Цель: Приобщать детей к русской народной культуре.
Задачи: Продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора: весенними закличками, загадками; приметами.
Развивать интерес к весенним народным традициям, обычаям: зазыванию жаворонков и весны.
Воспитывать доброе и бережное отношение к птицам; активность.
Предварительная работа:
Детей знакомили с зимующими и перелётными птицами, проводили беседы о весне. На ОД рисовали, лепили птиц, изображали весеннюю природу. Знакомили со стихами, закличками. Разучивали песни, хороводы с детьми и родителями, участвующими в развлечении. Привлекли родителей к оформлению группы к мероприятию, испекли «птиц-жаворонков». Роль второго ведущего предложили взять маме одной из воспитанниц. Развлечение состоит из двух частей: I — в группе, II — на прогулке.
Ход развлечения
I часть
1-й ведущий:
Сегодня мы продолжаем встречать весну — красну. Зима прошла. С ней мы простились ещё на Масленице. Мамин праздник отметили в самом начале весны. Весной пригревает солнце, прилетают из тёплых краёв птицы, всё вокруг зеленеет: трава, листья на деревьях.
Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если всё зазеленело и в полях бежит ручей,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).
(детям предлагают встать в круг)
Исполняется песня — хоровод «А весной» .
(сл. и муз. С. Насауленко)
А весной, а весной снег повсюду тает.
А весной, а весной птички прилетают.
Чик — чирик, чик — чирик, птички запевают,
Чик — чирик, чик — чирик, птички запевают.
А весной, а весной расцветут цветочки.
А весной, а весной мы сплетём веночки.
Ля — ля — ля, ля — ля — ля, мы сплетём веночки,
Ля — ля — ля, ля — ля — ля, мы сплетём веночки.
А весной, а весной солнышко проснётся,
А весной, а весной деткам улыбнётся.
Ля — ля — ля, ля — ля — ля, деткам улыбнётся.
2-й ведущий:
А чтобы весне понравилось у нас, позовём её закличкой:
Приди весна с радостью. (руки у детей в стороны)
Приди весна с милостью,
С корнем глубоким, (наклон, руки внизу)
Со льном высоким, (руки вверх)
С грушами — яблочками, (руки в стороны)
С травушкой — муравушкой!
Исполняется песня — хоровод «Весёлая капель».
(сл. и муз. Т. Морозовой)
Посмотри, какое небо голубое,
От чего так птицы весело поют.
К нам идёт — красная девица,
Все её весной ласково зовут.
Весна — красна идёт и песенку поёт.
А в песенке свирель — весёлая капель.
Солнышко сияет, лучики играют.
В лужицах прозрачных пляшут и поют.
К нам идёт царица — красная девица,
Все её весной ласково зовут.
1-й ведущий:
Ребята, хотите помочь солнышку посильнее пригреть нашу матушку — землю? Сейчас ваши ручки будут добрыми и горячими солнечными лучиками.
(дети проговаривают закличку)
Дети:
Вверх мы ручки потянули, дружно солнцу подмигнули. (руки вверх)
Дай нам, солнышко, тепла, (маним рукой)
Чтобы силушка была. (показ силы)
Ясное солнышко — круглая головушка! (руки вверх)
Высоко посвети, всех на свете весели: (машем руками1)
Звонкий птичий хоровод,
Добрый маленький народ! (руки в стороны)
2-й ведущий:
Пригрело солнышко, стали прилетать разные птицы. А вот и к нам кто — то летит...
(подходят дети в шапочках диких гусей)
1-й ребёнок:
Мы — дикие гуси. Возвращаемся в родные места из тёплых стран.
Мы летим, летим, летим, крылышками машем,
Прилететь скорей хотим к милым рощам нашим.
2-й ребёнок:
Мы летим издалека, утомились птички.
Посидим у ручейка и попьём водички.
3-й ребёнок:
Вот он, вот он, край родной, милая сторонка.
Прилетели мы домой и запели звонко.
Исполняется песня — хоровод «Гуси прилетели».
(сл. Т. Волгиной и муз. А. Филиппенко)
Гуси прилетели. Возле моря сели.
Искупаться в море синем гуси захотели.
Лапки обмывали, крылья полоскали,
А солёную водицу гуси пить не стали.
Полетим до дому, к берегу родному.
Там напьёмся из криницы ключевой водицы.
2-й ведущий:
Кто из вас любит птиц? Как вы думаете, хорошо ли им живётся рядом с людьми? Почему? А кто из вас знает, есть ли у птиц враги? Могут ли птицы кого — то бояться? Кого? (ответы детей)
Игра «Птицы и кот»
(Дети — птицы выполняют движения согласно словам текста. Правило: кот выбегает и ловит птиц, когда текст произнесён полностью.)
Птички прилетают, весну зазывают.
Пёрышки чистят, корм себе ищут.
На землю садятся, кота не боятся.
1-й ведущий:
А вы, ребята, загадки про птиц любите отгадывать?
(детям предлагают присесть на стулья, отгадать загадки и найти картины — отгадки с изображением птиц).
Загадки:
*На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его … (скворец).
*Слышишь «ку-ку» раздалось на опушке? Это доносится голос … (кукушки).
*Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.
Лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
*На дереве в лукошке подрастают крошки. (птенцы в гнезде)
*В синем небе голосок — будто крохотный звонок. (жаворонок)
2-ведущий:
Много лет назад, русский народ считал, что окончательно весна наступает с прилётом жаворонков.
Игра «Жаворонок».
(дети в кругу; ведущий — родитель ходит внутри круга с колокольчиком, он жаворонок).
Жаворонок:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве.
(останавливается и обращается к рядом стоящему ребёнку)
Если сможешь повторить, будем мы с тобой дружить.
(если ребёнок повторил за взрослым какие — либо упражнения, задания или чистоговорки, то он становится жаворонком).
1-й ведущий:
После зимы, весной, много разных птиц прилетает в наши края. Они называются перелётные птицы. Кто запомнил, какие это птицы? Назовите их. Почему они не остаются с нами зимовать? А какие зимующие? Назовите некоторых из них. (ведущий хвалит детей за правильные ответы)
2-й ведущий:
Совсем недавно, 17 марта, прилетели грачи. А как называли в старину сегодняшний день, 22 марта, вы, ребята, узнаете на прогулке.
II часть (на улице).
2-й ведущий:
По народному календарю этот день, 22марта, назывался «Сороки». Раньше народ считал, что именно в этот день зима совсем уходила, а из тёплых стран прилетали сорок разных птиц. А самая первая из них — жаворонок.
В домах лепили из теста вот таких птичек — жаворонков ввиде булочек или печенья.
(дети рассматривают испеченных из теста птиц)
А у кого не было теста, делали жаворонков из глины, бумаги. Рано утром дети надевали таких птичек на длинные палочки, выходили из дома на улицу, залазили на деревья, взбирались на пригорки и зазывали жаворонков, выкрикивая заклички. Вы хотите, чтобы и к нам прилетели такие птички? (ответы детей) Тогда надевайте на палочки ваших птичек и позовите жаворонков и весну.
4-й ребёнок:
Жаворонки — перепёлышки, птички — ласточки! Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную принесите нам!
5-й ребёнок:
Где ты, солнышко, проснись, где ты, жаворонок, вернись.
Сыпать снег зима устала, кап — кап — кап, весна настала!
6-й ребёнок:
Жаворонки — жаворонки, прилетите,
Весну — красну принесите,
Зиму холодную унесите!
Все вместе:
Жаворонки, ноги тонкие, прилетите к нам!
Принесите нам конфетки на ветке, весну — красну, лето тёплое!
1-й ведущий:
Молодцы, ребята, хорошо позвали птиц. Давайте покормим птичек, которые живут рядом с нами, на нашем участке. Оставим для них угощение. А когда придём с прогулки, помоем руки и тоже угостимся вкусными булочками — жаворонками, которые испекли ваши родители.
Литература:
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Межиева М. В. Праздники на Руси. — Белый город, Москва, 2008.
- Орлова А. В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду /Владимирский областной институт усовершенствования учителей. — Владимир, 1995.
- Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. — М.: ТЦ «Сфера», 1999.