На протяжении 2000-х гг. наблюдался стабильный рост российского выездного туризма. Данные по некоторым направлениям поистине впечатляют. Так, в 2007 г. лидерами по росту числа поездок россиян стали: Израиль (+106%), Китай (+98%), Португалия (+82%), Венгрия (+71%), Греция (+51%) и Япония (+41%) [1]. Исключение составил лишь 2009 г., когда в связи с кризисом наблюдалась значительная понижательная тенденция: выездной турпоток сократился на 15,5%, т.е. почти на 2 млн. человек. Некоторые страны не досчитались значительного количества российских туристов: Китай (−51,5%), Литва (−43%), Хорватия (−36,8%). Но даже в этот кризисный год продолжался рост выездного потока по отдельным направлениям: Израиль (+36,5%), Доминиканская республика (+29%), США (+28,6%), Швейцария (+28,2%) и Черногория (+27,8%) [2].
В 2011 г., по данным Росстата, наши туристы совершили 14 495,9 тыс. поездок за границу, что на 15% больше, чем в 2010 г. Результат положительный, но темпы роста заметно снизились по сравнению с предыдущим годом, когда увеличение турпотока составило 32%. Подобная динамика рынка вполне ожидаема и связана с окончанием периода реализации отложенного после начавшегося осенью 2008 г. финансового кризиса спроса на загранпоездки с целью отдыха. О стабильности ситуации говорит и то, что показатель 2011 г. соответствует среднему за последние четыре − пять лет.
Лидерами по темпам роста в 2011 г. стали: Эстония (+118,3%), Норвегия (+100%), Швеция (+99,2%), Сербия (+75%), Таиланд (+68%), Доминиканская республика (+63%), Греция (+58,4%), Испания (+57%), Вьетнам (+51%) и Куба (+50,8%).
Из вошедших в число первых тридцати пяти по количеству принятых в 2011 г. российских туристов отрицательную динамику имеют лишь шесть стран: Марокко (−75%), Египет (−34%), Тунис (−19,3%) и Иордания (−15,7%), в которых весной прошлого года резко обострилась внутриполитическая обстановка; Япония (−49,8%), что вполне очевидно связано с разрушительными природными и техногенными катаклизмами прошлого года; Литва (−19%) [4], что, однако, опровергается информацией из других источников: так, по данным Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2011 г. Литву посетило 320 тыс. туристов из России, т.е. на 43% больше, чем в 2010 г. [5].
Одно из уверенно растущих на российском туристическом рынке направлений – итальянское. Картина последнего десятилетия выглядит следующим образом [3]:
Таблица 1
Выезд россиян в Италию с туристическими целями (тыс. поездок)
Годы |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Количество поездок |
149,7 |
119,0 |
156,1 |
205,6 |
245,8 |
334,1 |
398,1 |
336,1 |
451,5 |
571,6 |
В течение последних пяти лет страна стабильно входит в десятку наиболее популярных у отправляющихся на отдых наших соотечественников: 2007-2008 гг. – пятое место, 2009-2010 гг. – шестое место, 2011 г. – девятое место [3].
Растет интерес со стороны россиян не только к самой Италии, но и к находящимся в ее визовом пространстве карликовым государствам: Ватикану и Сан-Марино. Что касается первого из них, то статистики по въезду иностранных граждан на территорию Ватикана и ночевкам (что совершенно естественно при отсутствии там туристических средств размещения) практически не ведется, поэтому судить о его популярности у туристов позволяют разрозненные данные об экскурсионной посещаемости отдельных объектов на территории города-государства. А вот о Сан-Марино можно совершенно определенно сказать, что в 2011 г. российских туристов там принято существенно больше по сравнению с предыдущим годом − на 43%.
Привлекательным для все большего числа выезжающих на отдых в Европу наших соотечественников становится и еще один расположенный близко к Италии «карлик» – Монако. Как следует из данных Управления по туризму и конгрессам Монако, количество российских туристов, посещающих эту страну, стабильно увеличивается в среднем на 7-8% в год. В 2010 г. княжество посетили 15 тыс. россиян, т.е. на 8% больше чем в 2009 г. В том же 2010 г. они в общей сложности сняли гостиничные номера на 70 тыс. дней, что равняется 9% от общегодового показателя (для сравнения: в 2002 г. российская доля в нем составила всего 17 тыс.) [6].
Проведенный нами анализ предлагаемых россиянам отечественными туроператорами туристических программ показал, что на сегодняшний день на нашем рынке нет вариантов комбинирования в рамках одной поездки карликовых государств Сан-Марино, Ватикан и Монако. Предлагаются либо итальянское направление с включенным в программу обзорным посещением Сан-Марино и Ватикана, либо комбинирование итальянского и французского направлений с обзорной экскурсией в Монако. Хотя вполне логично предположить, что, учитывая описанные выше тенденции в области спроса со стороны российских туристов, им были бы интересны специализированные туры в карликовые европейские государства.
Прежде чем перейти к изложению результатов проведенного нами исследования потребительских предпочтений относительно подобного тура, немного остановимся на туристическом потенциале Сан-Марино, Ватикана и Монако.
Сан-Марино − не только одно из самых маленьких государств мира, но и самое старое государство Европы, со всех сторон окруженное территорией Италии, а также одна из самых посещаемых туристами европейских стран. Она привлекает многочисленных гостей не только своими историческими достопримечательностями, но и курортными зонами, а также торговыми возможностями. Страна расположена в горах, она сохранила свое средневековое очарование благодаря узким улочкам, крепостям и башням, не менее интересны и величественные здания более поздних эпох. Благодаря сохранности старины в 2008 г. ЮНЕСКО внесло гору Монте-Титано и историческую часть Сан-Марино в свой список Всемирного Наследия. Наряду с экскурсионно-познавательным туризмом активно развивается и шопинг-туризм: страна уже давно снискала себе славу одного из самых популярных мест у любителей пройтись на отдыхе по магазинам.
Ватикан – настоящее достояние мировой культуры. Здесь собрано огромное количество музеев и галерей, здесь же находится и самый большой музей под открытым небом. Именно тут хранятся древние христианские реликвии и созданные великими мастерами памятники искусства. В течение многих веков Ватикан был бесспорным центром западного мира. Его значимость как символа в прошлом и настоящем, постоянная международная роль, религиозная и дипломатическая мощь ставят этот крошечный город-государство в один ряд с многомиллионными странами. Храмы, дворцы, крепости и произведения садово-паркового искусства слились в Ватикане в непревзойденный архитектурный комплекс.
Княжество Монако − одна из самых густонаселенных стран мира с развитой экономикой, основанной на туризме и игорном бизнесе. Помимо знаменитых казино, она славится своими ресторанами, увеселительными заведениями, отельными комплексами и пляжами на Лазурном Берегу, а также проходящим на городской трассе Монте-Карло Гран-при «Формулы-1».
Все это как нельзя лучше соответствует наблюдаемым в последнее время на российском туристическом рынке тенденциям. Идет корректировка предложения по стандартным направлениям заграничного отдыха, вызванная тем, что анализ выездного потока показывает расширение туристских предпочтений наших соотечественников: наряду с традиционным интересом к странам с теплыми морями у них все более популярными становятся места, где пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой и шопингом.
В рамках дипломного проекта нами был разработан индивидуальный тур «Маленькие гиганты Европы», дающий туристам возможность за одну поездку посетить все вышеописанные карликовые европейские государства. Прежде чем приступить к его разработке мы провели маркетинговое исследование, целью которого стало выявление потенциальных клиентов, их характеристик, вкусов и предпочтений.
Выборка (а она была детерминированной, поскольку, учитывая специфику разрабатываемого турпродукта, нас интересовал наиболее платежеспособный сегмент) составила 100 человек. Это жители г. Пенза в возрасте от 18 до 24 лет − 8% респондентов, от 25 до 34 лет − 17% принявших участие в опросе, от 35 до 44 лет − 52% опрошенных и старше 45 лет − 23% респондентов. Бóльшая часть аудитории − состоявшиеся, ведущие активный образ жизни люди. Основная масса (93%) имеет ежемесячный уровень дохода, превышающий средний по региону: 55% − более 50 000 руб., 22% − от 26 000 до 50 000 руб., 16% − от 16 000 до 25 000 руб.; и лишь у 7% этот показатель колеблется в интервале 5 000 – 15 000 руб.
Как показал опрос, более половины респондентов (66%) путешествуют не чаще одного раза в год, поскольку лишь раз в год уходят в отпуск; почти треть (29%) могут позволить себе две поездки с целью отдыха, т.к. их отпуск разбивается на две части; оставшиеся 5% − счастливые обладатели возможности выезжать на отдых чаще двух раз в год, что связано с более свободным графиком жизни и лучшим финансовым положением. 42,2% опрошенных предпочитают путешествовать с семьей; чуть меньшая доля (35,6%) отправляется на отдых в компании друзей; еще 10% не прочь и в отпуске не расставаться с коллегами по работе; оставшиеся 12,2% выбрали вариант «другое».
Самое благоприятное время для совершения путешествия, по мнению 68% респондентов, это лето; еще 15% любят выезжать на отдых в период новогодних праздников; дальше по убывающей (10% и 6%) следуют весна и осень; и лишь небольшое количество принявших участие в опросе (1%) с равным удовольствием отправляется на отдых в любое время года. При этом большинство опрошенных (73%) пользуются услугами туристических компаний, остальные 27% организуют свои поездки самостоятельно.
Вполне ожидаемо наиболее предпочитаемыми (47%) оказались пляжные туры, однако второе место прочно удерживают (23%) экскурсионные, затем со значительным отрывом идут: шопинг- и комбинированные туры (по 8%), замыкают список спортивные и образовательные турпродукты (по 7%). В соответствии с этим распределились и предпочтения в области зарубежных туристических дестинаций: наиболее востребованы зоны курортного отдыха в Турции (39%) и Египте (32%), далее идут набирающие популярность Италия (12%) и Испания (8%) (причем итальянский показатель даже лучше, чем в целом по России; напомним, что в 2011 г. Италия оказалась на девятом месте в рейтинге популярности у россиян), на пятом месте оказалась Греция (5%), на шестом – Франция (3%), на остальные названные респондентами страны в совокупности пришелся всего 1%.
Почти для половины (45%) опрошенных решающими критериями выбора места отдыха и турпродукта являются рекомендации знакомых и друзей, более трети (35%) в основном ориентируются на цену продукта, 10% как важнейший фактор рассматривают уровень обслуживания, 6% в первую очередь учитывают программу тура, еще 4% подходят к этому вопросу довольно спонтанно.
Самым предпочитаемым (70,4%) видом транспорта для зарубежных поездок является авиационный как наиболее скоростной и комфортабельный, вторым (15,3%) и третьим (9,2%) по популярности оказались железнодорожный и автобусный варианты, выбираемые беспокоящимися за свою безопасность и боящимися высоты туристами. На все остальные возможные варианты пришлось около 5%.
С целью выяснения востребованности нового турпродукта респондентам задавался вопрос, определяющий степень интереса к разрабатываемому маршруту. 41% высказал не только безоговорочный интерес, но и желание отправиться в такое путешествие, 33% заявили, что им это неинтересно, а 26% с ответом затруднились.
Что касается продолжительности поездки, то подавляющее большинство (65%) проявивших к ней интерес респондентов высказались за вариант «8 дней/ 7ночей». Потратить же на нее (в расчете на одного человека) они готовы следующие суммы: от 25 000 до 50 000 руб. – 32%, от 51 000 до 100 000 руб. – 57%, свыше 100 000 руб. – 11%.
Таким образом, на пензенском туристическом рынке присутствуют потенциальные потребители, готовые приобрести данный продукт. А если есть спрос, значит должно быть и предложение, тем более что прогнозный расчет экономической эффективности разработанного нами тура показал прибыльность его реализации.
Литература:
1. Количество выездов из России за рубеж выросло на 18%. // Туристическое агентство «Фортуна» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: www.fortuna-chelny.ru/news.php?id=1505.
- 2. Россия в 2009 году отправила за рубеж на 2 миллиона меньше туристов// lenta.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/03/05/tourists/.
- 3. Статистика выезда из России и въезда в Россию, 1995-2011 гг. // Тravel.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://profi.travel.ru/stats/inout.html.
- 4. Выезд российских туристов за рубеж в 2011 году. // RATA news [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6032012_2.stm.
- 5. Статистика по Литве // Российский Союз Туристской Индустрии. Северо-Западное региональное отделение [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rstnw.ru/statistika-po-litve.html.
6. В Монако ждут состоятельных российских туристов. // inoСМИ.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.inosmi.ru/europe/20120112/182775445.html.
- 2. Россия в 2009 году отправила за рубеж на 2 миллиона меньше туристов// lenta.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/03/05/tourists/.