В настоящее время уже не вызывает сомнения факт необходимости государственного регулирования экономики, дискуссии идут только о степени вмешательства государства регулирования (вплоть до полного). Период становления капитализма в России (по мнению ряда авторов так и не наступил) показал, что частные предприятия также могут быть неэффективными, а государственные, напротив, более эффективными. Тем более дробить крупные вертикально и горизонтально интегрированные компании, значит лишать их экономии за счет эффекта масштаба, снижать капитализацию и ограничивать в действиях. В зарубежных развитых экономиках это понимают и стараются развивать транснациональные компании.
В такой ситуации, когда объединение происходит между предприятиями разных форм собственности, концентрируя все больше ресурсов: кадровых, финансовых, материально-технических, интеллектуальных, протезно-ортопедические предприятия работают обособленно друг от друга, создавая благоприятные условия для деятельности иностранных конкурентов на российском рынке. Причем, большинство протезно-ортопедические предприятий (ПрОП) России были созданы и длительное время функционировали в СССР (в настоящее время находятся в федеральной собственности), что не могло не отложить отпечаток на идентичность их деятельности. Последние 20 лет реформ и пресловутое «осваивание» государственных средств не способствовали улучшению работы ФГУП «ПрОП». В этот период государство не обращало внимания, как на проблемы отрасли, так и на проблемы инвалидов.
Изменившаяся в последнее время ситуация обнажила ряд проблем:
- отсутствие четкой и объективной системы оценки деятельности руководства и персонала предприятия;
- моральный и физический износ оборудования (в настоящее время идет переоснащение ряда предприятий);
- отсутствие научных центров, что приводит к сдерживанию инновационного потенциала;
-несовершенная работа с потребителями (необходимо создание баз данных инвалидов и автоматизированной системы управления, анализ жалоб) и т.д.
При этом по оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10% от всего населения планеты (при колебаниях этого показателя от 1% до 27%). В Российской Федерации численность лиц, впервые признанных инвалидами, составила 893 тыс. чел. в 2010 г., на 10000 чел. приходится 77 инвалидов (табл. 1). Этот показатель постепенно снижается, однако еще достаточно превышает уровень 1990 г.
Таблица 1
Численность лиц, впервые признанных инвалидами
|
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. человек |
346 |
426 |
765 |
1347 |
1109 |
1799 |
1474 |
1109 |
966 |
934 |
893 |
на 10 000 человек населения |
26,6 |
30,8 |
51,7 |
91,5 |
98,5 |
157,0 |
128,1 |
96,1 |
83,5 |
80,6 |
77,0 |
В процентах от общей численности инвалидов: |
|||||||||||
инвалиды I группы |
... |
... |
... |
11,3 |
12,6 |
10,7 |
9,4 |
9,6 |
10,5 |
11,7 |
15,3 |
инвалиды II группы |
... |
... |
... |
74,2 |
63,3 |
59,9 |
54,7 |
53,5 |
52,2 |
49,8 |
43,9 |
инвалиды III группы |
... |
... |
... |
14,5 |
24,0 |
29,4 |
35,9 |
36,8 |
37,4 |
38,5 |
40,8 |
Из общей численности инвалидов - инвалиды в трудоспособном возрасте: |
|||||||||||
всего, тыс. человек |
... |
... |
... |
507,0 |
552,7 |
565,9 |
544,8 |
454,3 |
431,8 |
436,6 |
441,0 |
в процентах от
общей |
... |
... |
... |
37,7 |
49,8 |
31,5 |
37,0 |
41,0 |
44,7 |
46,7 |
49,4 |
В целом, на протяжении 10 лет уменьшается численность инвалидов, однако в реальности это связано с ужесточением (порой необъяснимым) условий отнесения человека с ограниченными возможностями к категории «инвалида».
Отмечается увеличение числа детей-инвалидов (за период с 1995 по 2010 гг. на 19%) (табл. 2). И сейчас тенденция остается без изменений. Вышеуказанная ситуация является следствием ошибочной идеологии инвалидности, социальной политики и практики работы соответствующих государственных институтов и специалистов. На фоне сложившейся ситуации Счетная Палата РФ при анализе деятельности протезно-ортопедических предприятий выявила ряд характерных для настоящего времени нарушений, оказывающих значительное влияние на деятельность организаций.
Таблица 2
Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии
|
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего, тыс. человек |
53 |
155 |
454 |
675 |
573 |
554 |
529 |
515 |
519 |
541 |
Так, в докладе Счетной Палаты РФ по итогам проверки эффективного использования бюджетных средств на закупку продукции протезно-ортопедической промышленности говорится, что существующая система оказания населению протезно-ортопедической помощи не обеспечивает в полной мере реализации прав инвалидов, установленных действующим законодательством. Система распределения средств федерального бюджета на государственные закупки протезно-ортопедических изделий для инвалидов не обеспечивает рационального расходования ассигнований, выделяемых на эти цели. Бюджетные заявки органов социальной защиты населения субъектов РФ разрабатываются без достаточных расчетов и обоснований.
Размещение протезно-ортопедических предприятий по территории Российской Федерации крайне неравномерно, что во многих случаях вызывает объективные жалобы инвалидов и приводит к дополнительному расходованию бюджетных средств из-за отдаленности предприятий от места проживания инвалидов, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи. В связи с этим в РФ не всем инвалидам оказывается гарантированная государством протезно-ортопедическая помощь в полном объеме и в установленные сроки.
В дополнение ко всему вышесказанному, сложившаяся ситуация в отрасли привела к значительному сокращению доли инновационных изделий в общем объеме выпускаемой продукции.
Таким образом, все протезно-ортопедические предприятия и научные центры, в большинстве своем имеющие государственное управление, конкурируют не только с иностранными компаниями, но и между собой. Распределение же предприятий по территории страны и бюджетных средств для их финансирования происходит неравномерно и не всегда в соответствии с потребностями. Цены же на выпускаемую продукцию одного вида на разных предприятиях также сильно отличаются. Как отмечено в докладе Счетной Палаты, «В системе протезно-ортопедических предприятий не разработаны соответствующие нормативы, обеспечивающие рациональное ценообразование на протезно-ортопедические изделия, учитывающие особенности производства … В этих условиях многие предприятия, пользуясь своим монопольным правом на производство протезно-ортопедических изделий в своих регионах, диктуют территориальным органам социальной защиты населения выгодные для себя цены без представления соответствующих расчетов и обоснования роста цен».
В сложившейся ситуации создание холдинговой структуры, объединяющей все государственные предприятия протезно-ортопедической отрасли, центры научных разработок, и стимулирования быстрого внедрения результатов НИР в производство позволит преодолеть существующие проблемы: единый центр по работе с поставщиками позволит добиться снижения издержек за счет экономии на масштабе и получения дисконтов, коммерческих кредитов на поставляемую продукцию вследствие увеличения объема заказа. Особенно это важно для создания новых видов продукции, закупки современного оборудования и т.п.
Объединив усилия с единым центром управления, концентрацией ресурсов и четкого разграничения обязанностей можно достичь желаемого результата. Тем более, что условия для объединения более чем очевидны: единство целей, федеральная форма собственности и история взаимодействия. Опыт предприятий ВПК показывает, что интеграция позволяет быстрее перераспределять ресурсы, снижать себестоимость изделий, более активно вести конкурентную борьбу за рынки сбыта и т.п.
Итак, ключевую роль в развитии инновационной деятельности корпораций должна играть интеграция научного и производственного потенциала в рамках корпоративных структур. В развитых странах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок: 65% – в странах ЕС, 71 % – в Японии; 75 % – в США. В России доля предпринимательского сектора в общем объеме затрат на НИР составляет 20%.
Д
ля
создания прочных конкурентных позиций на рынке организации необходимо
управлять цепочкой создания стоимости (рис. 1) [1, 48].
Стратегическая цепочка создания стоимости представляет собой последовательность видов деятельности, которая формирует конечную стоимость продукта для покупателя. Цепочка включает в себя основные и вспомогательные виды деятельности: пять видов основной деятельности, три вида вспомогательной.
Основные виды деятельности включают: 1) Материально-техническое обеспечение; 2) Производство; 3) Транспортировка (перевозка, перемещение продукта); 4) Маркетинг и продажи; 5) Обслуживание или сервис; 6) ПРИБЫЛЬ (результат всех видов деятельности).
Виды вспомогательной деятельности: 1) Развитие технологии (НИОКР); 2) Управление персоналом; 3) Общее управление.
Вспомогательные виды деятельности присутствуют на протяжении выполнения всех основных видов деятельности, поэтому на рисунке 1 они изображены на протяжении всех основных видов деятельности.
Рассмотрим преимущество интегрированной структуры перед совокупностью отдельных протезно-ортопедических предприятий через призму стратегической цепочки создания стоимости (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительный анализ деятельности протезно-ортопедических предприятий в интегрированной структуре и в качестве совокупности разрозненных организаций
Интегрированная структура |
Совокупность отдельных ПОП |
Основные виды деятельности |
|
Материально-техническое обеспечение |
|
Экономия: - на поставках за счет получения особых условий вследствие больших объемов закупок для всех предприятий сразу (дисконт, коммерческий кредит и т.п.); - на складском хозяйстве и возможное высвобождение площадей. |
Закупка сырья и полуфабрикатов на общих условиях (иногда сверх необходимого объема в связи с установленной минимальной партией, что увеличивает расходы на логистику и отвлекает финансовые ресурсы) |
Производство |
|
Производственный процесс унифицирован, оборудование более современное в связи с высвобождение финансовых средств, обмен опытом и стажировки работников предприятий |
Производственный процесс на предприятиях одинаковый, однако оборудование в общей массе морально и физически устарело, по некоторым видам износ составляет 100%. Таким образом, оборудование полностью самортизировано, но не может быть заменено вследствие отсутствия средств |
Транспортировка (перевозка, перемещение продукта) |
|
В рамках региона, где расположено предприятие, транспортные расходы значительно не изменятся |
|
Маркетинг и продажа |
|
Во-первых, предприятия из разных регионов (входящие в интегрированную структуру) не будут конкурировать между собой ни прямо, ни косвенно; Во-вторых, маркетинговые мероприятия будут направлены как на расширение рынка сбыта (особенно по протезам), так и (согласно целям) на пропаганду здорового образа жизни и профилактику инвалидности |
Маркетинговые цели в стратегическом плане у всех предприятий совпадают, однако в тактическом могут отличаться (что часто и происходит на практике) Маркетинговые мероприятия будут направлены как на борьбу с иностранными конкурентами, так и между предприятиями государственной формы собственности |
Обслуживание или сервис |
|
Улучшение сервиса и создание соответствующего внутрифирменного стандарта |
Обслуживание клиентов на каждом предприятии происходит по-разному (и в целом достаточно неплохо), однако в данной деятельности имеются большие возможности для улучшения сервиса, но это зависит от каждого руководителя |
Виды вспомогательной деятельности |
|
Развитие технологии (НИОКР) |
|
Беспрепятственный обмен технологиями и разработками между предприятиями и научными центрами, проведение конференций и обучающих семинаров. Стимулирование развития инновационной деятельности и соответствующее финансирование из отчислений предприятий и бюджетных средств |
Самостоятельное развитие научной деятельности, либо покупка технологии у разработчика (с соответствующими затратами, которые в рамках одного предприятия довольно значительны или совсем непосильны). Данное направление деятельности одному предприятию невозможно освоить и характер его деятельности будет догоняющий (копирующий), отстающий. |
Управление персоналом |
|
Перманентное обучение персонала и повышение его квалификации на всех уровнях производственного процесса и управления, обмен опытом в рамках интегрированной структуры, создание корпоративной культуры |
Эпизодическое обучение отдельных работников предприятия |
Общее управление |
|
Координация и взаимопомощь всех предприятий и организаций, практически не изменится управляемость по сравнению с отдельным предприятием |
Слабая координация деятельности с другими предприятиями |
Таким образом, преимущества интегрированной структуры достаточно очевидны. В особенности это экономия на масштабе и развитие НИОКР в условиях все большего развития «экономики знаний» и началом формирования воспроизводственной структуры шестого технологического уклада: биотехнологии, основанной на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологии; системы искусственного интеллекта [2, 8].
Литература:
Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер; пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 715 с.
Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьева. – Москва: Экономика, 2010. – 255 с.