Исследование тенденций развития российского выездного туризма в целях разработки нового турпродукта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (41) июнь 2012 г.

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Ажакина, С. А. Исследование тенденций развития российского выездного туризма в целях разработки нового турпродукта / С. А. Ажакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 126-128. — URL: https://moluch.ru/archive/41/5034/ (дата обращения: 19.12.2024).

На протяжении 2000-х гг. наблюдался стабильный рост российского выездного туризма. Данные по некоторым направлениям поистине впечатляют. Так, в 2007 г. лидерами по росту числа поездок россиян стали: Израиль (+106%), Китай (+98%), Португалия (+82%), Венгрия (+71%), Греция (+51%) и Япония (+41%) [1]. Исключение составил лишь 2009 г., когда в связи с кризисом наблюдалась значительная понижательная тенденция: выездной турпоток сократился на 15,5%, т.е. почти на 2 млн. человек. Некоторые страны не досчитались значительного количества российских туристов: Китай (−51,5%), Литва (−43%), Хорватия (−36,8%). Но даже в этот кризисный год продолжался рост выездного потока по отдельным направлениям: Израиль (+36,5%), Доминиканская республика (+29%), США (+28,6%), Швейцария (+28,2%) и Черногория (+27,8%) [2].

В 2011 г., по данным Росстата, наши туристы совершили 14 495,9 тыс. поездок за границу, что на 15% больше, чем в 2010 г. Результат положительный, но темпы роста заметно снизились по сравнению с предыдущим годом, когда увеличение турпотока составило 32%. Подобная динамика рынка вполне ожидаема и связана с окончанием периода реализации отложенного после начавшегося осенью 2008 г. финансового кризиса спроса на загранпоездки с целью отдыха. О стабильности ситуации говорит и то, что показатель 2011 г. соответствует среднему за последние четыре − пять лет.

Лидерами по темпам роста в 2011 г. стали: Эстония (+118,3%), Норвегия (+100%), Швеция (+99,2%), Сербия (+75%), Таиланд (+68%), Доминиканская республика (+63%), Греция (+58,4%), Испания (+57%), Вьетнам (+51%) и Куба (+50,8%).

Из вошедших в число первых тридцати пяти по количеству принятых в 2011 г. российских туристов отрицательную динамику имеют лишь шесть стран: Марокко (−75%), Египет (−34%), Тунис (−19,3%) и Иордания (−15,7%), в которых весной прошлого года резко обострилась внутриполитическая обстановка; Япония (−49,8%), что вполне очевидно связано с разрушительными природными и техногенными катаклизмами прошлого года; Литва (−19%) [4], что, однако, опровергается информацией из других источников: так, по данным Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2011 г. Литву посетило 320 тыс. туристов из России, т.е. на 43% больше, чем в 2010 г. [5].

Одно из уверенно растущих на российском туристическом рынке направлений – итальянское. Картина последнего десятилетия выглядит следующим образом [3]:

Таблица 1

Выезд россиян в Италию с туристическими целями (тыс. поездок)

Годы

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Количество

поездок

149,7

119,0

156,1

205,6

245,8

334,1

398,1

336,1

451,5

571,6


В течение последних пяти лет страна стабильно входит в десятку наиболее популярных у отправляющихся на отдых наших соотечественников: 2007-2008 гг. – пятое место, 2009-2010 гг. – шестое место, 2011 г. – девятое место [3].

Растет интерес со стороны россиян не только к самой Италии, но и к находящимся в ее визовом пространстве карликовым государствам: Ватикану и Сан-Марино. Что касается первого из них, то статистики по въезду иностранных граждан на территорию Ватикана и ночевкам (что совершенно естественно при отсутствии там туристических средств размещения) практически не ведется, поэтому судить о его популярности у туристов позволяют разрозненные данные об экскурсионной посещаемости отдельных объектов на территории города-государства. А вот о Сан-Марино можно совершенно определенно сказать, что в 2011 г. российских туристов там принято существенно больше по сравнению с предыдущим годом − на 43%.

Привлекательным для все большего числа выезжающих на отдых в Европу наших соотечественников становится и еще один расположенный близко к Италии «карлик» – Монако. Как следует из данных Управления по туризму и конгрессам Монако, количество российских туристов, посещающих эту страну, стабильно увеличивается в среднем на 7-8% в год. В 2010 г. княжество посетили 15 тыс. россиян, т.е. на 8% больше чем в 2009 г. В том же 2010 г. они в общей сложности сняли гостиничные номера на 70 тыс. дней, что равняется 9% от общегодового показателя (для сравнения: в 2002 г. российская доля в нем составила всего 17 тыс.) [6].

Проведенный нами анализ предлагаемых россиянам отечественными туроператорами туристических программ показал, что на сегодняшний день на нашем рынке нет вариантов комбинирования в рамках одной поездки карликовых государств Сан-Марино, Ватикан и Монако. Предлагаются либо итальянское направление с включенным в программу обзорным посещением Сан-Марино и Ватикана, либо комбинирование итальянского и французского направлений с обзорной экскурсией в Монако. Хотя вполне логично предположить, что, учитывая описанные выше тенденции в области спроса со стороны российских туристов, им были бы интересны специализированные туры в карликовые европейские государства.

Прежде чем перейти к изложению результатов проведенного нами исследования потребительских предпочтений относительно подобного тура, немного остановимся на туристическом потенциале Сан-Марино, Ватикана и Монако.

Сан-Марино − не только одно из самых маленьких государств мира, но и самое старое государство Европы, со всех сторон окруженное территорией Италии, а также одна из самых посещаемых туристами европейских стран. Она привлекает многочисленных гостей не только своими историческими достопримечательностями, но и курортными зонами, а также торговыми возможностями. Страна расположена в горах, она сохранила свое средневековое очарование благодаря узким улочкам, крепостям и башням, не менее интересны и величественные здания более поздних эпох. Благодаря сохранности старины в 2008 г. ЮНЕСКО внесло гору Монте-Титано и историческую часть Сан-Марино в свой список Всемирного Наследия. Наряду с экскурсионно-познавательным туризмом активно развивается и шопинг-туризм: страна уже давно снискала себе славу одного из самых популярных мест у любителей пройтись на отдыхе по магазинам.

Ватикан – настоящее достояние мировой культуры. Здесь собрано огромное количество музеев и галерей, здесь же находится и самый большой музей под открытым небом. Именно тут хранятся древние христианские реликвии и созданные великими мастерами памятники искусства. В течение многих веков Ватикан был бесспорным центром западного мира. Его значимость как символа в прошлом и настоящем, постоянная международная роль, религиозная и дипломатическая мощь ставят этот крошечный город-государство в один ряд с многомиллионными странами. Храмы, дворцы, крепости и произведения садово-паркового искусства слились в Ватикане в непревзойденный архитектурный комплекс.

Княжество Монако − одна из самых густонаселенных стран мира с развитой экономикой, основанной на туризме и игорном бизнесе. Помимо знаменитых казино, она славится своими ресторанами, увеселительными заведениями, отельными комплексами и пляжами на Лазурном Берегу, а также проходящим на городской трассе Монте-Карло Гран-при «Формулы-1».

Все это как нельзя лучше соответствует наблюдаемым в последнее время на российском туристическом рынке тенденциям. Идет корректировка предложения по стандартным направлениям заграничного отдыха, вызванная тем, что анализ выездного потока показывает расширение туристских предпочтений наших соотечественников: наряду с традиционным интересом к странам с теплыми морями у них все более популярными становятся места, где пляжный отдых можно совместить с интересной культурно-познавательной программой и шопингом.

В рамках дипломного проекта нами был разработан индивидуальный тур «Маленькие гиганты Европы», дающий туристам возможность за одну поездку посетить все вышеописанные карликовые европейские государства. Прежде чем приступить к его разработке мы провели маркетинговое исследование, целью которого стало выявление потенциальных клиентов, их характеристик, вкусов и предпочтений.

Выборка (а она была детерминированной, поскольку, учитывая специфику разрабатываемого турпродукта, нас интересовал наиболее платежеспособный сегмент) составила 100 человек. Это жители г. Пенза в возрасте от 18 до 24 лет − 8% респондентов, от 25 до 34 лет − 17% принявших участие в опросе, от 35 до 44 лет − 52% опрошенных и старше 45 лет − 23% респондентов. Бóльшая часть аудитории − состоявшиеся, ведущие активный образ жизни люди. Основная масса (93%) имеет ежемесячный уровень дохода, превышающий средний по региону: 55% − более 50 000 руб., 22% − от 26 000 до 50 000 руб., 16% − от 16 000 до 25 000 руб.; и лишь у 7% этот показатель колеблется в интервале 5 000 – 15 000 руб.

Как показал опрос, более половины респондентов (66%) путешествуют не чаще одного раза в год, поскольку лишь раз в год уходят в отпуск; почти треть (29%) могут позволить себе две поездки с целью отдыха, т.к. их отпуск разбивается на две части; оставшиеся 5% − счастливые обладатели возможности выезжать на отдых чаще двух раз в год, что связано с более свободным графиком жизни и лучшим финансовым положением. 42,2% опрошенных предпочитают путешествовать с семьей; чуть меньшая доля (35,6%) отправляется на отдых в компании друзей; еще 10% не прочь и в отпуске не расставаться с коллегами по работе; оставшиеся 12,2% выбрали вариант «другое».

Самое благоприятное время для совершения путешествия, по мнению 68% респондентов, это лето; еще 15% любят выезжать на отдых в период новогодних праздников; дальше по убывающей (10% и 6%) следуют весна и осень; и лишь небольшое количество принявших участие в опросе (1%) с равным удовольствием отправляется на отдых в любое время года. При этом большинство опрошенных (73%) пользуются услугами туристических компаний, остальные 27% организуют свои поездки самостоятельно.

Вполне ожидаемо наиболее предпочитаемыми (47%) оказались пляжные туры, однако второе место прочно удерживают (23%) экскурсионные, затем со значительным отрывом идут: шопинг- и комбинированные туры (по 8%), замыкают список спортивные и образовательные турпродукты (по 7%). В соответствии с этим распределились и предпочтения в области зарубежных туристических дестинаций: наиболее востребованы зоны курортного отдыха в Турции (39%) и Египте (32%), далее идут набирающие популярность Италия (12%) и Испания (8%) (причем итальянский показатель даже лучше, чем в целом по России; напомним, что в 2011 г. Италия оказалась на девятом месте в рейтинге популярности у россиян), на пятом месте оказалась Греция (5%), на шестом – Франция (3%), на остальные названные респондентами страны в совокупности пришелся всего 1%.

Почти для половины (45%) опрошенных решающими критериями выбора места отдыха и турпродукта являются рекомендации знакомых и друзей, более трети (35%) в основном ориентируются на цену продукта, 10% как важнейший фактор рассматривают уровень обслуживания, 6% в первую очередь учитывают программу тура, еще 4% подходят к этому вопросу довольно спонтанно.

Самым предпочитаемым (70,4%) видом транспорта для зарубежных поездок является авиационный как наиболее скоростной и комфортабельный, вторым (15,3%) и третьим (9,2%) по популярности оказались железнодорожный и автобусный варианты, выбираемые беспокоящимися за свою безопасность и боящимися высоты туристами. На все остальные возможные варианты пришлось около 5%.

С целью выяснения востребованности нового турпродукта респондентам задавался вопрос, определяющий степень интереса к разрабатываемому маршруту. 41% высказал не только безоговорочный интерес, но и желание отправиться в такое путешествие, 33% заявили, что им это неинтересно, а 26% с ответом затруднились.

Что касается продолжительности поездки, то подавляющее большинство (65%) проявивших к ней интерес респондентов высказались за вариант «8 дней/ 7ночей». Потратить же на нее (в расчете на одного человека) они готовы следующие суммы: от 25 000 до 50 000 руб. – 32%, от 51 000 до 100 000 руб. – 57%, свыше 100 000 руб. – 11%.

Таким образом, на пензенском туристическом рынке присутствуют потенциальные потребители, готовые приобрести данный продукт. А если есть спрос, значит должно быть и предложение, тем более что прогнозный расчет экономической эффективности разработанного нами тура показал прибыльность его реализации.


Литература:

1. Количество выездов из России за рубеж выросло на 18%. // Туристическое агентство «Фортуна» [Электронный ресурс]. − Режим доступа: www.fortuna-chelny.ru/news.php?id=1505.

2. Россия в 2009 году отправила за рубеж на 2 миллиона меньше туристов// lenta.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/03/05/tourists/.
3. Статистика выезда из России и въезда в Россию, 1995-2011 гг. // Тravel.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://profi.travel.ru/stats/inout.html.
4. Выезд российских туристов за рубеж в 2011 году. // RATA news [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.ratanews.ru/news/news_6032012_2.stm.
5. Статистика по Литве // Российский Союз Туристской Индустрии. Северо-Западное региональное отделение [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.rstnw.ru/statistika-po-litve.html.

6. В Монако ждут состоятельных российских туристов. // inoСМИ.ru [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.inosmi.ru/europe/20120112/182775445.html.

Основные термины (генерируются автоматически): Ватикан, италия, Греция, литва, место, поездка, сан-марино, турист, выездной поток, Доминиканская республика.


Похожие статьи

Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области

Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья)

Концептуальные основы реализации стратегий развития въездных туристических потоков в России на современном этапе

Приоритетные направления модернизации функционирования локального рынка автосервисных предприятий

Проблемы развития индустрии отдыха в России

Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского региона

Направления формирования туристической составляющей бренда региона для Тульской области

Принципы создания конкурентоспособных объектов туристического бизнеса

Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств

Особенности развития инновационно-образовательных программ высшей школы в республике Татарстан: теоретический аспект

Похожие статьи

Основы разработки концепции развития выездного образовательного туризма в Тульской области

Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья)

Концептуальные основы реализации стратегий развития въездных туристических потоков в России на современном этапе

Приоритетные направления модернизации функционирования локального рынка автосервисных предприятий

Проблемы развития индустрии отдыха в России

Стимулирование развития туристской индустрии Архангельского региона

Направления формирования туристической составляющей бренда региона для Тульской области

Принципы создания конкурентоспособных объектов туристического бизнеса

Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств

Особенности развития инновационно-образовательных программ высшей школы в республике Татарстан: теоретический аспект

Задать вопрос