Современный мир заставляет обращать особое внимание на социальную адаптацию детей школьного возраста. К сожалению, внутренний мир ребенка из благополучной семьи сегодня подвержен сильному влиянию интернет ресурсов. Следует помнить, что все мы, в том числе и дети, уже давно являемся заложниками телевидения, которое приковывает все внимание, стирает грань между нашей реальной жизнью и жизнью вымышленных телевизионных персонажей, чем подрывает наши социальные связи.
В свою очередь дети из малоимущих, неполных семей, дети-сироты, воспитанники детских домов, домов-интернатов также подвержены пагубному влиянию телевидения и интернета. Но сильнее, наверняка, на их воспитание влияет, отсутствие возможности полноценно общаться со сверстниками, узнавать что-то о жизни, которая находится за пределами их маленького мира, в частности детского учреждения.
Вышесказанное приводит к мысли о необходимости искать все новые варианты выхода из сложившейся ситуации. Это важно для любого подрастающего человека, вне зависимости от того, в каких условиях проходит его детство. Полноценный человек должен уметь общаться с другими людьми. Должен привыкать к изменяющейся обстановке в общественной жизни.
Современный мир достаточно требователен к человеку, к выполнению им социальных функций. К сожалению, не все люди способны легко справляться с этим, легко находить «общий язык» с окружающим миром. Основная проблема большинства таких людей как раз в том, что в процессе их социальной адаптации произошли какие-либо «сбои» или он не был завершен.
Понимая под адаптацией процесс приспособления, раскроем понятие социальной адаптации. Это процесс приспособления человека к изменяющейся среде с помощью различных социальных средств (таких как привычки, способность дружить, умение терпеть и др.) [2].
Социальную адаптацию можно структурировать по объему и сущности. Первый уровень занимает общество в широком смысле. Здесь происходит адаптация личности к социально-экономическим, политическим, культурным и другим особенностям развития конкретного общества. На втором уровне расположилась непосредственно социальная группа, в которой происходит адаптация индивида. Здесь преодолевается непонимание, возникающее в связи индивидуальностью каждого её члена. Особенным уровнем является уровень индивида. Его желание жить в согласии с самим собой, с собственными представлениями о том каким он хочет быть и представлениями о нем его ближайшего окружения [4].
Исследователи характеризуют социализацию как длительный и перманентный процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему стать личностью. Из чего следует, что социальная адаптация является видом социализации [3].
С появлением у человека все новых социальных ролей, он получает больше возможностей влиять на окружающую реальность. Этот подход характерен непосредственно для социальной адаптации. Если считать человека центральной фигурой, то показателям, по которому следует констатировать социальную адаптированность, будет степень удовлетворения личных потребностей человека. Ведь доказано, что степень реализации потребностей разного уровня влияет на поведение человека [1].
Социальная адаптация представляет собой социальный процесс взаимодействия личности и социальной среды, в ходе которого осуществляется реализация актуальных потребностей личности [3].
Невозможность реализации требований общества определенным человеком может говорить о понижении уровня его социальной адаптированности. Выбор пути адаптации, в общем и целом зависит от самой личности, её природных склонностей.
Социальная адаптация стала показателем вовлеченности личности в общественную жизнедеятельность; показателем формирования члена общества.
Процесс адаптации включает в себя большой объем усвоения социальных ценностей. Все элементы культуры участвуют в непосредственном формировании личности через механизм адаптации, которая является доминирующей в социальном развитии.
Наиболее понятной формой деятельности для ребенка является игра. С грудного возраста малыши играют погремушками, складывают кубики, играют в прятки и многие другие игры. Чаще всего все эти игры классифицируются как развивающие. Все они направлены на совершенствование каких-либо навыков ребенка. Конструкторы и пластилин развивают моторику. Эксперименты с водой и мыльными пузырями – фантазию и любознательность, закладывают интерес к исследовательской и даже научной деятельности. Игра в слова развивает лексический запас, тренирует память и мышление. Подвижные игры типа «Ручеек», «Прятки», «Казаки-Разбойники» делают прогулку на свежем воздухе занимательнее и дают возможность выплеснуть накопившуюся энергию.
Современное поколение молодежи, особенно молодые жители крупных городов, проводят времени на улице значительно меньше, чем их ровесники десять-двадцать лет назад. Во-первых, потому что гулять негде: нет вблизи домов и образовательных учреждений парковых зон. Во-вторых, потому что гулять не с кем: родители много работают и устают, одноклассники живут далеко, старшие братья и сестры – редкость. В свою очередь, те дети, которым не повезло воспитываться в семье, часто лишены возможности самостоятельного выбора досуга, в частности прогулок.
Однако активная молодежь Санкт-Петербурга нашла способ гулять по родному городу с пользой и интересом. Некоторое время назад в петербургском студенческом сообществе появилась новая форма досуговой деятельности – городская игра. Позднее в ней появилось ответвление, направленное на развитие детей школьного возраста.
Взрослые знают что, в первую очередь, молодой человек должен понимать, в каком мире он живет. С чем столкнется, когда вырастет и выйдет из-под опеки старших. Однако не все прилагают для этого усилия. В любом молодом человеке нужно формировать позитивный настрой на жизнедеятельность.
Городская игра является достаточно интенсивным и современным способом адаптации к жизни города. Такая игра не является экстремальным видом спорта, её не следует путать с взрослыми «квестами» по городским развалинам и многими другими подобными взрослыми формами развлечений. Городская игра – игра-прогулка. Она дает возможность ребенку узнать множество интересных вещей о жизни и своем городе в игровой форме. По сути, практически любая игра является одной из ступенек социальной адаптации ребенка.
Городские игры включают в себя элементы городского ориентирования, активного краеведения. Это командные игры, где есть победители, но нет побежденных. Участники играют на интерес к окружающему миру. То есть игры направлены, в первую очередь, на сближение с городом, в котором участник игры родился и живет.
Игра для детей имеет ряд особенностей: существует четкое определение границ территории, на которой проходит игра; для обеспечения безопасности и оказания необходимой помощи детей сопровождают взрослые. Для достижения наибольшей эффективности в детской городской игре может определяться тематика. Этот формат отличается достаточной концентрацией внимания на каком-либо вопросе для его подробного изучения. Задания в игре строятся так, чтобы их мог выполнить подросток без участия взрослого, чтобы ему было интересно это делать.
Форма экскурсии, привычная для средней и старшей школы организация учебного и внеучебного процесса, уступает игре по многим показателям. Экскурсия вовсе не дает возможности подростку самому учиться работать в команде, самостоятельно принимать решения. Не вся многочисленная экскурсионная группа слушает экскурсовода, а тем более запоминает.
Суть игры заключается в том, что команда должна прийти к какому-либо объекту в городе, и выполнить игровое задание. Для правильного и полноценного выполнения задания подросток должен прочитать описание объекта и проявить находчивость, внимание и смекалку, чтобы узнать ответ. Это провоцирует проявлять интерес и прилагать усилия к получению информации, а знания, добытые собственным трудом, лучше воспринимаются и запоминаются. Это необходимое условие протекания процесса социальной адаптации на первом уровне – уровне усвоения норм и ценностей общества.
Во время такой игры подростки кооперируются своей небольшой командой, учатся распределять обязанности, проявлять лидерские качества. Этот аспект проведения городской игры удовлетворяет особенности социальной адаптации второго, группового уровня – сосуществования в коллективе.
Следует отметить также, что городские игры, как таковые, включают в себя непроизвольное обучение таким универсальным умением, как ориентирование на местности, навык пользования картой, способность анализировать ситуацию в городе, выбор оптимального маршрута.
Игра дарит радость, которая необходима каждому ребенку для полноценного развития. Это свидетельство благополучного протекания процесса социальной адаптации на третьем, внутри личностном уровне.
Следовательно, стоит говорить об актуальности активного краеведения в процессах социальной адаптации. По сути, игра – вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Соответственно городская игра – деятельность, вовлекающая подростка в жизнь в большом городе.
Существует практика участия в городских играх воспитанников «Социальных гостиниц для несовершеннолетних», благотворительной общественной организация «Перспективы» города Санкт-Петербурга, детей-инвалидов и некоторых других групп ребят. Участие в подобных играх повышает их качество жизни, то есть повышает социальную адаптацию.
Поскольку игра – самый близкий для любого ребенка и подростка вид деятельности, следует максимально использовать её возможности в процессе социальной адаптации.
Литература:
Казанская В.Г. Подросток. Социальная адаптация. / В. Г. Казанская – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. / Б.Г Мещеряков, В.П. Зинченко – М.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 633 с.
Понятие и классификация социальной адаптации // Дети с ЗУР [сайт: социальный портал]. URL: http://www.deti-s-zur.ru/book/export/html/498.html (дата обращения: 05.04.2012).
Социальная адаптация // Социальная работа [сайт]. URL: http://soc-work.ru/article/281 (дата обращения: 05.04.2012).