная структура хозяйства, к настоящему времени не разрушенная окончательно в ходе тотальной приватизации.
На этом фоне необходима последовательность методических операций по изучению организации пограничного пространства государства, включающая выявление:
а) содержания геополитических процессов, оказывающих давление на пограничное пространство государства;
б) принадлежности социально-политических институтов государства к «западному» (европейскому) или «восточному» (неевропейскому) типу;
в) состояния каждого из элементов организации пограничного пространства по перечисленным выше параметрам (что предполагает рассмотрение соответствующих элементов в исторической ретроспективе);
г) сущности и содержания политических акторов, осуществляющих свою деятельность в пограничном пространстве;
д) организации пограничных пространств стран, сопредельных с изучаемым государством, оцениваемых по определенным методикам.
Кроме того, сегодня в целях обоснования национальных интересов Республики Таджикистан в пограничном пространстве необходима дальнейшая работа в сфере экономической, духовной и пространственной безопасности.
Таким образом, пограничная политика Республики Таджикистан, с точки зрения геополитических интересов страны, в современных условиях приобретает чрезвычайно важное государственное значение, а государственная граница в системе национальной безопасности играла и продолжает играть важнейшую роль. Кроме того, стабилизация политических процессов в пограничном пространстве Республики Таджикистан является важным условием политической стабильности государства. Можно утверждать, что пограничные интересы государства – это национальные интересы государства, реализуемые в пограничном пространстве этого государства.
Литература:
Махмадов А.Н. Таджикистан: новые аспекты в политике обеспечения безопасности. Душанбе. 2010. с.6.