Роль гражданского права в обеспечении инновационного развития России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 1378 раз

Библиографическое описание:

Летута, Т. В. Роль гражданского права в обеспечении инновационного развития России / Т. В. Летута. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 306-310. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4924/ (дата обращения: 19.12.2024).

В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ до 2020г. российская экономика переводится на инновационный путь [6]. Правовое регулирование инновационных отношений должно способствовать реализации указанной цели. Вопрос о роли гражданского права в регулировании инновационной деятельности в контексте происходящего реформирования Гражданского кодекса РФ [3] вызывает множество дискуссий в научном сообществе и является актуальнейшей темой для исследований. Одним из факторов неразвитости инновационной экономики называют, в том числе, несогласованное законодательство, в котором с одной стороны сформулированы меры государственного стимулирования инновационной деятельности, с другой – отсутствуют основные понятия и критерии инновационных отношений. Имеющаяся на сегодняшний момент система правовых актов, призванная обеспечить инновационное развитие, включает нормы законодательства об интеллектуальной собственности, о науке и образовании; нормы инвестиционного, корпоративного, налогового, таможенного и др. законодательства.

Система правовых актов в области инновационной деятельности состоит из:

- федеральных законодательных актов, например, Гражданский кодекс РФ (части 1,2,4), Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 от 22 апреля 1996 г., ФЗ «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», ФЗ «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г., ФЗ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ1 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», ФЗ «О передаче прав на единые технологии» от 25.12.2008г. №284-ФЗ; ФЗ от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и др.;

- федеральных подзаконных актов, например, Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. № 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности"; Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020» № 1662-р от 17 ноября 2008 г. и другие;

- нормативных актов субъектов РФ и муниципалитетов (например, закон Оренбургской области "О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области" от 21 октября 2009 г. № 3222). Многообразие правовых актов связано с двухаспектным или двухуровневым составом инновационных отношений, где в качестве внутренних отношений выступают отношения, возникающие в процессе осуществления инновационной деятельности субъектами гражданского права, создания инноваций; а в качестве внешних отношений – отношения, возникающие в процессе государственного регулирования и организации инновационной деятельности. Поскольку под инновационной деятельностью понимаются действия участников гражданско-правовых отношений по созданию инноваций и их последующему введению в экономический оборот, гражданское право, как отрасль, объединяющая институты интеллектуальной собственности, договорного права, корпоративное право и т.д., должно обеспечить комплексный подход к правовому оформлению субъектов, объектов и содержания инновационной деятельности.

Осуществление инновационной деятельности возможно как физическими, так и юридическими лицами в различных организационно-правовых формах (далее – ОПФ), предусмотренных нормами Гражданского кодекса РФ (далее – ГК). Законопроект о внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ (далее проект ГК) предусматривает значительные изменения в области регулирования деятельности юридических лиц, в частности, затрагивающие количественные и качественные характеристики ОПФ юридических лиц (ликвидация обществ с дополнительной ответственностью, устранение деления акционерных обществ на открытые и закрытые и др.). С 1 июля 2012г. появится новый вид коммерческого юридического лица – хозяйственные партнерства, имеющий оптимальную для инновационной (в том числе венчурной) деятельности структуру управления, распределения прибыли и ответственности [4]. В соответствии с ФЗ «О хозяйственных партнерствах» от 03.12.2011г. №380-ФЗ, органы управления партнерства избираются по единогласному решению всех учредителей. При учреждении партнерства заключается соглашение об управлении партнерством, где, кроме прочего, может предусматриваться право партнеров на непропорциональное размеру их долей участие в управлении партнерством, распределении прибыли и покрытии расходов. Важнейшим моментом для стимулирования инновационной деятельности является предусмотренный в указанном законе порядок удовлетворения требований кредиторов, при котором если у партнерства отсутствует имущество или его недостаточно для удовлетворения своих обязательств, взыскание обращается на принадлежащие ему исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При этом обязательства этого партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним, несколькими или всеми его участниками.

Таким образом, ГК, как основополагающий нормативный акт, предусматривает общие положения относительно возможных форм ведения различной экономической деятельности, в том числе и инновационной, но не содержит, да и не может содержать перечень «специальных» субъектов инновационной деятельности. Потребность выделения из субъектов гражданского права субъектов инновационной деятельности объясняется объективными причинами – необходимостью наличия четких критериев, в соответствии с которыми субъекты могли бы претендовать на государственную поддержку. Широкое распространение в экономической литературе и на практике получают такие субъекты как: инжиниринговые фирмы, технопарки, технологические инкубаторы, информационные и инновационные центры, инновационные предприятия, наукограды, венчурные фонды и венчурные фирмы, бизнес-ангелы и т.д. В научных трудах предлагаются различные подходы к определению субъектов инновационной деятельности и необходимости существования отдельного закона, раскрывающего их правовой статус.

В Государственной Думе РФ находится на рассмотрении проект базового в инновационной сфере федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» (далее – проект закона № 495392-5). В соответствии с проектом закона № 495392-5 (ст.9, 10) право на получение государственной поддержки имеют физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность на территории РФ, если они отвечают требованиям, установленным законом и иными правовыми актами РФ, а также субъекты инновационной инфраструктуры, под которыми понимаются физические и юридические лица, оказывающие непосредственное финансовое, материально-техническое, организационное, консультационное, информационное и иное содействие субъектам инновационной деятельности. В проекте закона № 495392-5 предлагаются уточняющие характеристики хозяйственных обществ, созданных научными учреждениями. А также содержатся требования к высшим учебным заведениям, в соответствии с которыми они могут претендовать на государственную поддержку. Коммерческой организации, претендующей на получение господдержки необходимо сформировать инновационный фонд в размере 6% от уставного капитала. При этом для расчета берется уставный капитал юридического лица по истечении трех лет с момента его регистрации. Соответственно, и государственную поддержку юридическое лицо сможет получить не ранее чем через три года с момента регистрации. Данное положение представляется крайне неудачным, поскольку лишает возможности государственной поддержки только что созданных, но уже имеющих перспективные инновационные разработки организаций. Разработчики проекта закона № 495392-5 попытались сформулировать обобщенное понятие субъектов инновационной деятельности. Данной позиции придерживается и ряд ученых, объясняя свой подход тем, что в законодательстве не должно содержаться ограничений по составу субъектов, непосредственно осуществляющих инновационную деятельность. Так, под субъектами инновационной деятельности, предлагается понимать физических лиц (граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства), индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любой организационно-правовой формы, РФ, субъектов РФ, муниципальные образования [11]. Формулируют определение «инновационной организации», под которой понимается организация различных форм собственности, участвующая в инновационной деятельности на различных стадиях, осуществляющая реализацию инноваций, а также использующая инновации в производстве либо реализующая товары, выполняющая работы, услуги с применением инноваций, с учетом того, что доля доходов от использования инноваций должна составлять не менее 50% от суммы всех доходов за предыдущий календарный год [10].

Таким образом, проект закона № 495392-5, как и имеющееся на сегодняшний момент федеральное законодательство и научная доктрина не содержат детальной и, в тоже время, обобщающей разработки дефиниций инновационного права: венчурный фонд, венчурная фирма, инжиниринговая фирма, технопарк и т.д. Выступая базовым в области инновационного развития в России, указанный закон мог бы служить ориентиром, в частности, в области определения субъектов инновационной деятельности.

Следует отметить, что в России неоднократно предпринимались попытки разработки закона «О венчурной деятельности», в котором прописывался понятийный инструментарий в одной из областей инновационной деятельности – венчурной [1]. Аргументом, выдвигаемым против принятия данного закона, в том числе, выдвигался тезис об отсутствии необходимости существования отдельного закона о венчурной деятельности. Вместе с тем, современное состояние законодательства в сфере инноваций и проекты законов не отражают все существенные аспекты венчурной деятельности.

Под инновационной деятельностью в проекте закона № 495392-5 понимаются действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники РФ (ст.7, 8 проекта закона № 495392-5). Под инновациями предлагается понимать результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для ЭВМ и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии. Под инновационной продукцией – товары, в которых использованы результаты научной и (или) научно-технической деятельности, или товары, работы и услуги, которые произведены или оказаны способом, представляющим собой результат научной и (или) научно-технической деятельности, при условии, что с момента первоначального выпуска таких товаров, производства работ и (или) оказания услуг не истекло трех лет. В проекте закона № 495392-5 отсутствует указание на то, когда будет проводиться проверка соблюдения этого срока – в момент обращения за господдержкой, в период рассмотрения заявки или с момента предоставления поддержки. Данный пробел может вызвать трудности при квалификации продукции в качестве инновационной. Соответственно, это способно снизить вероятность быстрого предоставления господдержки [5]. Также из законопроекта не совсем ясно, как государство будет определять "момент первоначального выпуска" инновационной продукции. В отношении изобретений, на которые имеются оформленные патенты, такой вопрос можно разрешить относительно легко, но в отношении ноу-хау определить первенство выпуска не всегда просто. Кроме того, понятие "первоначальный выпуск" требует уточнения, поскольку из текста не ясно, идет речь о серийном производстве или об изготовлении экспериментального образца. Определения инноваций и инновационной продукции в проекте закона № 495392-5 представляются более точными с юридической точки зрения, нежели существующее в ФЗ «О науке и научно-технической политике» от 23 августа 1996 года № 127 – ФЗ (ред. от 21 июля 2011 г.) определение инноваций – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Несмотря на это сформулированный в проекте закона № 495392-5 закрытый перечень инноваций нельзя признать удачным, поскольку потенциально и иные объекты интеллектуальной собственности, перечисленные в ГК РФ, но не указанные в проекте закона № 495392-5, могут использоваться при производстве инновационной продукции.

Содержание инновационных отношений составляют права и обязанности субъектов инновационной деятельности. Поскольку в своем подавляющем большинстве инновационные отношения носят характер обязательственных, возникают на основе гражданско-правовых, трудовых договоров и государственных контрактов, права и обязанности субъектов, содержащиеся в законодательстве, должны обеспечить заинтересованность авторов результатов интеллектуальной деятельности, а также других субъектов инновационных отношений к их продвижению. Это возможно лишь с установлением четких гарантий реализации прав авторов и прав на вознаграждение, в том числе, по «служебным изобретениям». Незаинтересованность авторов результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД) в их правовой охране вследствие отсутствия правовых норм, четко определяющих условия, размер, порядок и источники финансирования выплаты вознаграждения авторам, является одной из основных причин недостаточной патентной активности в стране [9]. В проекте ГК можно отметить изменения, которые предполагается внести в часть вторую ГК РФ, в том числе новый параграф, регулирующий государственные контракты на НИОКР. Необходимость данных изменений связана с тем, что на сегодняшний день до конца не урегулированы вопросы управления процессами создания, закрепления прав на РИД и распоряжения ими, не проработан механизм обеспечения баланса интересов заказчиков, исполнителей и авторов РИД, полученных в результате выполнения государственных контрактов. Государственные заказчики не заинтересованы в оформлении исключительных прав на РИД, обеспечивающих их последующее использование без дополнительного финансового обеспечения за счет бюджетных средств, а авторы – разработчики полученных по государственным контрактам РИД – в их выявлении, обеспечении правовой охраны и использовании. Большие надежды в области развития инновационных отношений по вопросам регламентации прав и обязанностей заказчиков и исполнителей возлагаются также на проект закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Последний призван учесть специфику научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) при проведении государственных закупок, в частности, предлагается определить специальный порядок формирования и уточнения планов закупок в сфере НИОКР, основанный на мониторинге результатов фундаментальных и поисковых НИР и обеспечивающий оперативный вывод прорывных результатов на стадию прикладных НИОКР.

Проект ГК в отношении полезных моделей предусматривает отказ от упрощенной процедуры предоставления им правовой охраны. Отсутствие обязательной процедуры проверки патентоспособности полезной модели в настоящее время влечет рост числа нарушений интересов добросовестных производителей изделий, в которых использованы известные (не новые) разработки, действиями недобросовестных лиц, получающих патенты на полезные модели в отношении таких разработок. Важной гарантией для патентообладателей является введение компенсации за нарушение исключительного права на изобретения и другие объекты патентного права.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным что:

  1. Инновационные правоотношения – это имущественные и неимущественные отношения между субъектами гражданского права по созданию и продвижению инноваций, инновационной продукции от создателя к потребителю в целях получения прибыли и (или) достижения социального эффекта.

  2. Правовое регулирование инновационных отношений находится в плоскости различных отраслей, подотраслей и институтов права, в том числе: гражданского права, налогового, таможенного, корпоративного, трудового, предпринимательского, коммерческого, инвестиционного права. Поскольку ядро инновационных отношений составляют отношения по созданию инноваций и инновационного продукта субъектами гражданского права, оформляемые, как правило, гражданско-правовыми договорами, гражданское право является основополагающей отраслью права, регламентирующей инновационную деятельность.

  3. Гражданское право находится на пути реформирования, направленного, в том числе, на развитие системы коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и экспериментальных разработок, формирование благоприятной среды в масштабе государства для инновационного развития. Указанные цели реализуются посредством внесения изменений в регламентацию НИОКР, правового статуса и ОПФ юридических лиц, введения новой ОПФ юридического лица, уточнения вопросов охраны прав субъектов интеллектуальной собственности.

  4. Несмотря на положительные изменения ГК, инновационное развитие российской экономики невозможно без комплексного подхода к правовой системе в инновационной сфере, включающей сложный конгломерат детально разработанных правовых норм, касающихся различных отраслей, подотраслей, институтов права. Инновационные отношения, как прогрессивно развивающийся институт гражданского права, нуждается не только в основополагающем регулировании нормами ГК, но и в отдельной системе правовых актов в данной сфере. Последние не должны представлять собой разрозненные, невзаимосвязанные нормативные акты, как это имеет место на сегодняшний момент. Они должны выстраиваться в единую правовую систему, где высшее место по значению в регулировании после ГК должен занимать базовый акт о государственной поддержке инновационной деятельности, в котором прописаны, в том числе, виды, правовой статус конкретных субъектов инновационной деятельности. Следующую ступень в данной системе должны занимать законы об отдельных видах инновационной деятельности. В противном случае мы имеем набор несогласованных норм права из различных разрозненных актов.


Литература:

  1. В Госдуме обсудили проект закона «О венчурной деятельности». – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=21508 <02.07.09г.>

  2. Волынкина М. В. Гражданско-правовая форма инновационной деятельности/ М.В. Волынкина.– дисс… на соиск. науч. степ. канд. юрид. наук.12.00.03. – 2007. – Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/682<30.04.2012г.>

  3. Законопроект о внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Дата первой официальной публикации: 14 сентября 2011 г. Опубликовано на сайте "Российской газеты". – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/09/14/gk-izm-site-dok.html <30.04.2012г.>

  4. Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 июля 2012 г. (подготовлено экспертами компании "Гарант"). – Режим доступа: http://base.garant.ru/997729/ <12.05.2012г.>

  5. Керенский И. Поддержка инноваций будет регулироваться отдельным законом. – Режим доступа: http://lawfirm.ru/pr/index.php?id=1450 <16.02.2011г.>

  6. Минэкономразвития России. Стратегия инновационного развития РФ до 2020г. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016 <30.04.2012г.>

  7. Проект федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». – Режим доступа. – Государственная Дума. Официальный сайт// http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=495392-5 <20.05.2012г.>

  8. Проект закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». – Режим доступа. – http://www.consultant.ru/law/hotdocs/<12.05.2012г.>

  9. Стенограмма парламентский слушаний на тему «Проблемы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета». – Режим доступа: http://council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2011/11/item18212.html; http://rudocs.exdat.com/docs/index-425652.html <12.05.2012г.>

  10. Тускаев Г.Г. Правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности в Российской Федерации/Г.Г. Тускаев.– дисс… на соиск. науч. степ. канд. юрид. наук. 12.00.03. – М. – 2011. – 190с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-innovatsionnoi-predprinimatelskoi-deyatelnosti-v-rossiiskoi-federatsi

  11. Худокормова, О.И. Правовое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации / О.И. Худокормова. – дисс… на соиск. науч. степ. канд. юрид. наук.12.00.03. – 2010.-186с.- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-innovatsionnoi-deyatelnosti-v-rossiiskoi-federatsii

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, государственная поддержка, инновационная продукция, отношение, интеллектуальная собственность, субъект, Гражданский кодекс РФ, инновационное развитие, проект, юридическое лицо.


Задать вопрос