Некоторые вопросы поступления на государственную службу в таможенных органах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 11494 раза

Библиографическое описание:

Иванов, И. Н. Некоторые вопросы поступления на государственную службу в таможенных органах / И. Н. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 301-304. — URL: https://moluch.ru/archive/41/4931/ (дата обращения: 16.11.2024).

Прежде чем рассматривать вопрос поступления на службу в таможенные органы Российской Федерации, нужно разобраться в понятии таможенной службы. Согласно ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"1, служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.

Гражданам, которых приняли на службу в таможенные органы, присваиваются специальные звания сотрудников таможенных органов.

Порядку поступления на службу в таможенные органы посвящена вторая глава ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

В данной главе рассматриваются условия поступления на службу, перечислены ограничения в приеме на службу, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы.

Гражданин Российской Федерации обладает правом поступления на государственную таможенную службу, если достигнет возраста 18 лет, и будет способен по своим личным и деловым качествам, а также уровню образования и состояния здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов установлены приказом ФТС России от 4 июня 2009 г. N 1025 "Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований"2.

Нужно обратить внимание на тот факт, что квалификационные требования установленные в приказе включают в себя требования не только к уровню образования, но и к стажу работы по специальности или государственной службы. Из данного предложения следует вывод, что приказ ФТС России закрепляет дополнительные условия поступления на службу в таможенные органы, а это является недопустимым. В связи с этим, условия поступления на службу в таможенные органы нуждаются в обязательных законодательных изменениях.

Квалификационные требования к навыку и умению для будущего сотрудника формально не установлены. В законе содержится лишь общая формулировка "способность по своим деловым качествам обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы".

К числу особенностей условий поступления на должность сотрудника таможенного органа следует отнести учет личных качеств претендента на службу, а также соответствие установленным Правительством РФ требованиям к состоянию здоровья, позволяющим выполнять функции, возложенные на таможенные органы. Данные требования, безусловно, связаны с правоохранительным характером службы в таможенных органах, в том числе наделением сотрудников правом применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Правительство Российской Федерации устанавливает требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности. Перед тем как поступить на службу, на должность сотрудника таможенного органа необходимо пройти медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии и получить заключение о годности к таможенной службе. Порядок прохождения освидетельствования регулируется с помощью приказом ГТК России от 4 июня 2003 г. N 620 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в таможенных органах Российской Федерации"3.

Также гражданину необходимо предъявить при поступлении на службу в таможенные органы:

1) личное заявление;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) трудовую книжку;

4) документы, подтверждающие профессиональное образование;

5) медицинское заключение о состоянии здоровья;

6) автобиографию;

7) данные о месте рождения, местах работы (учебы) и месте жительства отца (матери), мужа (жены), сына (дочери), родного брата (родной сестры) или лица, на воспитании которого он находился (далее - близкие родственники).

Нужно заметить что гражданин, поступающий на государственную службу, обязан предоставить справки о полученных им доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об их имуществе и обязательствах имущественного характера.

Нужно обратить внимание, что в соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона "О противодействии коррупции"4 непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) вышеуказанных сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на службу в таможенные органы.

Сведения и документы, необходимые гражданину при поступлении в таможенную службу, подлежат проверке.

При установлении в процессе проверки обстоятельства, препятствующего поступлению гражданина на службу в таможенные органы, указанный гражданин в течение одного месяца со дня принятия решения об отказе в приеме на службу в таможенные органы информируется в письменной форме о причине отказа.

Гражданин не может быть принят на государственную таможенную службу и находиться на ней в следующих случаях:

а) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

б) наличия у него неснятой или непогашенной судимости, а также лишения его судом права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

в) наличия у него заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;

г) наличия у него близкого родства или свойства с государственным таможенным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного другому;

д) его отказа от прохождения процедуры допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если служба будет непосредственно связана с использованием таких сведений;

е) его отказа от предоставлении в органы Государственной налоговой службы РФ сведений о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на правах частной собственности и являющегося объектом налогообложения.

Здесь нужно обратить внимание, что перечень не является исчерпывающим. К дополнительным ограничениям следует отнести, например, выход их гражданства Российской Федерации, осуждение за преступление на основании вступившего в законную силу решения суда.

Далее в законе устанавливаются ограничения, связанные с прохождением службы в таможенных органах. Интересно, что применительно к государственным гражданским служащим Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"5 именует данные ограничения запретами, связанными с гражданской службой.

Сотрудник таможенного органа не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) совмещать службу в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, а также членом органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;

8) получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним; в таможенных органах недопустимо образование структур политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений, за исключением профессиональных союзов.

Сотрудник таможенного органа обязан передавать в доверительное управление на время прохождения службы в таможенных органах находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень имущества, которое подлежит передаче в доверительное управление расширяется, так как на сотрудников таможенных органов распространяется п. 6 ст. 11 Федерального закона "О противодействии коррупции", и п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе". Так, государственный или муниципальный служащий в целях предотвращения конфликта интересов обязан передать в доверительное управление принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций).

Передача имущества в доверительное управление регламентируется в гл. 53 Гражданского кодекса РФ6.

Также еще одно ограничение связано с прохождением службы в таможенном органе. Это запрет прохождения службы в одном и том же таможенного органе сотрудникам таможенных органов, являющимся близкими родственниками или состоящим между собой в свойстве (братья, сестры, родители и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Согласно п. 18 Дисциплинарного устава таможенной службы, утв. Указом Президента от 16 ноября 1998 г. N 13967, несоблюдение ограничений относится к грубым нарушениям служебной дисциплины, являющимся основанием для увольнения сотрудника со службы в таможенных органах.

В связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" в Закон "О службе в таможенных органах" в 2008г. была включена статья об ограничениях, запретах и обязанностях, связанных с прохождением службы в таможенных органах.

В этой статье устанавливается, что на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции", а также ст. 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником таможенного органа обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".- Российская газета.- N 146.- 31.07.1997г.

2 Российская газета.- N 146. – 07. 08. 2009 г.


3 Российская газета. -N 154.-05. 08. 2003 г.


4 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".- Российская газета.- N 266.- 30.12. 2008 г.


5 Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".- Российская газета.- N 162.- 31. 07. 2004 г.


6 Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ.- Собрание законодательства Российской Федерации.- N 5 ст. 410.- 29.01.1996 г.

7 Российская газета.- N 224.- 25.10.1998 г.


Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, орган, служба, Российская газета, таможенный орган, противодействие коррупции, прохождение службы, таможенная служба, государственная гражданская служба, доверительное управление.


Похожие статьи

Некоторые вопросы учреждения административных судов в России

Особенности трудовой деятельности работников органов местного самоуправления в Российской Федерации

К вопросу об административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации

О системе допуска к государственным секретам в Республике Беларусь

Некоторые проблемы совершенствования законодательства о противодействии налоговым преступлениям

Административно-правовые проблемы испытания при приеме на службу в таможенные органы и подписания контракта

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

Вопросы квалификации преступлений, связанных с хулиганством

Некоторые вопросы совершенствования деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан

Предложения по определению квалификации преподавателя военного учебного заведения

Похожие статьи

Некоторые вопросы учреждения административных судов в России

Особенности трудовой деятельности работников органов местного самоуправления в Российской Федерации

К вопросу об административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации

О системе допуска к государственным секретам в Республике Беларусь

Некоторые проблемы совершенствования законодательства о противодействии налоговым преступлениям

Административно-правовые проблемы испытания при приеме на службу в таможенные органы и подписания контракта

Некоторые вопросы экологического образования в Узбекистане

Вопросы квалификации преступлений, связанных с хулиганством

Некоторые вопросы совершенствования деятельности Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан

Предложения по определению квалификации преподавателя военного учебного заведения

Задать вопрос