Сегодня Интернет проникает во все сферы жизнедеятельности общества. В условиях всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых способов использования Интернета. На современном этапе развития общества, когда целью образования является создание условий для максимального развития личностного потенциала каждого обучающегося, социальные сервисы Веб 2.0, основные черты которых – интерактивность и социализация, могут способствовать оптимизации процесса преподавания иностранных языков.
Применительно к образованию Веб 2.0 представляет собой качественно новый подход к построению образовательного процесса. Преимущество Веб 2.0 заключается в возможности привлечения всех обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей. Веб 2.0. технологии способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывается студент, который становится более автономным с точки зрения управления учебным процессом и более активным в создании учебной информации и взаимодействии с другими участниками процесса обучения.
Е.Д. Патаракин и Д.Б. Ярмахов выделяют следующие возможности использования Веб 2.0. технологий в образовании:
Веб 2.0 технологии открывают принципиально новые возможности для деятельности, в которую легко включаются люди, не обладающие специальными знаниями в области информационных технологий.
В результате распространения Веб 2.0 технологий в сетевом доступе оказывается большое количество открытых материалов, которые могут быть использованы в учебных целях.
Веб 2.0 технологии упрощают процесс создания материалов и публикации их в сети, когда каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям текстов, фотографий, рисунков, музыкальных файлов, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента.
Веб 2.0 технологии позволяют организовать личное пространство обучаемого.
Расширяются возможности для участия студентов и преподавателей в профессиональных сетевых сообществах.
Таким образом, основное преимущество Веб 2.0 технологий для системы образования заключается в том, что они позволяют хранить данные на специально для этого предназначенных Интернет-сервисах, что обеспечивает их доступность. Использование в учебном процессе Веб 2.0 технологий также способствует освоению таких навыков, как критическое мышление, учебная автономия, творческое саморазвитие, рефлексивная и коммуникативная культуры.
К социальным сервисам Веб 2.0 относятся социальные сети и системы социальных презентаций, сетевые дневники, Вики, системы онлайнового хранения закладок, мультимедийные системы и другие. Мы рассмотрим и опишем методические возможности двух наиболее популярных видов учебных сервисов: блога и подкаста, которые могут быть использованы в учебном процессе при обучении иностранному языку для решения определенных учебных задач.
Блог (или сетевой дневник) является одним из самых распространенных социальных сервисов и представляет собой веб-пространство, ориентированное на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде журнала.
Технология блогов позволяет публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду информацию и осуществлять ее поиск в массиве данных; создавать сообщества, которые могут администрировать несколько человек, с персональными настройками доступа для авторов и комментаторов.
А. В. Филатова выделяет следующие виды блогов:
по автору – личный, коллективный, корпоративный;
по типу мультимедиа – текстовый, подкаст, видеоблог и др.;
по особенностям контента ;
по технической платформе;
по жанру;
по правовому статусу – личный, групповой и т.д.
Большинство сетевых дневников обладают несколькими общими чертами: хронологической организацией информации (последние сообщения размещены в начале веб-страницы); наличием архива для доступа к прошлым сообщениям; возможностью прикрепления мультимедийных объектов; интерактивностью (получением обратной связи через комментарии); ссылками на другие сайты; RSS-синдикацией, позволяющей пользователям подписаться на блог.
В Интернете предоставлено большое количество веб-сервисов, позволяющих без особых усилий завести блог. В списке наиболее популярных блог-платформ — Blogger, LiveJournal, WordPress. Среди других ресурсов для создания учебных блогов можно назвать SchoolBlogs, Blogosphere.us и Weblogg-ed. На этих сайтах размещается информация, связанная с современными тенденциями развития блогов и их применения в образовании.
Специалисты выделяют следующие дидактические свойства блогов: существование в контексте личности автора, интерактивность, эффективность организации учебного информационного пространства, максимальная возможность мультимедийности, простота использования, безопасность.
В учебном процессе используются следующие виды блогов: блог преподавателя, индивидуальный учебный и коллективный учебный блоги.
В блоге преподавателя обычно размещается информация о предмете: программа учебного курса; информация об изученном на конкретном занятии материале; учебные задания; список рекомендуемых источников для дополнительного изучения, ссылки на онлайн-тесты для самостоятельной работы. Студенты при работе с блогом преподавателя развивают умения вести дискуссии на профессиональные темы, умения чтения на иностранном языке.
Индивидуальный учебный блог может выступать в качестве электронного портфолио студента, содержащего коллекцию материалов, демонстрирующих личный прогресс за определенный промежуток времени. При работе с индивидуальным учебным блогом студенты развивают умения письменной речи; умения чтения: способность выделять необходимые сведения; извлекать необходимую информацию; оценивать важность информации; учатся использовать необходимые языковые средства для самопрезентации, представления своей страны и культуры в иноязычной среде, выражения мнения, проявления согласия/несогласия при комментировании. Блог может содержать также сведения личного характера: информацию о семье, друзьях, увлечениях, своих достижениях; интересные ссылки; фото- и видеоматериалы.
Коллективный учебный блог предназначен для организации внеаудиторной работы в группе. В блоге преподаватель размещает учебные задания, справочную информацию, материалы для комментирования (текстовый, аудио-, видеоформат). В отличие от индивидуальных учебных блогов, в коллективном учебном блоге комментарии студентов размещаются последовательно на одной странице, что значительно облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение. Каждый участник может выразить собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу, услышать мнения других, научиться воспринимать культурное разнообразие как норму сосуществования в современном поликультурном мире, развить умение критического мышления. При организации работы в коллективном учебном блоге важно привлечь к дискуссии максимальное число людей.
При работе в коллективном учебном блоге студенты развивают умения письменной речи, а именно: умения излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях; использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной форме; проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами; аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства; а также умения чтения: умения выделять необходимые факты и сведения; отделять основную информацию от второстепенной; определять временную и причинно-следственную связь между событиями.
При использовании блогов в работе со студентами рекомендуется оговаривать частоту и объем размещения обязательных сообщений по теме, регулярность комментирования и количество гиперссылок. Особое внимание следует обратить на требования, касающиеся использования языковых норм и соблюдения сетевого этикета, правил оформления цитат и ссылок.
Благодаря использованию блогов в работе со студентами активизируется познавательная деятельность, повышается мотивация к изучению иностранных языков, уровень творческой самореализации. Совершенствуется навык поиска и анализа информации, формируются навыки критического мышления, автономной работы. Блоги позволяют создать оптимальные условия для формирования межкультурной компетенции у будущих специалистов за счет наглядного представления учебного материала. К преимуществам блогов можно отнести бесплатность, интерактивность, высокий уровень индивидуального взаимодействия обучающего и обучаемого, простоту использования и доступность.
Еще одним важным инструментом коммуникаций в современном мире становятся подкасты. Подкастинг – это технология трансляции цифрового контента, представляющая собой создание, размещение и распространение в Интернете медиапотоков (аудио- или видеофайлов), доступных для прослушивания или просмотра пользователям. Подкастом называется отдельный файл или серия регулярно обновляемых файлов, публикуемых по определенному адресу в Интернете.
Подкастинг успешно используется в процессе обучения иностранному языку. В настоящее время существует большое количество учебных материалов, специально разработанных в виде подкастов. Это могут быть как аутентичные подкасты, созданные для носителей языка, так и учебные подкасты, созданные для учебных целей. В зависимости от конкретных учебных задач они могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе; в аудитории и дома; в проектной работе и на учебных занятиях. Существуют различные виды подкастов, связанных с изучением иностранных языков:
подкасты для работы с лексическим материалом, где подкастер объясняет значение слова, словосочетания или идиомы и иллюстрирует их примерами функционирования рассматриваемой лексической единицы в языке;
подкасты, направленные на развитие умений аудирования и включающие задания по аудированию;
подкасты, предназначенные для проведения целого занятия по иностранному языку. Такие подкасты необходимо сопровождать раздаточным материалом.
Интересные подкасты для изучающих английский язык предоставляет Всемирная служба новостей Би-Би-Си (www.bbc.co.uk/radio/podcasts/). Подкасты могут выступать не только как средство для развития умений аудирования, но и как инструмент совершенствования навыков говорения. Обучающиеся (и преподаватели) могут самостоятельно создавать подкасты при помощи бесплатных программ аудиозаписи, например, Audacity (audacity.sourceforge.net).
Подкастинг имеет ряд преимуществ перед традиционными формами образования. Эта технология позволяет прослушивать или просматривать образовательные материалы в любом месте и в любое время, не ограничиваясь занятиями в аудитории и распределяя время учебы наиболее удобным образом. Подкасты можно прослушивать неограниченное количество раз, целиком или по частям. В целом, обучающиеся могут сами задавать наиболее подходящий для них учебный темп.
Благодаря таким характеристикам, как простота использования, доступность, эффективность организации информационного пространства, интерактивность, мультимедийность, надежность и безопасность, Веб 2.0 технологии обладают значительным потенциалом в формировании межкультурной компетенции будущих специалистов:
в ускорении темпа занятий и повышении мотивации к изучению иностранных языков и культур, благодаря наглядному представлению учебного материала и усилению его эмоциональной составляющей;
обеспечении эффективности самостоятельной работы путем предоставления каждому обучающемуся возможности выбирать оптимальный способ и темп освоения учебного материала;
совершенствовании навыков продуктивного межкультурного взаимодействия, знании сетевой этики, умений организовать и вести дискуссии на профессиональные темы путем участия в сетевых сообществах, блогах, социальных сетях и т. п.;
предоставлении оперативного доступа к интересующей студента информации.
Веб 2.0 открывает перед образовательной практикой широкие возможности: использование свободных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в учебных целях; самостоятельное создание сетевого контента; межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Литература:
Владимирова, Л.П. Интернет на уроках иностранного языка / Л.П. Владимирова // Иностранные языки в школе. 2002. – № 3. — С.39 – 41.
Воробьев, Г.А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции: дис. канд. пед. наук / Воробев Г.А. – Пятигорск, 2004.
Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. – 432 с.
Жук, Л.Г. Интернет-технологии как средство организации самостоятельной работы студентов технических вузов: на материале обучения иностранному языку: дис. канд. пед. наук / Жук Л.Г. – СПб, 2006. – 265 с.
Патаракин, Е.Д. Веб 2.0 – управление изучение и копирование / Е.Д. Патаракин, Д.Б. Ярмахов // Образовательные технологии и общество. – 2007.– № 10. – С. 245 –258.
Титова, С.В. Теоретические основы компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам : дис.д- ра. пед.наук / Титова С.В. – М., 2004. – 415 с.
Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 267с.
Филатова А.В. Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий для студентов языковых специальностей вузов: дисс.канд.пед.наук/ Филатова А.В. – М.,2009. – 52-95 с.