Технология диагностики и ремонта бытовой техники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 14858 раз

Библиографическое описание:

Филимонов, Е. А. Технология диагностики и ремонта бытовой техники / Е. А. Филимонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4896/ (дата обращения: 19.12.2024).

Обобщенная схема технологического процесса (ТП) диагностики и ремонта бытовых машин и приборов (БМП) включает: организацию приема заявок на ремонт, выполнение ремонта, и выдача отремонтированных БМП. Все эти виды действий направлены на обеспечение максимальных удобств для заказчиков.

  1. Организация приема заявок при ремонте БМП на дому у заказчика.

Прием заявки на ремонт в этом случае осуществляется по телефону или непосредственно от заказчика, прибывшего в мастерскую. При этом оформляется бланк заказа, в котором указывается: фамилия, телефон, адрес с указанием кода двери заказчика, тип неисправной техники, признак неисправности (со слов заказчика), согласовывается с заказчиком дата прибытия мастера на ремонт и указывается стоимость дефектации БМП, дата приема заказа.

2. Организация приема заявок при ремонте БМП в мастерской.

Заказчик привозит технику в мастерскую, которая принимается. При этом оформляется приемная квитанция. В квитанции указываются следующие сведения: дата приема БМП, фамилия, телефон, адрес заказчика, тип БМП и его составные элементы с указанием цвета изделия, его внешний вид, проставляется процент износа техники (амортизация), записывается признак неисправности (со слов заказчика), ориентировочно указывается дата выполнения заказа, указывается стоимость дефектации техники, росписи заказчика и приемщицы. Квитанция выписывается в двух экземплярах: один экземпляр отдается заказчику, а другой остается в мастерской и находится вместе с техникой. При оплате заказчиком дефектации выписывается квитанция БО-3 в трех экземплярах, один экземпляр из которых дается заказчику.

Следует отметить важность оформления указанных документов. Бланк заказа и приемная квитанция являются юридическими документами. Они равносильны договору, заключенному между заказчиком и исполнителем на ремонт БМП. После оформления бланка заказа и приемной квитанции на ремонт основные сведения с них заносятся в журнал поступления заявок, в котором, кроме основных сведений, указываются фамилии мастеров.

3. Выполнение ремонта БМП на дому у заказчика.

Мастер, получив бланк заказа на ремонт БМП, выполняет следующее: оценивает техническое состояние БМП по признаку, описываемому заказчиком (при необходимости по телефону уточняет у заказчика характер неисправности, дату и время прибытия), определяет необходимый инструмент для ремонта и необходимые запасные части. Прибыв в назначенное время к заказчику, мастер производит дефектацию БМП, определяет вид отказа и способ устранения неисправности, объявляет стоимость ремонта БМП в соответствии с прейскурантом цен:

Ср = Сд + Сраб., ( 1 )

где : Ср- стоимость ремонта; Сд – стоимость детали; Сраб – стоимость работы. При согласии заказчика на ремонт мастер восстанавливает работоспособность БМП путем замены неисправной детали на исправную, проверяет в присутствии заказчика БМП на функционирование и передает БМП заказчику. Приняв технику, заказчик оплачивает мастеру ремонт техники, а мастер выписывает заказчику гарантийный талон на замененный элемент с указанием срока гарантии (от 1 до 6 месяцев) и выписывает квитанцию БО-3 на получение денег. При несогласии заказчика на ремонт БМП (из-за большой стоимости, отсутствия денег или по другой причине) заказчик оплачивает мастеру стоимость дефектации и договаривается о других сроках исполнения ремонта.

4. Выполнение ремонта в мастерской.

Мастер, получив приемную квитанцию на ремонт, производит: осмотр неисправной БМП с записью всех повреждений и недостатков; дефектацию БМП и определяет способ устранения дефекта; определяет стоимость ремонта в соответствии с (1) и сообщает об этом заказчику. При согласии заказчика на ремонт мастер производит восстановление работоспособности БМП, проводит контроль функционирования БМП и сообщает по телефону о готовности БМП. По прибытии заказчика в мастерскую ему демонстрируется работоспособность отремонтированной техники. После оплаты заказчиком стоимости ремонта выписывается гарантийный талон на замененную деталь с указанием срока гарантии (от 1 до 6 месяцев), выписывается квитанция БО-3 об оплате стоимости ремонта, один экземпляр которой выдается заказчику. В обоих случаях ремонта БМП при возникновении повторных неисправностей отремонтированной детали в период гарантийного срока ремонт осуществляется бесплатно.

5. Дефектация неисправного состояния БМП.

В соответствии со словесным описанием технического состояния неисправной БМП мастер определяет последовательность действий по поиску неисправности. Будем рассматривать процесс определения неисправности на примере холодильника «Стинол-102». Рассмотрим для этого кратко устройство, составные части и электрическую схему холодильника, представленную на рис.1.

Рис.1

На схеме введены следующие обозначения: МК– мотор-компрессор; Тр-терморегулятор, Тп-тепловое реле с предохранителем, R1,R2- нагревательные элемент, Кв – кнопка включения вентилятора, К2-контакт терморегулятора, К1-контакт, размыкающийся ручкой терморегулятора, К5-контакт включения вентилятора, К3- контакт размыкания цепи питания МК, К4-контакт включения пусковой обмотки МК, К67-контакты таймера Т, К8-дверной контакт включения света, Mv-вентилятор,ПР- пуско-защитное реле, Т-таймер, М-микромотор таймера, ПР-пуско-защитное реле, Вт-всасывающая трубка, SL2,SL1 , L1- электролампы. ЭД – электродвигатель, К – компрессор, Кт – капиллярная трубка.

5.1. Работа электрической схемы при запуске мотор-компрессора.

Исходное положение: холодильник установлен в положение, соответствующее инструкции холодильника, вилка холодильника вставлена в розетку, двери холодильника закрыты, ручка терморегулятора находится в положении выключено (повернута влево до отказа).

При подаче напряжения на холодильник (ручку терморегулятора повернуть вправо и установить в положение 3,соответствующее номинальному режиму работы холодильника) подается питание на обмотку пускового реле и рабочую обмотку электродвигателя мотор-компрессора (МК) через нормально замкнутые контакты теплопредохранителя Тп, К1, К2, К7, К3, а через контакты Кв подается напряжение на вентилятор Мv. При прохождении тока через обмотку пускового реле в нем замыкается контакт К4 и подключает к питанию пусковую обмотку электродвигателя МК. За счет пусковой обмотки электродвигатель получает начальный момент вращения, которое в дальнейшем поддерживается за счет рабочей обмотки. Пусковая обмотка за счет размыкания контакта К4 пускового реле обесточивается.

5.2. Работа электрической схемы при выключении электродвигателя МК.

Выключение МК холодильника может быть:

  • от размыкания контакта К2 терморегулятора при достижении в холодильнике требуемой температуры ;

  • от размыкания контакта К7 таймера ;

  • от размыкания контакта К3 пускового реле при превышении тока в цепи выше допустимого значения ;

  • при выходе из строя теплопредохранителя ;

  • от размыкания контакта К1 при повороте ручки терморегулятора

вправо до выключения.

Во всех случаях происходит разрыв цепи питания рабочей обмотки электродвигателя и МК останавливается.

В соответствии с электрической схемой последовательность дефектации холодильника «Стинол-102» представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

N

Вид техн. сост.

Причины отказа

Решение п.п. (со слов слов заказчика) из схемы

1

МК не работает,

лампа света горит

1.Неисправен терморегулятор 2.Неисправен таймер

3.Неисправен предохранитель

4.Неисправно пусковое реле

5.Неисправна обмотка эл.дв.

Проверить

Проверить

Проверить

Проверить

Проверить

Предположим, что в результате проверок техническое состояние элементов, представленных в таблице 1, обнаружено, что неисправен терморегулятор по причине : отсутствует цепь между контактами К1 и К2. Для убедительности вместо неисправного терморегулятора подключим исправный и подадим напряжение на холодильник. Если при этом мотор- компрессор заработает, то принятая версия верна. Принимается решение на замену терморегулятора. После согласия заказчика на замену терморегулятора и согласовании стоимости работ производится замена.


Литература.

1.Филимонов Е.А. Ремонт и сервисное обслуживание бытовых машин и приборов. Часть 1 Бытовые холодильники. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2008-54с.

Основные термины (генерируются автоматически): заказчик, пусковое реле, Ремонт, приемная квитанция, размыкание контакта, стоимость ремонта, бланк заказа, выполнение ремонта, организация приема заявок, электрическая схема.


Задать вопрос