В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отмечено преимущество самообследования. Выделены составляющие для создания процессуально-логической модели внутренней экспертизы. Указаны аспекты, по которым, наилучшим образом будет проходить подготовка педагога-эксперта. А также отмечено, что опыт использования процессуально-логической модели создаст предпосылки для совершенствования организационно-педагогических условий внутренней экспертизы в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: внутренняя экспертиза, самообследование, организационно-педагогические условия, процессуально-логическая модель, организация дополнительного образования.
The article substantiates the relevance of organizational and pedagogical conditions for improving internal expertise. The process of internal expertise, its structure and content, as well as the demand in the system of additional education are considered. The advantage of «self-examination» is noted. The components for creating a procedural and logical model of internal expertise are highlighted. The aspects on which the teacher-expert will be trained in the best way are indicated. It is also noted that the experience of using the procedural-logical model will create prerequisites for improving the organizational and pedagogical conditions of internal expertise in the system of additional education.
Keywords: internal expertise, self-examination, organizational and pedagogical conditions, procedural and logical model, organization of additional education.
Новый этап общественного развития повлёк за собой изменения в сфере образования, которые зафиксировал в себе федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Так появилась возможность своевременно реагировать на спрос различных слоев общества на образовательные услуги, что в свою очередь потребовало от образовательных организаций обновления целей и содержания образования, совершенствование его технологий обучения, а так же воспитания и развития личности обучающихся. На контроль государства взят вопрос о соблюдении прав граждан на получение полноценного образования, а так же поддержка различных подходов и образовательных проектов для создания механизма управления качеством предоставления образования образовательными организациями. Поэтому наиболее продуктивным решением данного вопроса становится экспертиза. Гуманизация, гуманитаризация, информатизация и другие сложные образовательные процесса, происходящие в современных организациях дополнительного образования, не могут протекать без сопровождающего систематического анализа этой деятельности и её результатов, оценки и самооценки коллективного труда педагогов, обучающихся и руководителей организации дополнительного образования.
Анализ теории и результатов практической деятельности позволил сделать вывод о том, что ни один управляемый процесс не может обходиться без экспертизы, тем более — процесс инновационной деятельности [5, 8]. Актуальность проблемы экспертизы в образовании доказывают многие теоретические исследования, в которых экспертная деятельность рассматривается в различных аспектах. На основе мнений разных авторов о функциях экспертизы в образовательной сфере, можно сделать вывод о том, что её можно назвать механизмом управления развития образования (О. С. Анисимов, Д. В. Галкин, Е. Г. Матвиевская, Г. Н. Мотова и др.).
В трудах С. Л. Братченко, Л. С. Выготского, Б. Д. Эльконина отмечается, что экспертиза строится на субъект — субъектном взаимодействии экспертов и участников образовательного процесса. Поэтому экспертиза оказывает поддержку и помогает исследовать и переосмысливать свой практический опыт, строить свою деятельность в соответствии с реальностью.
В работах В. В. Андреевой, А. В. Гаврилина, Г. А. Мкртычяна обращается внимание на требования к высокой квалификации специалистов, занимающихся экспертной деятельностью, именно поэтому очень важно разработать механизм подготовки самих экспертов (А. И. Адамский, С. Г. Баронене и др.).
Основными объектами внутренней экспертизы в системе дополнительного образования выступают участники образовательного процесса, сам образовательный процесс и деятельность организации дополнительного образования по достижению целей и задач, результатов своей работы. Специфика объекта внутренней экспертизы в дальнейшем определяет выбор различных методов исследования, ими могут быть как качественный анализ, так и количественные измерения.
Исследования действительности дополнительного образования, а так же внутренних процессов его развития, по нашему мнению, требует соответствующего методологического, методического, технологического запаса и высококвалифицированного кадрового обеспечения, владеющего методологией и методикой в области экспертной деятельности. В современных условиях выросло число проблемных ситуаций, разрешение которых требует экспертного оценивания непосредственно в организациях дополнительного образования, руководители и педагоги на сегодняшний день не владеют не только методологией экспертизы, но техникой её проведения.
Таким образом, мы видим, что с одной стороны, в практике дополнительного образования востребована экспертиза, направленная на развитие и поддержку образовательной организации, с другой — отсутствие системного подхода к её осуществлению, то есть необходимость экспертизы бесспорна, и вместе с тем, осуществление внутренней экспертизы в организации дополнительного образования, создание организационно-педагогических условий её модернизации в системе дополнительного образования ещё не выступало в качестве самостоятельного исследования.
Таким образом, анализ состояния проблемы в педагогической теории и практики позволили выделить следующие противоречия между:
- Необходимостью осмысления внутренней экспертизы в организации дополнительного образования как средства его развития с целью повышения качества образовательных услуг и отсутствием опыта в её организации и использование;
- Современными социально — экономическими условиями, диктующими необходимость совершенствования внутренней экспертизы и способностью экспертов быстро адаптироваться к изменяющимся условиям действительности;
- Острой потребностью современного дополнительного образования в усовершенствованных моделях внутренней экспертизы и недостаточной научно — методической обеспеченностью изучаемого вопроса, и отсутствием эффективных моделей внутренней экспертизы дополнительного образования;
- Востребованностью внутренней экспертизы, направленной на развитие и поддержку организаций дополнительного образования и отсутствием системного подхода к её осуществлению.
Целесообразность проведения внутренней экспертизы в организации дополнительного образования объективно обусловлена существенными факторами, а именно, повышением качества образовательных услуг, развитие организации путем использования полученной в ходе конкретной экспертизы объективной информации.
Анализ опыта проведения внутренней экспертизы позволил сделать вывод о том, что при соблюдении принципов внутренней экспертизы в организации дополнительного образования значительно повышается её качество, а значит, достигаются поставленные цели.
Исходя из практики, сложившей в современных условиях, проведение экспертизы в организации дополнительного образования, наряду традиционными функциями, можно отметить ещё и реализацию нормативной, исследовательской и развивающей функций.
Необходимо отметить, что экспертиза, организованная внешне, осуществляется беспорядочно и бессистемно, экспертами, которые не знают конкретную организацию дополнительного образования изнутри, будет не эффективна для решения проблем данной образовательной организации.
Изучив и проанализировав такие понятия как «самоанализ» и «самообследование» (В. В. Андреева, А. В. Гаврилин, В. И. Зверев и др.) как идентичные экспертизе, проводимой непосредственно самой организацией дополнительного образования, мы пришли к выводу о том, что чаще всего данные понятие используются как тождественные и могут означать «рефлексию своей деятельности», на основе тех показателей, по которым анализируют работы образовательных организацией члены аттестационных комиссий.
Преимущество такого вида экспертизы заключается в постановке запросов самих участников организации дополнительного образования, потребностью в саморазвитии.
При описании внутренней экспертизы в качестве методологии в своей работе мы использовали системный подход и моделирование, которых достаточно для получения вывода о самом образовательном процессе, для объективного получения результатов которого требуется гуманитарное исследование.
В дальнейшем это послужит нам для создания процессуально — логической модели внутренней экспертизы. Основу модели составляют цели, задачи, принципы, функции и этапы проведения внутренней экспертизы.
Процессуально-логическая модель внутренней экспертизы, учитывающая особенности этапа становления экспертизы в образовании, а так же опыт её использования в системе дополнительного образования создали предпосылки для разработки организационно — педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования.
По нашему мнению профессиональная подготовка педагога-эксперта в системе дополнительного образования должна осуществляться в следующих аспектах:
- Опираясь на потребности и ресурсы данных специалистов, на их взгляд об образовании в современном мире, о себе как о саморазвивающемся профессионале способствовать развитию экспертного знания, на основе которого может быть осуществлена многообразная экспертная деятельность;
- Для осуществления целостной подготовки педагога-эксперта в системе дополнительного образования необходимо разработать, а затем внедрить программу профессиональной подготовки для реализации внутренней экспертизы;
- Обеспеченность методическими пособиями и рекомендациями всей деятельности педагога-эксперта должна быть связана с исследовательским характером внутренней экспертизы, а также целостностью взглядов на природу экспертизы в системе дополнительного образования.
Итак, на основании выше изложенного можно сделать следующий вывод. Результатом теоретического исследования явилась конкретизация понятия «внутренняя экспертиза» и его обоснование в соответствии с системой дополнительного образования, создание модели внутренней экспертизы в пространстве дополнительного образования, разработка организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы, ведущим условиям которых является профессиональная подготовка педагога-эксперта.
Литература:
1. Захир, Ю. Внешняя экспертиза деятельности школы как средство управления качеством образования/ Ю.Захир, С.Полянская, О.Дубинина// Педдиагностика. -2008. -№ 3. -С.127–130.
2. Иванов, Д. А. Экспертиза образовательного процесса ОУ [Текст] / Д. А. Иванов // Справочник руководителя ОУ. — 2010. — № 1. — с.13–22.
3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Качество образования: система внутренних и внешних оценок // Народное образование. 2007. № 4. С. 147–156.
4. Новикова, Т. Г. Типология экспертизы в образовании. Какие существуют экспертизы в образовании/ Т. Г. Новикова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –2009. -No5. –С.37–42.
5. Регион: управление образованием по результатам: Теория и практика / П. И. Третьяков, Т. В. Сидорина, Н. А. Воронова [и др.]; Под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая шк., 2001. — 875 с.