Влияние политического фактора на пограничную политику России в регионах Сибири и Дальнего Востока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 783 раза

Библиографическое описание:

Ревякина, М. А. Влияние политического фактора на пограничную политику России в регионах Сибири и Дальнего Востока / М. А. Ревякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 328-332. — URL: https://moluch.ru/archive/41/5032/ (дата обращения: 19.12.2024).

В современной геополитической ситуации, сложившейся вокруг России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), на одно из первых мест выдвигается политический фактор. Именно он в большей степени оказывает влияние на региональную пограничную политику нашей страны через характер отношений Российской Федерации с сопредельными государствами и их политику по отношению к нашей стране. Политический фактор проявляется также в создании на приграничных территориях Сибири и Дальнего Востока политических, организационных, правовых и иных условий обеспечения защиты и охраны государственной границы.

Необходимо отметить, что к числу основных вопросов региональной пограничной политики, вытекающих из воздействия политического фактора, можно отнести характер и состояние отношений между Россией и сопредельными странами. Эти отношения нельзя назвать на сегодняшний день исключительно дружественными и добрососедскими. Сказывается общий характер геополитических процессов, происходящих как в азиатской части России, так и близи ее.

С нашей страной соседствует один из наиболее влиятельных субъектов мировой политики и глобальной экономики – Китай.

На китайском направлении за последнее десятилетие российская сторона перешла к системной реализации прагматичной, обусловленной реальными потребностями стратегии. Основные вехи этой эволюции ознаменованы следующими событиями.

Во-первых, это подписание Договора [2] о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китаем от 16 июля 2001 года. Данный документ отразил общее стремление между странами содействовать становлению многополярного мира, предотвратить распространение ядерного оружия, эффективно противостоять международному терроризму, а также разрушительным мировым финансово-экономическим кризисам.

Китай уже довольно длительное время проводит самостоятельную, неподконтрольную США международную политику. Для России развитие стратегических отношений с Китаем является приоритетным и имеет долгосрочные перспективы. Политические позиции руководства стран по ключевым мировым проблемам совпадают, что не редко идет вразрез с интересами США. На азиатских площадках Россия для Китая – естественный союзник против роста гегемонизма и диктата одной страны. Такая согласованная позиция была четко выражена российской и китайской сторонами в двух совместных декларациях: «О многополярном мире и формировании нового международного порядка» (1997 г.) [3] и «О международном порядке в XXI веке» (2005 г.) [4]. Как известно, в перспективе США планируют на данном направлении создание американской системы ПРО, что, безусловно, сближает интересы Москвы и Пекина в их обоюдном стремлении сохранить сложившийся стратегический баланс в АТР, противостоять политическому и военному давлению США.

Следует согласиться с академиком М. Титаренко, который охарактеризовал сложившийся в политическом смысле порядок партнерства следующим образом. «По своей исторической роли, – стратегическая связка Россия – Китай выступает как крупнейший фактор решения эпохальной задачи, сердцевиной которой являются мир, безопасность и развитие, а, следовательно, достойное выживание всего рода людского во всем его этническом, культурном и конфессиональном многообразии. И нет никаких сомнений в том, что эта связка, постепенно трансформируется в широчайшее антигегемонистское движение народов и стран, уравновешивающие глобалистские силы, которые сохраняют политический менталитет периода «холодной войны» и по-прежнему придерживаются блоковой и силовой линии» [1, с. 254-255].

Во-вторых, это связано с недавним разрешением пограничной проблемы двух стран в широком смысле слова, включая не только процессы демаркации границы, но и налаживание трансграничного сотрудничества, совместную борьбу с трансграничной нелегальной торговлей и последствиями техногенных катастроф.

История формирования российско-китайской границы охватывает период с конца XVII века до XX века. На сегодняшний день граница имеет протяженность 4 209 километра. Основным этапом завершения территориально-пограничных проблем стало соглашение от 16 мая 1991 года о восточном и 3 сентября 1994 года о западном участках границы. В период с 1991 по 1999 гг. – была проведена полная демаркация границы, за исключением двух участков: островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе г. Хабаровска и острова Большой на реке Аргунь в Читинской области.

В целях поддержания стабильности на границе между двумя странами и спо­койствия в приграничных районах, решения пограничных вопросов в духе взаимного уважения, дружбы и сотрудничества 27 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики заключено Соглашение о режиме российско-китайской государственной границы [5].

В ходе визита Президента Российской Федерации В. Путина в Пекин 14 октября 2004 года было подписано дополнительное соглашение, которое определило линию прохождения границы в районе острова Большой и территории островов Тарабаров и Большой Уссурийский. В 2005 года состоялась ратификация Государственной Думой и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между Российской Федерацией и КНР. В результате чего ряд территорий (участок острова Большой и два участка острова Тарабаров и Большой Уссурийский) общей площадью 380 кв. км, были переданы китайской стороне.

Данный факт свидетельствует о том, что просматривается достаточно лояльная политика России в отношении с КНР. Руководство страны, проводя добрососедскую политику, пошло на уступки Китаю в решении спорных территориальных вопросов, возможно, упуская при этом стратегические приоритеты. Также следует учесть, что это может способствовать «разогреву» территориального «аппетита» у китайцев и, соответственно, негативно скажется на обеспечении безопасности российского государства в пограничной сфере.

В-третьих, в евразийском российско-китайском политическом партнерстве большое место и вес занимает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Эта международная организация была создана в 1996 году в Пекине на основе пограничных соглашений «Об укреплении доверия в военной сфере в пограничных районах» [6] и «О взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах» [7]. Кроме традиционных направлений безопасности, таких как борьба, с терроризмом, национальным сепаратизмом, наркотрафиком, реализуются программы по торгово-экономическому, интеграционному, гуманитарному сотрудничеству.

ШОС притягательна и интересна для многих стран Востока, которые хотят жить в многополярном мире, без американского диктата. Вполне очевидна идея использования ШОС не только как средства борьбы против терроризма, религиозного экстремизма и национального сепаратизма, но и как скрытый ресурс Москвы и Пекина для сдерживания США и их союзников, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Если раньше за свою версию многополярности они боролись на уровне деклараций, то для их подтверждения в 2005 году на территории Китая были проведены российско-китайские военные учения, а в 2007 году на территории России проведены войсковые маневры всех участников ШОС. В США все это было воспринято, мягко говоря, с раздражением.

Политическая активность Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в XXI веке подкреплена взаимовыгодными условиями. Усиливается зависимость Китая от российских энергетических ресурсов и России от китайских инвестиций и технологий, опыта интеграции в мировое хозяйство, умелого сочетания либеральных и государственных подходов в экономике.

В условиях глобализации национальные границы государств оказываются менее устойчивыми и могут изменяться под воздействием геополитических реалий. Вместе с тем, государственный суверенитет продолжает иметь первостепенное значение. Принципиально важно, что Россия и Китай признают нерушимость границ, защиту целостности территории как один из базовых принципов международных отношений. Единство взглядов отвечает общественным и государственным интересам обеих стран, способствует решению взаимных пограничных проблем. Внешняя политика Китая, как и России, строится, как это постоянно подчеркивается всеми первыми лицами Поднебесной, на основе «независимой политики мира», которая опирается на принципы мирного сосуществования: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности; взаимное ненападение и невмешательство во внутренние дела других государств; равенство и взаимная выгода, бесконфликтное сосуществование.

Конструктивное развитие политических отношений в российско-китайском партнерстве, позитивно влияет на социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока, позволяет более интенсивно азиатской части России вступать в интеграционные процессы со странами АТР. В то же время такое положение дел выгодно и китайской стороне, поскольку она заинтересована в природно-ресурсной базе Восточной Сибири и Дальнего Востока. Но при этом руководству страны, как на федеральном, так и на региональном уровне стоит учитывать, что при реализации совместных соглашений, привлечение китайских бизнесменов и рабочей силы, многие из которых уже освоились на российских территориях, имеют недвижимость, бизнес, в будущем может привести к де-факто их «уходу» под контроль Китая.

Китайская сторона мирными, продуманными, медленными шагами идет к реализации своей геостратегической цели создания мирового китайского экономического пространства, так называемого «Большого Китая», включающегося все территории, где проживают этнические китайцы. К ним относится и российский Дальний Восток и Восточная Сибирь, что явно идет вразрез, национальным интересам нашей страны.

Таким образом, можно утверждать, что российские отношения с Китаем носят неоднозначный, а по сути двусмысленный характер. Официальные контакты развиваются успешно. Неофициально же Китай инициирует постоянное демографическое, территориальное, торговое давление на Россию, скрытую экспансию.

Одним из мировых политических центров, с которым Россия граничит в АТР, является Япония. Российско-японские отношения во многом определяются проблемами и противоречиями прошлой эпохи. Не ликвидированы принципиальные вопросы на пути их нормализации: территориальные притязания, отсутствие мирного договора по итогам Второй мировой войны. Также остро стоит вопрос разграничения территориального моря в международно-правовом отношении, поскольку государственная граница между Россией и Японией на море не оформлена, что осложняет реализацию пограничной политики нашей страны. При этом, следует отметить, что в качестве основного условия для подписания мирного договора с Россией, японская сторона по-прежнему выдвигает требование о передаче ей четырех островов Курильской гряды. Две страны продолжают поиск решения существующей территориальной проблемы, развивают сотрудничество в различных сферах, включая гуманитарную, что позволяет создать более благоприятную обстановку для решения спорных проблем в будущем. Предпосылки для этого имеются. Как отметил глава МИД Японии С. Маэхара на пресс-конференции в Токио: «Российско-японские отношения чрезвычайно важны, есть задатки для их последующего развития. Если мы решим проблему территорий и после возврата четырех островов заключим мирный договор, то это будет основанием для дальнейшего развития отношений» [8].

Хотя политика России и Японии направлена на улучшение международных отношений, активизацию дальнейшего сотрудничества в различных сферах, надо делать реальные последовательные взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран. Но, не смотря на процесс развития двусторонних отношений, страны все еще далеки от заключения мирного договора и решения территориальной проблемы.

Учитывая трудности переживаемые Россией, японская сторона, по-видимому, будет стремиться использовать свои финансовые и экономические возможности, для того чтобы добиться в вопросе о спорных территориях окончательного разрешения в свою пользу. Стремление Японии расширить свои государственные границы за счет «северных территорий», оказать воздействие на проживающее там приграничное население, по-прежнему является камнем преткновения в российско-японских отношениях, отрицательно влияет на обстановку регионе.

В частности об этом свидетельствует болезненная реакция японской стороны на факт приезда Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2010 года на самый большой остров Курильской гряды Кунашир. Японская сторона выразила крайнее недовольство [9], так как убеждена, что эти четыре острова являются частью ее территории. Указанное обстоятельство оказывает определенное влияние на пограничную политику России в данном регионе, которая реализуется с учетом возможных дальнейших провокационных действий сопредельной стороны.

Сегодня между Москвой и Токио остается один действительно неразрешимый вопрос. Очевидно, что решение данной проблемы может быть найдено только в процессе действительно активного развития двусторонних отношений, поиска возможных компромиссов на межгосударственном уровне, осуществления контактов между широкими слоями общественности обеих стран. Говоря другими словами ее решение возможно путем интенсивного взаимодействия России и Японии в решении актуальных проблем современности, то есть в условиях партнерства.

Российская сторона нацелена на расширение экономического сотрудничества с Японией. Усиливающийся процесс регионализации, как одно из проявлений глобализации, существенно увеличивает вес именно экономических контактов обеих сторон. Но на взгляд автора, для реализации этого необходима еще и политическая воля. И самое главное, недопущение расширения разногласий по территориальному вопросу в интересах экономического сотрудничества, взаимной выгоды.

Политика России на Корейском полуострове в настоящее время состоит из следующих аспектов: северокорейского вектора; отношений с Южной Кореей; отношений России в рамках различных многосторонних проектов по безопасности, энергетике, транспорту.

Отношения России с КНДР на сегодняшний день носят дружеский характер. Продолжается реализация северокорейского проекта по реконструкции железнодорожного участка Хасан – Раджин. В октябре 2011 года по модернизированной 54-километровой железнодорожной ветке с повышенной пропускной способностью, связавшей российскую станцию Хасан с северокорейским морским портом Раджин, прошел первый «демонстрационный поезд».

Этот проект, который Россия и КНДР рассматривают как пилотную часть реконструкции Транскорейской магистрали, предусматривает также строительство в порту Раджин грузового терминала и последующее использование этой инфраструктуры для организации транзитных перевозок с выходом на сеть российских железных дорог.

Еще более значительной может стать договоренность о строительстве газопровода из России в Южную Корею через территорию КНДР. Как сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на высокопоставленного российского дипломата, эта инициатива получила политическую поддержку, как в Пхеньяне, так и в Сеуле. Проект газопровода рассчитан, прежде всего, на оживление экономических связей России и Южной Кореи. Здесь речь идет о создании коридора через Северную Корею, который бы позволил России поставлять газ в Южную Корею и транспортировать южнокорейские товары в нашу страну. Следует согласиться с мнением Ричарда Вайца, старшего научного сотрудника Хадсоновского института в Вашингтоне, заключающееся в том, что использование КНДР в качестве транзитной страны для экспорта российских энергоресурсов и товаров в Южную Корею и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона может привести к «усилению российской интеграции в восточной части Азии» и «позволит России стать страной-транзитером южнокорейских товаров в Европу, которые сегодня перевозятся в основном длинным морским путем» [10].

Необходимо отметить, что в разделенной Корее существуют процессы, которые могут привести к неблагоприятным геостратегическим изменениям ситуации на Дальнем Востоке. Поэтому Россия в своей внешнеполитической деятельности должна учитывать этот важный политический фактор и всячески способствовать объединительному процессу Северной и Южной Корее. Автор считает, наша страна в перспективе может приобрести еще одно дружественное, политически стабильное государство, что будет способствовать подержанию добрососедских отношений, реализации проектов, имеющих важное политическое и экономическое значение для России. Единая Корея может стать для нашей страны важным геополитическим союзником в зоне АТР.

Помимо России, КНДР, Южной Кореи, участниками по урегулированию проблем безопасности не только на Корейском полуострове, но и в Северо-Восточной Азии (СВА), являются США, Япония и КНР. Всего шесть акторов. Это значит, что в СВА существует подсистема из шести элементов, крайне тесно взаимосвязанных между собой. Степень их взаимосвязи такова, что любое решение по Корейскому вопросу затрагивает каждый элемент этой системы вплоть до его стратегических интересов. По сути, образовалась «шестерка» стран по решению важного вопроса сохранения мира и стабилизации политической обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

США всегда стремились к максимальному контролю и доминированию над другими государствами для обеспечения безоговорочного господства на международной арене. В Азии Вашингтону противостоит Китай, который стал наиболее вероятным кандидатом на роль противовеса США как сверхдержавы. Предвидя подобные претензии на гегемонию со стороны Китая, США уже сегодня предпринимают адекватные меры, по сохранению своего доминирования.

Политика США по отношению к России направлена, на ее сдерживание как потенциального сильного «игрока» на международной арене. Российско-американское сотрудничество на сегодняшний день осуществляется в области космических исследований, договоренностей в области стратегических наступательных вооружений, но особое внимание в сфере отношений – это вопросы национальной безопасности двух держав.

Однако не стоит забывать, что стратегическим задачами США в АТР остаются доминирующее лидерство, установление контроля над ядерным потенциалом России, дезинтеграция российского геополитического пространства, полномерное выведение отдельных регионов из-под юрисдикции страны с целью получения доступа к колоссальным природным ресурсам и обширному рынку.

Все это позволяет утверждать, что политический фактор, под влиянием которого формируются угрозы пограничной безопасности, складывается военно-политическая обстановка в АТР, характеризуется высоким динамизмом происходящих в этом районе мира процессов, что в свою очередь оказывает непосредственное влияние на содержание региональной пограничной политики России.

На безопасность России в пограничной сфере существенное влияние оказывает политика сопредельных государств. При этом следует признать, что позиции нашей страны в АТР на сегодняшний день недостаточно сильные в экономическом, военном, политическом плане. Доминирующими игроками остаются США, Китай, Япония, которые проводят последовательную политику по усилению влияния в регионе. Предпочтение отдается методам экономического проникновения: увеличение экспорта и усиление технологической зависимости, приобретение собственности, а также незаконная миграция иностранных граждан и их закрепление на сопредельных территориях через браки, под предлогом работы на длительное время и т.п. Политическая и инвестиционная политика стран АТР избирательно и тщательно спланирована с учетом их интересов. Эти государства, как показала практика, не заинтересованы в развитии и укреплении экономического потенциала России в Сибирском и Дальневосточном регионах, азиатская часть нашей страны их интересует лишь как источник получения дешевого сырья.

Такое положение дел оказывает влияние и предопределяет проблемы в выработке российской внешнеполитической стратегии по отношению к странам АТР, непосредственно сказывается на характере пограничной деятельности, детерминирует необходимость принятия адекватных мер по противодействию угрозам безопасности.


Литература:

  1. Титаренко М.Л. Россия: безопасность через сотрудничество. Восточноазиатский вектор. М., 2003. С. 254-255.
  2. http://www.rg.ru/2009/03/20/russia-kitai-dok.html (дата обращения: 25.11.2011).
  3. http://www.lawmix.ru/abro.php?id=6305 (дата обращения: 25.11.2011)
  4. http://archive.kremlin.ru/events/articles/2005/06/90767/153816.shtml (дата обращения: 25.11.2011).
  5. http://www.rosgranitsa.ru/node/947 (дата обращения: 25.11.2011).
  6. http://www.akdi.ru/gd/proekt/056413GD.SHTM (дата обращения: 26.11.2011).
  7. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_51146.html (дата обращения: 26.11.2011).
  8. http://ria.ru/politics/20110208/331785610.html (дата обращения: 26.11.2011).
  9. См.: В Токио прошла демонстрация за возврат Курильских островов Японии. http://artemovsk.info/2010/12/01/v-tokio-proshla-demonstraciya-za-vozvrat-kurilskix-ostrovov-yaponii.html (дата обращения: 14.11.2011); См.: Японский премьер возглавил антироссийский митинг. http://top.rbc.ru/politics/07/02/2011/539279.shtml (дата обращения: 14.11.2011).
  10. 10.http://onekorea.ru/2011/12/20/eksperty-u-rossii-net-rychagov-vozdejstviya-na-severnuyu-koreyu (дата обращения: 26.11.2011).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Китай, Российская Федерация, Южная Корея, Япония, США, отношение, китайская сторона, мирный договор, японская сторона.


Похожие статьи

Законодательная политика государства в сфере формирования гражданского общества в России

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

Особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере в период Российской империи

Теоретические и исторические предпосылки развития интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)

Организационно-регулирующая роль государства в процессе формирования инновационной экономики России

Перспективы применения зарубежного опыта в управлении конфликтом интересов на государственной службе

Некоторые нравственные аспекты этнополитических конфликтов на Кавказе

Роль коммерческих банков в формировании и развитии региональных финансовых рынков

Состояние и развитие скотоводства, и его роль в экономике Монголии

Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран

Похожие статьи

Законодательная политика государства в сфере формирования гражданского общества в России

Специфика интеграционных процессов в Юго-Восточной Азии

Особенности формирования культуры управленческой деятельности в пограничной сфере в период Российской империи

Теоретические и исторические предпосылки развития интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)

Организационно-регулирующая роль государства в процессе формирования инновационной экономики России

Перспективы применения зарубежного опыта в управлении конфликтом интересов на государственной службе

Некоторые нравственные аспекты этнополитических конфликтов на Кавказе

Роль коммерческих банков в формировании и развитии региональных финансовых рынков

Состояние и развитие скотоводства, и его роль в экономике Монголии

Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран

Задать вопрос