Одним из основополагающих принципов при организации системы учета и анализа расходов на оплату труда в организации является принцип экономичности.
Оптимизация затрат означает уменьшение оттоков финансовых средств на поддержание функционирования бухгалтерской службы, а также увеличениеее ее производительности и качества выполняемых функций.
Рис. 1. Интеллектуальная карта оптимизации затрат на бухгалтерию
Ключевые показатели эффективности (англ. KeyPerformanceIndicators, KPI) — система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации стратегии.
Система формирования переменной части денежного вознаграждения на базе KPI стимулирует сотрудника к достижению высоких индивидуальных результатов, а также к увеличению его вклада в коллективные результаты и достижения, в выполнение стратегических целей компании. При этом показатели KPI в системе формирования переменной части заработной платы на базе KPI должны быть достаточно просты и понятны сотрудникам, а размеры переменной части компенсационного пакета – экономически обоснованны.
Метод внедрения KPI подразумевает разработку системы показателей, с помощью которой можно оценивать эффективность работы каждого сотрудника или подразделения в целом. У компании существует какая-либо цель в отчетном периоде, и необходимо, чтобы каждый сотрудник был задействован в её достижении. Именно поэтому при разработке системы показателей KPI необходимо брать в расчет цель компании.
Устанавливается система ключевых показателей, которая способствует достижению целей компании. За выполнение данных нормативов сотрудники, отделы, начальники отделов и высший менеджмент получают премию.
Основные сложности возникают на этапе внедрения KPI, если данная система воспринимается только как система мотивации, а не как система управления по целям.
Для обеспечения выдвинутых критериев предлагается использование следующий KPI:
Количество ошибок при осуществлении расчетов (с контрагентами и т.д.);
Задержка в сроках расчетов;
Количество некорректных счетов
Сумма штрафов со стороны налоговой инспекции;
Коэффициент отклонения от запланированного времени расчета заработной платы.
Ключевой показатель эффективности по количеству ошибок при осуществлении выплаты заработной платы расчитывается по формуле (1).
Задержка в сроках расчетов находятся по формуле (2)
где: KPIсрок – ключевой показатель эффективности по задержкам в срокав расчетов;
Рфакт – фактическое время выполнения расчетов;
Рплан – плановое время выполнения расчетов.
KPI количества некорректных счетов находится с помощью формулы (3), как правило, данные расчеты осуществляются во время аудиторских проверок или внутренних ревизий.
где: KPIнекор – показатель эффективности по количеству некорректных счетов;
О – сума корректных счетов за период;
П – общая сумма счетов.
KPI по сумме штрафов из налоговой инспекции будет расчитываться по формуле (4):
где: – показатель эффективности по сумме штрафов в налоговую инспекцию;
О – сума оплаченных штрафов в текущем учетном периоде;
П – сумма оплаченних штрафов в предыдучем учетном периоде.
KPI по отклонению от запланированного времени расчета заработной платы будет являться безразмерной величиной. Его расчет представлен в формуле (5).
где: KPIt – показатель эффективности по отклонению от запланированного времени расчета заработной платы;
Tзатр – фактическое время, затраченное на процесс расчета;
Tзапл – время, запланированное на рсчет заработной платы.
Оценка выполнения KPIпроисходит в специальных таблицах – «Матрицах KPI». Взападных компаниях иногда эту форму называют «Соглашение по целям» или«Производственный контракт».
Следующим шагом является определение значимости показателей и их удельного веса при расчете премиальной части заработной платы. Для этого следует использовать правило Фишберна, согласно которому, если проранжировать показатели в порядке предпочтительности для аналитика, то их удельный вес ресчитывается по формуле (6).
где: ri – удельный вес отдельного показателя;
n – общее количество показателей;
i – место в ранге отдельного показателя.
Показатели ранжируются в порядке, определяемом организацией, в зависимости от стратегических целий предприятия.
Если оставить показатели KPI в порядке приоритета, указанном ранее, то удельные веса в соответствии с моделью Фишберна можно представить в виде таблицы 1
Таблица 1
Уровень значимости KPI
Модель |
Фактическое значение |
Удельный вес, ri |
KPI по ошибкам при выплате заработной платы |
KPIош |
0,333 |
KPI по задержкам в сроках подготовки отчетности |
KPIсрок |
0,267 |
KPI по количеству некорректных счетов |
0,200 |
|
KPI по сумму штрафов в налоговую инспекцию |
0,133 |
|
KPI по сроку расчета заработной платы |
0,067 |
Дальнешим шагом является заполнение, так называемой, матрицы KPI (таблица 2). В столбце «Цель» определяется задача, приследуемая каждым из KPI (графа «KPI»). Графа «Итог» заполняется значениями, полученными путем произведения графы «Итог» с графой «Вес». На последнем этапе заполнения таблицы определяется тренд путем сравнения итогов периода, предшествующего отчетному с итогами отчетного периода. Таким образом можно определить, как именно повлияли управленческие решения или нововведения в текущем периоде на отдельные KPI.
Таблица2
Матрица KPI
Цель |
KPI |
Вес, % |
Зна-чение |
Ед.изме-рения |
Итог |
Тренд |
Уменьшить количество ошибочных начислений |
KPI по ошибкам при выплате заработной платы |
0,33 |
|
% |
|
|
Увеличить скорость подготовки управленческой отчетности |
KPI по задержкам в сроках подготовки отчетности |
0,27 |
|
% |
|
|
Улучшить качество учета |
KPI по количеству некорректных счетов |
0,20 |
|
% |
|
|
Уменьшить отток финансовых ресурсов, улучшить качество учета |
KPI по сумму штрафов в налоговую инспекцию |
0,13 |
|
% |
|
|
Увеличить скорость расчета заработной платы |
KPI по сроку расчета заработной платы |
0,07 |
|
% |
|
|
После заполнения матрцы KPI происходит расчет размера премии сотрудника (или размер бонусного финансирования отдела). Для этого необходимо использовать формулу (7).
П = БО * ПЧ * KPIi, (7)
где: П – сумма премии;
БО – размер базового оклада;
ПЧ – переменная часть оклада, выраженная в процентах;
KPIi – значиния из столбца «Итог» таблицы 2.2.2.
П
ремирование
не должно проводиться только раз в год (рисунок 2.2.1). При данной
Рис. 2. Активность сотрудников при ежегодном премировании
частоте премирования активность выполнения своих служебных обязанностей сотрудников будет высока только к концу года. Поэтому следует учреждать премию 2, как минимум, два раза в год. При такой частоте удастся получить эффект роста производительности вдвое больший, чем при ежегодной премии.
Литература:
Клочков А.К KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов/Клочков А. К. –М: «Юнити-М», 2011;
Разработка KPI в компании: Метод. Пособие / Приложение к журналу «Справочник по управлению персоналом». – М., 2011;
Кубатиева Ф.Б. KPI – каждому по способностям // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2012. – №2;
Колбеко Н. Внедрение KPI: стоит ли овчинка выделки? [Электронный ресурс]. – http://www.insapov.ru/implementation-kpi.html (дата обращения 09.03.2012)
Машковцев С.В., Бедило М.М. KPI для поддерживающих подразделений // Справочник кадровика.– 2011. – №5