- Актуальность
- В настоящее время предприятия в сфере торговли переходят на новый уровень автоматизации, в связи с чем они нуждаются в продуктах, которые будут помогать им, особенно в сфере анализа, прогнозирования и помощи при принятии управленческих решений. В настоящее время существует достаточно много систем управления запасами, но все они не предполагают единой методики именно анализа входной статистической информации от уровня загрузки до уровня визуализации и генерации отчетов [2].
Цель: разработка методика анализа статистической информации о движении товарного запаса для последующей реализации программной системы управления товарными запасами.
Теоретические исследования
Пусть
– количество наименований товаров у предприятия
,
– некоторый товар,
– дата начала анализируемого периода,
– количество этапов анализа в анализируемом
периоде (например, число анализируемых дней, часов).
Информация о товаре
представляет собой некоторый кортеж:
,
где
– артикул товара
;
– наименование товара
;
– срок годности.
Исходя из задачи исследования входными данными для
реализации информационной системы анализа статистической информации
движения товарного запаса (ИС АСИДТЗ) какого-либо предприятия
являются:
Информация о закупках товаров предприятия
, представляющая собой некоторое множество записей:
, где
– количество закупок, то есть число записей закупок предприятия
.
Информация об остатках товаров предприятия
на конкретную дату
представляет собой множество записей:
,
- Информация о продажах товаров предприятия
представляющая собой множество:
, где
– количество продаж, то есть число записей продаж предприятия
.
- Выходными данными являются:
- Множество рекомендаций по принятию управленческих решений (РПУР) предприятия
:
.
- Множество рекомендаций по принятию управленческих решений (РПУР) предприятия
Множество фактов, которые являются объяснением
конкретной РПУР:
.
- Количество фактов
различается для каждого вида РПУР, например, РПУР исходя из календаря закупок, РПУР исходя из поведения поставщика.
- Рассмотрим подробнее входные данные для реализации ИС АСИДТЗ.
-
Информация о закупках товаров предприятия
представляет собой кортеж данных (атрибутов), которые хранят информацию о поставках и поставщиках.
, где
– товар (артикул товара) в
-й записи о закупках;
– дата поставки партии товара
в
-й записи о закупках;
– количество единиц товара
в
-й записи о закупках;
– цена закупки за единицу товара
в
-й записи о закупках;
– дата заказа партии товара
(необязательный атрибут) в
-й записи;
– наименование поставщика в
-й записи о закупках;
– адрес поставщика (необязательный атрибут) в
-й записи;
– количество дефектных товаров в партии в
-й записи о закупках;
– количество дней задержки партии в
-й записи о закупках;
- Таким образом,
Информация об остатках товаров на конкретную дату
предприятия
представляет множество данных для конкретной даты (например, начало года). Эта информация необходима для того, чтобы иметь исходные данные о наличии товаров на складе:
, где
– товар в
-й записи об остатках;
– количество единиц товара
на дату
.
Остаток для товара
на дату
можно найти как сумму остатков товара
на начало периода
и сумму атрибутов
,
то есть сумму закупленных единиц товара
за текущий период:
.
Информация о продажах товаров предприятия
представляет собой также кортеж данных (атрибутов), которые хранят данные о продажах товаров и, при необходимости, покупателях:
, где
– товар в
-й записи о продажах;
– дата (время) в
-й записи о продажах;
– количество проданного товара
в
-й записи о продажах;
– цена продажи товара
в
-й записи о продажах;
– количество дней задержки покупки (необязательный атрибут).
На практике возможна ситуация, когда вместо атрибута
цены продажи товара
присутствует атрибут: объем продаж
.
Цена в этом случае будет рассчитываться следующим образом:
.
Опишем последовательность этапов для реализации всего цикла анализа и выдачи необходимой выходной информации (рис. 1).
Рассмотрим подробнее каждый этап.
- Этап «Загрузка данных о поставках, остатках и
продажах» предполагает последовательную загрузку во внутреннее
хранилище баз данных информации о поставках товаров в предприятие
, включая сведения о поставщике и количестве поставляемого товара
, об остатках товаров на складе на начало периода
и о продажах товаров у предприятия
включая количество проданных товаров, цену продаж и при необходимости сведения о покупателях
. Цель этапа – загрузка и логичное структурирование информации во внутреннем хранилище баз данных программного средства.
- Для того чтобы данные были удобно структурированы
предлагается группировать данные по товарам.
- Для закупок имеем следующее отображение:
,
,
- некоторый
-й товар,
,
- некоторая
-я дата для
-го товара.
.
- Для закупок имеем следующее отображение:
Рис. 1. Последовательность этапов анализа статистической информации движения товарного запаса
-
Для продаж товаров имеем следующее отображение:
.
,
– некоторый
-й товар,
– некоторая
-я дата для
-го товара,
– остаток товаров на начало дня (или даже часа).
- Этап «Предобработка исходных данных» предполагает модификацию исходных данных, полученных на предыдущем этапе. Возможная модификация предполагается двумя способами: модификация исходных данных пользователем программы (редактирование данных, удаление, добавление новых значений, удаление дубликатов и противоречий и др.); модификация данных с использованием специальных алгоритмов (алгоритмы сглаживания, редактирования аномалий, заполнения пропусков и др.).
- Цель этапа – подготовка исходных данных для
использования алгоритмов анализа и прогнозирования. Таким образом,
на данном этапе необходимо с помощью специальных алгоритмов
определить отображения:
3. Этап «Анализ данных» предполагает
использование алгоритмов анализа статистической информации движения
товарного запаса для информации, обработанной на предыдущем этапе:
,
,
с целью получения результатов анализа
[1].
4. Этап «Прогнозирование» предполагает
использование алгоритмов прогнозирования для информации, полученной
на этапе 2:
,
,
с целью получения результатов прогнозирования
[1].
5. Этап «Формирование рекомендаций по принятию
управленческих решений» предполагает использование результатов
анализа
и прогнозирования
для получения РПУР
с использованием множества фактов
для каждой РПУР
[1].
- 6. Этапы «Визуализация» и «Генерация
отчетов» предполагают представление результатов анализа и
прогнозирования в текстовом, графическом или табличном виде.
- Литература:
- Демидова Л.А., Кираковский В.В., Пылькин А.Н. Алгоритмы и системы нечеткого вывода при решении задач диагностики городских инженерных коммуникации в среде MATLAB. – М.: Радио и связь, 2005. – 365 с.
- Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. – 304 с.