Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 37368 раз

Библиографическое описание:

Хлебодарова, О. Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности / О. Б. Хлебодарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 357-361. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4875/ (дата обращения: 19.12.2024).

На всех этапах становления и развития философии, психологии, одним из важных объектов исследований являлись ценности личности. Осознание и осмысление теоретического фундамента проблемы ценностей человеческого бытия в современном мире выводится на первый план научного познания.

В исследованиях XX века ценностные ориентации личности представляют собой своеобразный итог большинства передовых идей, различных школ психологии.

Несмотря на глубокое изучение и представленность работ в отечественной и зарубежной психологии, сегодня нет какой-то единой теории, дающей исчерпывающие представление о данной проблеме.

Вопросы о том, что считать ценностью занимали еще философов древности (Аристотель, Диоген Лаэртский, И.Кант и др.). Термин «ценность» активно употребляются представителями общественных наук с 60-х г.г. В XIX в., а в первое десятилетие XX в. возникает теория ценность – аксиология, в рамках которой обозначился ряд различных философских школ.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Такой же онтологической и холистической трактовки относительно природы ценностей придерживается и вся платоническая ветвь философии, вплоть до Гегеля и Кроче [6].

Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, с его особенностями. В литературных источниках насчитывается более ста определений понятия «ценность», где предлагаются к рассмотрению различные подходы и стороны данной проблемы.

Этимология этого понятия происходит от прилагательного «ценный» и существительного «цена», далее от православной формы cěna, от которой в числе прочего произошли: древнерусское и старославянское цѣна «покаяние, возмещение, наказание», далее — греч. τίνω «совершаю покаяние», τιμή «оценка, почет, цена [12].

В словарях русского языка дается ряд определений «ценности»:

Ценность – цена, стоимость, важное значение [14, 873].

Ценность – выраженная в деньгах стоимость чего-нибудь. Важность, значение. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении [22, с. 94].

Ценность (см. сокровище; см. стоимость): Сокровище – драгоценность, ценность. Стоимость – цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство [1, с. 522].

Ценность – значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы [9, с. 848].

Ценность – важность, значимость чего-либо. Предметы, явления важные для культуры, духовной жизни какого-либо народа, общества. Духовные ценности [20, с. 640].

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность [6].

Понятие «ценности» введено в социологию У.Л. Колбом и связно с именами американских социологов У.Томаса и Ф.Знанецкого. В целом в социологии ценностями считают элементы общественного осознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.

В отечественной философии у истоков разработки понятия «ценность» стоял В.П. Тугаринов, делая акцент на способность вещей, явлений, идей выступать средством удовлетворения потребностей и интересов людей, служить общественному прогрессу и всестороннему развитию личности. «Ценности – это предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям… и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также – идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала». Тугаринов В.П. раскрывает понятие «ценностное отношение»: «В подходе людей к окружающим их явлениям природы и общественной жизни следует различать две непрерывно связанные стороны: теоретическую и практическую, изучение явления, как оно существует само по себе и практическое к нему отношение. В первом случае человек ставит перед собой вопрос: что представляет собой данное явление, как его объяснить, каковы его причины и основания. Во втором случае он спрашивает, как отнестись к этому явлению, как его (в конечном счете) использовать, если оно полезно, или устранить, если оно вредно. Необходимым моментом перехода от теоретического к практическому отношению является ценностное отношение к предмету, отнесение его к ценностям или отказ ему в достоинстве ценности. Данный подход к пониманию ценности является наиболее распространенным.

Близкой к нему является точка зрения ученых, которые делают упор на значимость вещей, явлений, процессов, идей для жизнедеятельности социальных субъектов, их потребностей и интересов. Так В.А. Василенко пишет: «Ценность есть не что иное, как момент значения какого-нибудь явления, вещи, поступка, вообще сущего для жизнедеятельности определенного человека, класса, общества; роль этого сущего в их жизни». По поводу трактовки термина «значимости» большинство ученых считает, что ценности выражают положительную или отрицательную значимость предметов и явлений для жизнедеятельности субъекта (Брожик В, Василенко В.А., Дробницкий О.Г., Каган М.С., Ручка А.А. и др.).

Взяв во внимание субъективность отражения в сознании человека при оценке предметов, О.Г. Дробницкий отмечает: «…люди оценивают предметы как ценности, то есть создают себе представления об их достоинстве».

Ценности рассматриваются и в связи с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования, личностного развития. А.И. Шемшурина считает, что ценность – «одно из ключевых нравственно-ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловеческих значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталонов должного».

Проблема ценностей рассматривается и в педагогической литературе. Вопросы воспитания ценностей обозначены в работах Л.Я. Гозмана, считавшего, что «ценностный аспект становиться основой нравственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности». Рассматривая пути формирования нравственного облика личности Л.Я. Гозман говорит о том, что право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям и обществу в целом.

Особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, в общей психологии, занимают ценности, являясь продуктом жезнедеятельности общества и социальных групп. Так, С.Л.Рубинштейн писал: «Наличие ценности есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [15].

Д.А. Леонтьев констатировал, что выступая автономными по отношению к потребностям (по психологическим законам, формированию и феноменологии) источниками смыслообразования, общественные отношения «подключают» индивидуальную жизнедеятельность к жизнедеятельности социума, «освещает жизненный смысл объектов и явлений действительности под углом зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектов в качестве ценностных ориентиров его жизни, формулируются как идеал, модели должного, задающие спектр инвариантных предельных параметров желательных преобразований действительности [10].

Для ряда отечественных авторов характерно отнесение ценности к сфере должного, которое выступает в качестве нормы, цели, идеала, но в реальной жизни. «Суждение ценности» имеет теологический характер, т.е. указывает на состояние, определенное целью. Ценность не то, что есть, а то, что должно быть», считал О.М. Бакурадзе [3]. Близка к названной также позиция И.С.Барского, который отмечает, что «ценности – это главным образом идеалы общественной жизни, а на этой основе и личной деятельности» [18]; В.М.Розин понимает под ценностью самостоятельный по отношению к определенному субъекту инвариант оценочного опыта, объектированной в искусственных формах специфической предметности [19].

Ряд таких авторов, как Г.Я. Головных [7], И.С. Нарский [13], разграничили ценности-цели и ценности средства. Такой подход продуктивен при исследовании иерархии ценностей, определении критериев, но это деление весьма условно, так как одна и та же ценность может быть и целью, и средством, выступать и побудителем и критерием деятельности.

Мы говорим о различных описаниях ценностной ситуации в рамках общей теории ценностей, о углубленном изучение одной из сторон ценностной проблематики, каждый из таких подходов имеет право на свое существование и развитие. И будет ошибочным разделять существующие подходы на верные и неверные.

Значимость того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, до осознания объекта субъект «не знает» о его ценности. Появление же способа, критерия оценки не создает ценность, но обнаруживает ее, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития.

В целом, процесс трансформации социальных ценностей в личностные осуществляется через момент практической включенности субъекта в социальные отношения, в специфическую «микросреду» - социальную группу, являющуюся «транслятором» ценностей общества» [2]. С одной стороны, она является опосредующим звеном включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества, т.е. обеспечивает функции регуляции социального поведения личности в соответствии с ценностями и целями развития общества и функционирования социальных групп [5], Погосян Г.А. [17]. С другой стороны, она открывает для субъекта возможности социального развития (Донцов А.И. [2], Арутюнян Э.А. [2]) .

Ценность как свойство предмета или явления присуща ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что он является носителем определенных отношений, будучи вовлеченным в сферу общественного бытия человека. Однако же, данная предмету или явлению конкретным индивидом, она индивидуальна, а потому оценок одного и того же объекта может быть столько, сколько существует оценивающих субъектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные особенности оценивающего субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время оценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторяющиеся оценки создают нормы и принципы какого-либо социокультурного образования (групп, общества в целом), которые представляют собой устойчивые оценки в их воздействии на поведение человека. Они имеют огромный «личностный смысл» для субъекта [11].

Проблема личностных смыслов их образования и взаимодействия между собой является наиболее интересной в психологии, привлекающая внимание авторов самых различных школ и направлений.

Обращаясь к смыслообразующим структурам более высокого иерархического ранга – личностным ценностям, В.В. Столин [21] включает эмоционально-ценностные отношение в план самосознания личности. Смысловые образования существуют не только в осознании, но часто и в неосознаваемой форме, образуют, по выражению Л.С. Выготского, «утаенный» план сознания. Уяснение человеком смысла того или иног отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, а требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценивания своей жизни, решения особой «задачи на смысл», возникающей только на известной степени развития сознания [11].

Если А.Н.Леонтьев в своей теории использует понятие «личностный смысл» как сходное понятие «установка» Д.Н.Узнадзе [23] или «диспозиция» В.А.Ядова [24], то Л.И. Божович [4] выдвинула положение о том, что системообразующим признаком структуры личности выступает «внутренняя позиция личности», иначе ее направленность, являющаяся главным образом эмоциональным феноменом. Б.Д. Парыгин разработал концепцию умонастроения, объединив в общую категорию сознательные и эмоциональные компоненты целостной направленности личности [16].

В зарубежной психологии существует большое количество работ, посвященных ценностям, где изучается их иерархия.

«Многочисленные дефиниции базовых ценностей складываются в две основные парадигмы. Речь идет либо о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «достаток». «смысл жизни»), либо о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий («честный», «логичный», «аккуратный»)» [25]. В первую группу отнесены ценности – цели, те ради чего человек живет (терминальные ценности); во вторую, ценности – средства, с помощью чего он живет (инструментальные ценности). Приоритетными являются терминальные ценности, так как они выражают долговременную жизненную перспективу, определяют смысл жизни личности.

Подводя итог общей характеристики ценностей человека и их место в структуре личности мы можем отметить, что ценности – важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся ценностей образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности преемственность определенного типа поведения деятельности, выраженную в направленность потребностей и интересов. Исходя из этого, ценности выступают доминирующим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности.

Таким образом, ценности представляют собой особые психологические образования, имеющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность, относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

Классификация ценностей (традиционная)

За традиционной классификацией ценности разделяют на

- материальные (ценности, которые существуют в форме вещей -- одежда, продукты питания, техника, храм, картина)

- духовные - моральные, религиозные, художественные, политические и др.

При этом материальными ценностями (их иногда называют благами) считают экономические, технические и приветственные ( состояние здоровья, экологии) ценности, которые удовлетворяют телесное бытие человека, а духовными -- религиозные (святость), моральные (добро), эстетичные (прекрасное), правовые (справедливость), философские (истина), политические (благо общества) ценности, которые делают бытие человека людским, гарантируют ее существования как духовного существа.

Но кроме ценностей, которые удовлетворяют материальные и духовные нужды, выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие нужды. Так, переживание радости, счастье, душевного комфорта, к которым человек хочет и которые ценит, не принадлежат ни к духовной, ни к материальной сферам. Они являются душевными, а не духовными, ценностями. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности.


Литература:
  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Около 9000 синонимических рядов. Под ред. Л.А.Чешко Изд. 4-е, репродуцированное. М., «Русский язык», 1975г. 600 стр.

  2. Арутюнян Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван, 1979. - С.32.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.

  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 352 с.

  5. Буева Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества // Человек в системе наук. М., 1989. - С. 493-502.

  6. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аксиология
  7. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки 1989. - №6. - С. 85-89.

  8. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. – № 5. - С. 67-76.

  9. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф.Брокзауза и И.Ефрона. – М.: Эксмо, 2007. – 960 с. – ил. ISBN 978-5-699-22013-7

  10. Краткая философская энциклопедия. М.: Издат. Группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994. - 576 с.

  11. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник моек, унта. Сер. 14. Психология, 1996. - № 4. - С.35-44.

  12. Макс Фасмер Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Worterbuch / перевод с немецкого и дополнения О. Н. Трубачева. — 2-е, стереотипное. — М.: Прогресс, 1986. — Т. 1—4. — 50000 экз.http://ru.wiktionary.org/wiki/ценность

  13. Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века. М.: 1976. -527 с.

  14. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр. ISBN 5-9900358-1-0

  15. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 713 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии) ISBN 5-314-00016-4

  16. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Проблемы методологии, истории и теории. СПб., ИГУП, 1999. - С. 165, 592.

  17. Психологические аспекты смысла жизни и акме. // Вопросы психологии. -2000. № 4 - С. 136-140.

  18. Психология. Словарь./ Под ред. A.B. Петровского, М.Г .Ярошевского. М., 1990.

  19. Розин В.М. Психология судьбы: Программирование или творчество // Вопросы психологии. 1992. – №1.

  20. Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985 – 1988. Т.4. С-Я. 1988. 800с.

  21. Столин В.В., Сараева Н.В., Неверова И.А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация. // В кн.: Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.- С.205-226.

  22. Толковый словарь русского языка: в 4 т./Сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Русские словари, 1994, стр. 1214.

  23. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Под редакцией Ш.А. Надирашвили и В.К.Цаава. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448с. ISBN 5-89395-023-2

  24. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975.-С. 89-106.

  25. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. - 304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, явление, отношение, оценка, предмет, сторона, структура личности, внутренняя структура, главный образ, зарубежная психология.


Задать вопрос