Взрослые, окружающие ребенка, играют главную роль в его развитии. Семья и детский сад составляют для дошкольника основную воспитательно –образовательную среду образовательное пространство. Все они вместе по –своему передают ребенку социальный опыт. В сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Детский сад, организованный как социальный институт в поддержку семье.
Основными социальными заказчиками деятельности ДОУ выступают прежде всего родители, общество и школа. Деятельность ДОУ направлена на удовлетворение потребностей семьи общества в уходе за детьми, их гармоничном развитии и воспитании. Ребёнок, поступивший в детский сад, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших усилия, направлены на решения ряда задач развитие активной, творческой личности.
В соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования [3, раздел I, п.14., п.п.5]. одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [3, раздел I,п.1.6., п.п.9].
Цель, которую ставит перед собой детский сад –это создание единого пространства семья –детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно. На наш взгляд одной из наиболее удачной моделью взаимодействия является модель «родители-ребенок-педагог», и именно выставки детских творческих работ являются интересной формой взаимодействия с семьей. Проведение разнообразных выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения таких мероприятий является соревновательный дух, который повышает инициативность неактивных родителей.
Организация выставок, как форма взаимодействия помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей, а папам и мамам –ответственность, т. к. они не могут подвести своё чадо. Совместный труд родителя и ребенка способствует развитию личности ребенка, уверенности в своих возможностях. А самое главное-это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются одним общим делом.
От участия родителей в творческой продуктивной деятельности выигрывают все субъекты педагогического процесса и, прежде всего, -дети. Педагоги в свою очередь имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания
В нашем детском саду наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями (собрания, беседы, консультации и др.) уже несколько лет организуются выставки семейного творчества.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, их интерес и участие важны для развития их ребенка. Только в этом случае возможно создание условий, в которых раскроется талант и способности ребенка, только тогда он сможет расти здоровым, умным, счастливым.
Задачи, которые ставит перед собой ДОУ при организации выставок творческих работ:
– Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи;
– Организация работы детского сада в тесном контакте с семьями воспитанников;
– Повышение активности родителей;
– Создание условий для раскрытия творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
В основу совместной деятельности семьи и детского сада при организации творческих выставок считаем следующие:
– Развитие и распространение новых форм организации семейного досуга;
– Сплочение семьи и гармонизации внутрисемейных отношений посредством творческого сотрудничества;
– Уважительные и доверительные отношения к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
– Позиционирование семейного творчества как особую ценность
Детский сад представляет родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка.
Если по началу родители были недостаточно активными участниками наших выставок, то теперь мы можем порадоваться выбранной нами форме взаимодействия.
При оформлении выставок мы продумываем расположение каждого экспоната, чтобы его можно было хорошо рассмотреть. Те родители, которые сначала не придавали значения нашим предложениям, увидев, с каким воодушевлением дети тянут родителей на выставку, пусть с опозданием, но приносили на выставку свои поделки.
Выставки меняются в зависимости от сезонности (по определенной тематике, по тематике проектной деятельности). В результате сравнений, своего творчества с другими, родители и дети видят разнообразие решения заданной темы, у них появляется развитие интереса к работе с разнообразными материалами, и техникой выполнения.
Выставки проводятся по номинациям, где можно выбрать подходящую для себя тематику. Тематика выставок разнообразная. С наступлением осени традиционно в нашем детском саду проводится выставка поделок детского и семейного творчества из природных материалов «Осенняя фантазия». Главное условие –использование в работе даров осени (овощей, фруктов, сухоцветов).
С наступлением холодов и приближением новогодних праздников мы приглашаем принять участие в новогоднем семейном конкурсе –выставке «Символ года», «Новогодний топиарий», «Елочная игрушка своими руками». В преддверии новогодних праздников возникает особое желание создавать волшебные самодельные подарки.
Весной на Пасху пробуждается природа и все люди готовятся к встрече с чудом, красят яйца. В честь праздника Святой Пасхи в нашем детском саду проводится выставка поделок на тему «Пасхальный перезвон».
Выставки сами по себе яркий и зрелищный вид творчества, но если добавляется еще и элемент соревнования, появляется интрига. Таким образом, традиционные выставки превращаются в выставки –конкурсы. Такая форма взаимодействия помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей.
Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую –ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, в этом нуждаются и наши родители. Поощрение за любой вид участия в жизни детского сада. Участникам выставок объявляется письменная благодарность. Победители награждаются памятными дипломами и призами. Включение семьи в образовательное пространство ДОУ — сложный процесс, требующий постоянного совершенствования, и при этом каждый родитель должен понимать и чувствовать, что его здесь ценят и уважают. Такие выставки-конкурсы у нас в детском саду стали доброй традицией.
Таким образом, содержательная организация тематических выставок обогащает связи детско-взрослого сообщества, является внешним выражением содержания семейного воспитания и мощным стимулом для участия семьи в решении поставленных задач.
Литература:
- Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128с.
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html