Психологическая диагностика мотивов сохранения беременности остается актуальным и перспективным направлением исследования в перинатальный психологии. В статье предложена методика исследования мотивов сохранения беременности.
Ключевые слова: перинатальная психология, методика исследования, мотивы сохранения беременности.
В современной психологии и психотерапии считается, что мотивы сохранения беременности, отношение женщины к своей беременности и к будущему ребенку играет огромное значение для развития последующих взаимоотношений матери и ребёнка [И.В. Добряков, 2010; С.Ю. Мещерикова, 2008; Г.Г. Филипова, 2007; О.В. Магденко, 2005; С.В. Трушкина, 2005; Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, 2000; А.И. Захаров, 1998].
Е.Д. Красильникова (2009) отмечает, что на сегодняшний день, не смотря на всю актуальность данной проблемы, исследование мотивов зачатия и сохранения беременности представлена в литературе не достаточно. Выявление истинных мотивов дает возможность проводить психокоррекционную работу по «переводу» деструктивных мотивов в категорию конструктивных, и позволяет на более сознательном уровне влиять на демографическую ситуацию в стране.
Исследование мотивов зачатия довольно сложно, так как всегда психолог имеет дело не с одним, а с совокупностью мотивов, отмечает С.В. Трушкина, (2005). Ситуация осложняется еще и тем, что часто декларируемые мотивы сохранения беременности не всегда являются истинными мотивами и часто не осознаются. Выявление истинных мотивов очень трудоемкое и сложное дело, осложненное неоднозначностью критериев диагностики, различными типологиями и классификациями (С.С. Балабанов, Б. Наук, З.Х.-М. Саралиева, 2009; Н.В. Боровикова, С.А. Федоренко, 2000; Н.В. Боровикова, 1998; и др.), требующее квалификации и опыта от специалиста. Проблема изучения мотивов сохранения беременности осложняется и тем, что отсутствует в широком доступе диагностический инструментарий, позволяющий исследовать мотивы сохранения беременности. Решая данную проблему при использовании модифицированной типологии мотивов сохранения беременности С.С. Балабановой, Б. Наук, З.Х.-М. Саралиевой (2009), мы создали методику исследования мотивов сохранения беременности (МИМСБ). В течение нескольких лет (2009-2012) на базе КГБУЗ «Владивостокского клинического родильного дома №2» велась работа по апробации и валидизации данной методики (всего исследовано 188 беременных женщин). Параллельно на базе ГОУ ВПО «Владивостокского государственного медицинского университета» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию велась работа по модификации и адаптации данного опросника на студентах старших (89 студентов) и младших (40 студентов) курсов. В результате чего, созданы модификации «Методики исследования мотивов сохранения беременности» для юношей и девушек, названные: «Методика исследования ценностной ориентации на отцовство» для юношей и «Методика исследования ценностной ориентации на материнство» для девушек.
Структура опросника
Опросник состоит из «паспортной части», где учитывая Федеральный закон РФ № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О защите персональных данных», исключены данные, касающиеся фамилии, имени и отчества. Вторая, «диагностическая часть» опросника состоит из 78 утверждений, объединенных в 10 блоков, а так же графы для свободного ответа.
Первый блок (5 утверждений) опросника посвящен определению того на сколько желанна беременность, сомневается ли женщина в правильности своего решения или нет. Насколько беременность была неожиданной или же она планировалась заблаговременно. В данном блоке опросника сумма балов не суммируется, а лишь позволяет разделить беременных женщин на анализируемые группы по запланированности и желанности беременности.
Второй блок (5 утверждений) выявляет субъективное отношение к материальным (финансовым) затруднениям. Этот блок содержит утверждения, касающиеся отсутствию благоприятных жилищных условий для малыша; общую обеспокоенность за будущее малыша. В данном блоке содержатся утверждения, повествующие о том, что дети являются серьезной финансовой нагрузкой; утверждения, касающиеся тревожности по поводу невозможности в будущем дать достойное образование и развитие для малыша. Блок содержит утверждения о том, что будет «тяжело» материально поднять ребенка. Высокие балы по данному блоку опросника могут свидетельствовать о некотором «напряжение» в эмоциональном плане, связанном с неудовлетворенностью нынешним финансовым положением, о некоторой степени фрустрированности потребности в безопасности.
Третий блок (10 утверждений) отражает истинное стремление быть матерью, как результат психофизиологической готовности женщины к материнству. В этот блок были включены следующие утверждения женщин: «я очень люблю детей»; «мы с супругом любим друг друга и хотим иметь общего ребенка»; «хочу любить ребенка и заботиться о нем»; «хочу ощутить радость материнства»; «дети – это счастье»; «получаю удовольствие, когда наблюдаю за тем, как ребенок растет»; «испытываю радость иметь маленького ребенка»; «особенная любовь, развивается между родителем и ребенком»; «в доме весело, когда есть дети». Высокий бал по данному блоку опросника свидетельствует о конструктивных мотивах сохранения беременности.
Четвертый блок (8 утверждений) выявляет субъективное ощущение ограничение свободы, эгоистические тенденции личности, неготовность жертвовать своим временем и развлечениями ради детей и семьи. Вторая часть блока изучает приоритеты ценности ребенка и семьи или карьеры и учебы. Высоки баллы по данному блоку опросника, могут интерпретироваться, как некоторая неготовность посвятить себя материнству в данный момент. И могут расцениваться, как «группа риска» для дальнейшего развития материнской сферы и детско-родительских отношений.
Пятый блок опросника (8 утверждений) выявляет озабоченность собственным здоровьем; негативно-обвиняющий стиль переживания беременности; страхи, касающиеся изменения тела; страхи утраты детородной функции; убежденность в том, что после беременности непременно испортятся зубы и выпадут волосы. Высокие балы опросника могут свидетельствовать как о негативных мыслях, о последствиях беременности для своего здоровья, так и о «социальных установках» по поводу беременности. Каждый блок опросника необходимо уточнять дополнительными вопросами.
Шестой блок опросника (9 утверждений) выявляет высокую степень тревожности к материнству, пессимистический настрой. Блок содержит следующие утверждения: «боюсь, что не смогу достаточно заботиться и уделять внимания своему ребенку»; «ребенок доставляет много проблем»; «детей трудно дисциплинировать и контролировать»; «дети доставляют беспокойство, особенно, когда они больны»; «невозможно проводить много времени с мужем, когда есть дети»; «дети влекут за собой появление новых проблем в браке»; «дети создают проблемы с соседями и обществом». Высокие баллы опросника могут свидетельствовать о низкой мотивации к материнству, о деструктивных мотивах сохранения беременности.
Седьмой блок (10 утверждений) свидетельствует о стремлении беременной женщины соответствовать социальным ожиданиям. Мотивом сохранения беременности, как правило, являются социальные стереотипы и ожидания общества. Эти женщины, как правило, утверждают: «дети способствуют усилению связей с родственниками»; «согласно моей вере, долгом является иметь детей»; «хочу изменить социальный статус»; «хочу быть как все»; «возраст вынуждает», «у всех подруг уже есть дети»; «муж очень хотел ребенка»; «хочу, чтобы не прерывались фамилия, род». Хотя данный блок опросника трудно отнести к деструктивным мотивам сохранения беременности, конструктивными данные мотивы назвать тоже сложно. Так как беременность у этих женщин наступает, потому что «так надо», и «я должна», а не ради любви, ради ребенка.
Восьмой блок (10 утверждений) отражает стремление матери иметь ребенка, который воплотит нереализованные планы, мечты и желания матери. Эти женщины надеются, что их «жизнь будет продолжаться через детей», что «люди, имеющие детей, реже бывают одинокими в пожилом возрасте». Они сохраняют беременность для того, чтобы «чувствовать себя кому-то нужной», «чтобы был хотя бы один близкий человек». Эти женщины при помощи детей стараются самореализоваться, утверждая, что «дети повышают чувство ответственности и помогают развиваться». Они часто отмечают: «хочу поделиться с детьми тем, чем владею сама», «благодаря ребенку я смогу найти новых друзей». Данный блок опросника помогает выявить надежды женщины на то, что «дети смогут помочь в пожилом возрасте» и «ребенок будет помогать по дому», а «рождение второго ребенка улучшит материальное положение семьи».
Девятый блок (6 утверждений) выявляет деструктивные мотивы сохранения беременности, как способа сохранения отношений и удержания супруга в браке. «Дети помогут сблизить меня с мужем»; «родительство улучшает положение и репутацию среди родственников (или коллег)»; «муж не оставит меня с ребенком (не уйдет от меня)»; «беременность поможет сохранить отношения»; «в случае беременности мой партнер женится на мне (мы распишемся)». Высокий бал по данному блоку свидетельствует об отношении к беременности, как к средству манипулирования отношениями.
Десятый блок (7 утверждений) выявляет страхи и компенсации женщины: «считаю, что в семье должно быть больше одного ребенка, потому как никто не застрахован от несчастного случая»; «хочу заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего)»; «теперь, когда есть ребенок, родители вынуждены смириться с браком»; «хочу показать родителям, что стала самостоятельной»; «хочу родить «назло» партнеру (или кому–либо)»; «хочу родить только для себя»; «ребенок начало нового этапа в жизни, все плохое уже позади». Высокие баллы по данному блоку свидетельствуют о том, что данная категория женщин нуждается в психокоррекциионных мероприятиях.
Благодарим Вас за то, что Вы согласились анонимно заполнить протокол комплексного психологического обследования беременной женщины, являющийся частью научно-исследовательской работы. Спасибо Вам за участие в этом исследовательском проекте и надеемся, что Вам будет интересно ответить на наши вопросы.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ СОХРАНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ (МИМСБ)
Л.Н. Рабовалюк
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
- Срок текущей
беременности (в неделях)____________
- Количество полных лет__________________________________________________
- Образование (нужное подчеркнуть): Неполное среднее / Среднее / Среднее специальное / Незаконченное высшее / Высшее Специальность_______________________________________________________________Социальная группа (нужное подчеркнуть): Учащаяся (школы, ПТУ, техникума) / Студентка ВУЗа / Рабочая / Служащая / Предприниматель / Домохозяйка Другое_______________________________________________________________________
- Семейное положение (нужное подчеркнуть): Не замужем / Замужем / Гражданский брак / Разведена / Вдова
- Сколько лет в браке___________
Краткий анамнез:
- 1) Количество
беременностей ____________ – из них медикаментозных абортов
_______ медицинских абортов _______________– самопроизвольных
абортов (выкидышей)
Другое_______________________________________________________________________
- 2) Количество родов __________________– из них путем «кесарева сечения» __________
- 3) Количество, год рождения, пол детей_______________________________
- 2) Количество родов __________________– из них путем «кесарева сечения» __________
- Осложнения беременности:
- Угроза не вынашивания беременности (нужное подчеркнуть): Да / Нет. Причина______________________________________________________________
- Токсикоз (ранний, поздний)______________________________________________
- Наличие показаний родоразрешения путем “Кесарева сечения”________________
- Соответствие размеров плода и таза_______________________________________
- Другие осложнения беременности________________________________________
- Планировали беременность? (нужное подчеркнуть) Планировала чуть позже / Нет не планировала / Да планировала за ранее / Беременность случайная
- Кто первый узнал от Вас о Вашей беременности? _____________________________
- Как воспринял эту весть Ваш муж?_________________________________________
- Когда почувствовали первое шевеление ребенка?_____________________________
- Кто первый узнал от Вас о шевелении ребенка?_______________________________
- Вы заполняли данную анкету ранее? (нужное подчеркнуть) Да / Нет
Предполагаемая дата естественных родов______________
Плановое Кесарево сечение: Да Дата_________ Нет
Инструкция: Внимательно прочитайте суждения предлагаемого опросника, оцените степень согласия (поставьте галочку в нужной графе), затем выберите 3 самые важные на Ваш взгляд причины вашей беременности и обведите эти утверждения.
-
5 –
Полностью согласна
- 4 – Скорее согласна
- 3 – Трудно сказать
- 2 – Скорее не согласна
- 1 –Абсолютно не согласна
- 4 – Скорее согласна
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Сумма баллов |
|
I |
Я долго не могла забеременеть, и вот наконец-то получилось |
|
|
|
|
|
∑= |
Беременность была неожиданной, но очень желанной |
|
|
|
|
|
||
Сначала я сомневалась, стоит ли сохранять беременность |
|
|
|
|
|
||
Теперь я сомневаюсь, правильно ли поступила, оставив беременность |
|
|
|
|
|
||
Я не хочу этого ребенка |
|
|
|
|
|
||
II |
Боюсь, что у меня нет соответствующих жилищных условий, в которых ребенок будет чувствовать себя абсолютно комфортно |
|
|
|
|
|
∑= |
Я обеспокоена за будущее моего ребенка |
|
|
|
|
|
||
Дети являются финансовой нагрузкой для всей семьи |
|
|
|
|
|
||
Боюсь, что не смогу дать ребенку достойное образование и материальное обеспечение |
|
|
|
|
|
||
Боюсь, мне будет (материально) тяжело «поднять» ребенка |
|
|
|
|
|
||
III |
Получаю удовольствие, когда наблюдаю за тем, как ребенок растет |
|
|
|
|
|
∑= |
Испытываю радость иметь маленького ребенка |
|
|
|
|
|
||
Особенная любовь, развивается между родителем и ребенком |
|
|
|
|
|
||
В доме весело, когда есть дети |
|
|
|
|
|
||
Беременность «ради ребенка» |
|
|
|
|
|
||
Я очень люблю детей |
|
|
|
|
|
||
Мы с супругом любим друг друга и хотим иметь общего ребенка |
|
|
|
|
|
||
Хочу любить ребенка и заботиться о нем |
|
|
|
|
|
||
Хочу ощутить радость материнства |
|
|
|
|
|
||
Дети - это счастье |
|
|
|
|
|
||
IV |
Дети ограничивают свободу |
|
|
|
|
|
∑= |
С детьми теряется контакт с друзьями |
|
|
|
|
|
||
С ребенком не хватает времени на себя |
|
|
|
|
|
||
Теперь, когда у меня есть ребенок, придется забыть про все развлечения |
|
|
|
|
|
||
Имея детей, труднее сохранить работу |
|
|
|
|
|
||
Работа (карьера или учеба) на данном этапе жизни для меня важнее, чем дети |
|
|
|
|
|
||
Рано я забеременела, не знаю, как буду учиться дальше |
|
|
|
|
|
||
Не знаю, как я сейчас буду совмещать заботу о ребенке и работу (учебу) |
|
|
|
|
|
||
V |
У меня сложная беременность и плохое здоровье |
|
|
|
|
|
∑= |
Я (или мой муж) уже в возрасте и я этим обеспокоена |
|
|
|
|
|
||
Беременность портит фигуру |
|
|
|
|
|
||
Беременность делает меня менее привлекательной |
|
|
|
|
|
||
После рождения детей портятся зубы и высыпаются волосы |
|
|
|
|
|
||
Хочу родить, так как боюсь утратить возможность деторождения в будущем |
|
|
|
|
|
||
Аборт вреден для здоровья |
|
|
|
|
|
||
Беременность заставляет мой организм стареть |
|
|
|
|
|
||
VI |
Боюсь, что не смогу достаточно заботиться и уделять внимания своему ребенку |
|
|
|
|
|
∑= |
Ребенок доставляет много проблем |
|
|
|
|
|
||
Детей трудно дисциплинировать и контролировать |
|
|
|
|
|
||
Дети доставляют беспокойство особенно, когда они больны |
|
|
|
|
|
||
Невозможно проводить много времени с мужем, когда есть дети |
|
|
|
|
|
||
Дети влекут за собой появление новых проблем в браке |
|
|
|
|
|
||
Дети создают проблемы с соседями и обществом |
|
|
|
|
|
||
Роль матери не особенно одобряется людьми, с которыми я общаюсь |
|
|
|
|
|
||
Я не очень люблю детей |
|
|
|
|
|
||
VII |
Хочу, чтобы не прерывались фамилия, род |
|
|
|
|
|
∑= |
Я беременна, потому что хочу, чтобы первому ребенку (детям) было с кем общаться |
|
|
|
|
|
||
Дети способствуют усилению связей с родственниками |
|
|
|
|
|
||
Согласно моей вере долгом является иметь детей |
|
|
|
|
|
||
Хочу изменить социальный статус |
|
|
|
|
|
||
Хочу «быть как все» |
|
|
|
|
|
||
Возраст вынуждает |
|
|
|
|
|
||
У всех подруг уже есть дети |
|
|
|
|
|
||
Муж очень хотел ребенка |
|
|
|
|
|
||
Хочу улучшить демографическую ситуацию в стране |
|
|
|
|
|
||
VIII |
Моя жизнь будет продолжаться через моих детей |
|
|
|
|
|
∑= |
Дети повышают чувство ответственности и помогают мне развиваться |
|
|
|
|
|
||
Люди, имеющие детей, реже бывают одинокими в пожилом возрасте |
|
|
|
|
|
||
Дети смогут помочь мне, когда буду пожилой |
|
|
|
|
|
||
Ребенок будет помогать мне по дому |
|
|
|
|
|
||
Хочу поделиться с детьми тем, чем владею сама |
|
|
|
|
|
||
Благодаря моим детям я смогу найти новых друзей |
|
|
|
|
|
||
Чтобы был хоть один близкий человек |
|
|
|
|
|
||
Чтобы чувствовать себя кому-то нужной |
|
|
|
|
|
||
Рождение второго ребенка улучшит материальное положение семьи |
|
|
|
|
|
||
IX |
Дети помогут сблизить меня с мужем |
|
|
|
|
|
∑= |
Родительство улучшает положение и репутацию среди родственников (или коллег) |
|
|
|
|
|
||
Муж не оставит меня с ребенком (не уйдет от меня) |
|
|
|
|
|
||
Беременность поможет сохранить отношения |
|
|
|
|
|
||
В этом случае мой партнер женится на мне (мы распишемся) |
|
|
|
|
|
||
Таким образом, можно укрепить отношения в семье |
|
|
|
|
|
||
X |
Считаю, что в семье должно быть больше одного ребенка, потому как никто не застрахован от несчастного случая |
|
|
|
|
|
∑= |
Хочу заменить родившимся ребенком утраченного близкого человека (умершего, бросившего); |
|
|
|
|
|
||
Теперь, когда есть ребенок, родители вынуждены смериться с браком |
|
|
|
|
|
||
Хочу показать родителям, что стала самостоятельной |
|
|
|
|
|
||
Хочу родить «назло» партнеру (или кому–либо); |
|
|
|
|
|
||
Хочу родить только для себя |
|
|
|
|
|
||
Ребенок начало нового этапа в жизни, все плохое уже позади |
|
|
|
|
|
||
|
Обработка результатов
После выполнения задания необходимо в каждом блоке подсчитать суммарное количество баллов и перенести результаты в таблицу. Необходимо отметить, что сухо следовать интерпретации не стоит, она не дает той полноты картины анализа, который содержится в самих утверждениях. Поэтому исследователю, решившему воспользоваться данной методикой, стоит чаще обращаться к самим ответам испытуемых, уточнять их и качественно интерпретировать.
I |
В первом блоке сумма баллов не подсчитывается. Данный блок анализируется по утверждениям. Определяется и уточняется дополнительными вопросами: Настоящая беременность была запланированной или случайной? Беременность желанная или нет? Выясняется общее отношение к беременности, сомнения (если таковые имелись) по поводу сохранения беременности, дальнейшее планирование увеличения семьи. |
|||
|
||||
|
||||
Блоки |
Диапазон баллов |
|
Количество вопросов в блоке |
|
II
|
25-19 |
Высокий уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка. |
5 |
|
18-12 |
Средний уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка |
|||
11-5 |
Низкий уровень субъективной тревожности по поводу материальных (финансовых) затруднений, вызванных появлением (ожиданием рождения) ребенка |
|||
III
|
50-37 |
Высокий уровень стремления быть матерью как результат психофизиологической готовности женщины к материнству (Конструктивные мотивы сохранения беременности) |
10 |
|
36-23 |
Средний уровень готовности к материнству и любви к детям |
|||
22-10 |
Низкий уровень готовности к материнству |
|||
IV |
40-30 |
Высокий уровень субъективного ощущения ограничение свободы. Эгоистические тенденции, некоторая неготовность жертвовать своим временем и развлечениями ради детей и семьи. Приоритет карьеры и учебы над семейными и материнскими ценностями. |
8 |
|
29-19 |
Средний уровень субъективного ощущения ограничение свободы. |
|||
18-8 |
Низкий уровень субъективного ощущения ограничение свободы. Готовность уделять достаточное количество времени семье и детям. Низкий приоритет карьеры и учебы над семейными и материнскими ценностями. |
|||
V |
40-30 |
Относится к неготивно-обвиняющему стилю переживания беременности, в пользу собственного здоровья. Мифы о вреде беременности на организм |
8 |
|
29-19 |
Средний уровень негативного отношения влияния беременности на здоровье |
|||
18-8 |
Низкий уровень неготивно-обвиняющего стиля переживания беременности |
|||
VI |
45-33 |
Очень низкая готовность к материнству и высокая степень тревожности, пессимистический настрой |
9 |
|
32-21 |
Существуют некоторые проблемы, касающиеся неготовности к материнству (анализируются, согласно каждого утверждения) |
|||
20-9 |
Небольшие проблемы, касающиеся неготовности к материнству (анализируются, согласно каждого утверждения) |
|||
VII |
50-37 |
Беременность как соответствие социальным ожиданиям. Сильная социальная направленность. |
10 |
|
|
36-23 |
Средний уровень социальной направленность. Мотивы сохранить беременность в целях соответствия социальным ожиданиям. |
||
|
22-10 |
Стремление к индивидуальности и сохранение беременности не из-за социального одобрения. |
||
VIII |
50-37 |
Высокое стремление матери иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты. |
10 |
|
|
36-23 |
Средняя степень желания реализоваться в будущем ребенке, воплотить собственные нереализованные планы, мечты. |
||
|
22-10 |
Ребенок, не средство для реализации себя. |
||
IX |
30-22 |
Беременность как способ сохранения отношений и удержания супруга в браке. |
6 |
|
|
21-14 |
Тенденция к сохранению отношений в семье, в том числе по средствам манипулирования беременностью и ребенком. |
||
|
13-6 |
Низкое стремление к сохранению отношений в семье, по средствам манипулирования беременностью и ребенком. |
||
X |
35-26 |
Высокий уровень страхов и компенсация их при помощи беременности (Необходима консультация психолога) |
7 |
|
|
25-16 |
Средний уровень страхов и возможная компенсация их при помощи беременности (Необходима консультация психолога) |
||
|
15-7 |
Низкий уровень страхов и компенсации их при помощи беременности |
Вместе с методикой исследования мотивов сохранения беременности для установления корреляционных связей, предлагался методический комплекс по исследованию ценностных ориентаций: Тест М. Рокича (методика «Ценностные ориентации»); методика изучения внешних и внутренних ценностей личности (О.И. Мотков, Т.А. Огнева, 2008); Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, 2002); проективная методика «Я и мой ребёнок» (Г.Г.Филиппова, 2002); «Тест отношений беременной» (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003); модифицированный восьмицветовой тест Люшера (Собчик). Использовались количественные и качественные методы статистического анализа, вычисление средних, стандартного отклонения, достоверность различий выявлялась с помощью непараметрического критерия Mann Whitney, а для выявления корреляционной связи признаков использовался непараметрический коэффициент корреляции Кендалла. Результаты исследования мотивов сохранения беременности и корреляционные связи блоков опросника с другими шкалами представлены в работах [5, 9], частично в [4, 6, 7, 8]. Мы создали модификации данного опросника для юношей и девушек, еще не имеющих детей, так как понимаем и настоятельно рекомендуем проводить диагностику на стадии планирования семьи, для профилактики деструктивных мотивов сохранения беременности. Паспортная часть модифицированных опросников существенным образом изменена, носит как диагностический, так и информационный характер (о методах и способах планирования семьи). Мы считаем, что выявление истинных мотивов беременности (если девушка уже беременна) и ценностных ориентаций на родительство (юношей и девушек), еще не имеющих детей, поможет при необходимости провести своевременную психологическую коррекцию деструктивных мотивов беременности и гармонизировать отношения в семье ещё до рождения ребёнка.
Психологическая диагностика мотивов сохранения беременности остается актуальным и перспективным направлением исследования в перинатальный психологии. Выяснение истинных причин, мотивов и обстоятельств, побудивших женщину к сохранению данной беременности, помогут объяснить и понять отношения в семье, складывающиеся в связи с беременностью и рождением ребенка; помогут выяснить страхи и неудовлетворенные потребности женщины. Остаются перспективным направление изучение механизмов и факторов, влияющих на перестройку мотивационной системы бушующих родителей, а так же задачи разработки психокоррекционных программ по трансформации мотивов сохранения беременности из категории «деструктивных» и «не осознанных» в категорию «конструктивных» и «осознанных».
-
- Литература:
Балабанов С.С. , Наук Б. , Саралиева З.Х.-М. Типология мотивов иметь или не иметь детей "Социологические исследования", 2009, № 3, с. 129-136
- Добряков И. В. Перинатальная психология // Добряков И. В. - Спб: Питер, 2010 — 272 с.
- Красильникова, Е. Д. Проблема исследования мотивов зачатия и сохранения беременности / Е. Д. Красильникова // Вестник Тверского государственного университета. - 2009. - N 5 (Педагогика и психология). - С. 145-150
Рабовалюк Л.Н. Взаимосвязь ценностных ориентаций беременных женщин с группами риска ПКГД//Сборник докладов 59-й международной молодежной научно-технической конференции «МОЛОДЕЖЬ-НАУКА-ИННОВАЦИИ», 21-23 марта 2012 г. в 2 Т. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2012. – Т. 2. – 262 с. с 219 - 222. [электронный доступ] http://www.msun.ru/sci/nirks/conf/conf2011/tom2.pdf
Рабовалюк Л.Н. Гендерные различия ценности ребенка в структуре ценностных ориентаций студентов старших курсов мед. Университета // «Актуальные проблемы практической психологии», 26-27 апреля 2012 - г. Херсон: Херсонский государственный университет, 2012 г. (в печати)
Рабовалюк Л.Н. Особенности ценностных ориентаций повторнородящих женщин //Образование и саморазвитие. г. Казань «Центр инновационных технологий», №2 (30) 2012г. с. 164 - 169
Рабовалюк Л.Н. Структура ценностных ориентаций беременных женщин с разными группами типов психологического компонента гестационной доминанты [Текст]/ Л.Н. Рабовалюк// Молодой ученый. – 2012.- №1. Т.2. – c.177. С. 53-56.
Рабовалюк Л.Н. Ценностные ориентации беременных женщин с разными типами психологического компонента гестационной доминанты Современные исследования социальных проблем [электронный научный журнал] №1(09), 2012 URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/rabovalyuk.pdf
Рабовалюк Л.Н., Кравцова Н.А. Мотивы сохранения беременности по данным наблюдения клинического психолога // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2012, №2(18) 2012г. (в печати)