Художественная литература и фольклор – важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.
Одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Загадки разнообразны и по тематике и по содержанию. Они отражают жизнь человека, растительный и животный мир, предметы труда и быта. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его со своей стороны.
Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.
В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.
Существует несколько видов загадок: загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается; загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление; комбинированные загадки – это соединение загадок – описания с загадками – сравнения; сюжетные загадки это загадки сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.
При работе с загадками – сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. Например:
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Тематика загадок может быть о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Такого рода загадки предлагаются детям младшего и среднего дошкольного возраста.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному, например:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед).
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед).
В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной речи детей.
Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Примерами таких загадок могут быть:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.)
Дети, опираясь на образные сравнения, объясняют свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом отгадку.
В старшем дошкольном возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой: названы только один – два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. К такой форме загадки относится загадка-описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Это помогает развитию у детей способности понимать и создавать описательную речь. Примерами таких загадок могут служить следующие:
Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег)
Высокий, тонкий, пятнистый. (Жираф)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь. (Арбуз.)
Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных коррекционных занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а так же на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.
Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.
Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Ребенку предлагается описать предмет, не называя его, остальным узнать этот предмет по описанию. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры «Чудесный мешочек». Воспитатель заинтересовывает детей, показывая чудесный мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри. Воспитатель дополняет ответы детей: «Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, то есть спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его».
В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Если описание игрушки не отвечает предъявляемым требованиям, продавец – воспитатель предлагает подумать, как сделать рассказ более полным и интересным.
Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок.
Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
Структура загадки требует специфических языковых средств, поэтому следует обращать внимание на построение загадки: "Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?" Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Развитие связной речи на занятиях с использованием загадок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Литература:
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2000.
Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко – М.: Просвещение, 2005.
Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова – М.: Просвещение, 1985.
Кудрявцева, Е. Использование загадок в дидактической игре [Текст] / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.– №9. – С.23-26.
Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 283 с.
Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7.
Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. – М.: 1994. – 344 с.
Хмелюк, М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. – 1983. – №7.