В данной статье, которая носит обзорный характер, автор обращается к вопросу определения понятия миграция. Приводятся существующие подходы к решению обозначенной проблемы. Автор констатирует, что несмотря на имеющиеся дефиниции миграции, легального определения в российском законодательстве нет, в связи с чем делается вывод о целесообразности и актуальности исследования в данном направлении.
Ключевые слова: миграция, передвижение, миграционная политика.
In this article, which is of an overview nature, the author addresses the issue of defining the concept of migration. The existing approaches to solving the indicated problem are given. The author states that despite the existing definitions of migration, there is no legal definition in Russian legislation, in connection with which the conclusion is made about the expediency and relevance of research in this direction.
Keywords: migration, movement, migration policy.
Одним из основных направлений деятельности любого государства — это организация и поддержание порядка в стране. В связи с этим важным представляется регламентация процессов, так или иначе связанных с пространственным перемещением населения, с выбором эффективных юридических средств защиты прав лиц, имеющих статус мигрантов, и обеспечением безопасности, в первую очередь, национальной, в том числе и миграционной.
В переводе с латинского «миграция» означает «пространственное перемещение, переход, передвижение, переселение» [1]. В современной юридической литературе можно встретить разнообразие подходов к определению понятия миграция: «1) переселение, перемещение населения; 2) перемещение людей, связанное, как правило, со сменой места жительства; 3) переезд людей из одной страны в другую с намерением обосноваться; 4) массовое перемещение, переезд населения из одного места жительства в другое в силу экономических причин, национальных притеснений, природных бедствий и катастроф; перемещение групп людей из одного места в другое (в места отдыха, из отдалённых районов и т. п.)» [2, с. 17.] [3]. При этом следует отметить, что проблемам миграции уделялось внимание в различные периоды развития юридической мысли. Анализ существующих подходов позволяет говорить, как минимум, о трех концепциях, в рамках которых дается определение понятия миграция.
Так, в рамках первого подхода под миграцией понимаются «различные, причем смешивающиеся, виды движения населения, такие, например, как миграционное и социальное. В данном случае к миграции относят различные формы социального движения» [2, с. 19.]. Другими словами, в данном понимании миграция отождествляется с разнообразными видами движения, как правило, происходит смешение территориального и социального движения.
В основе второго подхода понятие миграции раскрывается «через территориальное перемещение населения». Такая трактовка поддерживается большинством ученых. Как справедливо отмечается в юридической литературе, «миграцию населения можно рассматривать в широком смысле слова как совокупность всяких перемещений людей в пространстве и в более узком, специальном значении слова как совокупность переселений людей, связанных со сменой ими места жительства на относительно продолжительный срок» [2, с. 19.].
И, наконец, в рамках третьего подхода в определении понятия миграция не различаются такие категории как перемещение и мобильность. Миграция в данном случае представляет собой «всё многообразие пространственного движения населения, независимо от характера и целей, которое ведёт к его территориальному перераспределению» [2, с. 19.].
При этом следует отметить, что в современный период глобализации, вопросы, связанные с миграцией, с соответствующей политикой, все чаще являются предметом разноотраслевых научных изысканий, где они детализируются и структурируются. При этом в зависимости от целей таких исследований вкладывается различное содержание в понятие миграции. Заметим, что сегодня имеются разнообразные подходы к решению обозначенных вопросов, определены основные дефиниции и термины в социологии, демографии, экономике, политологии. Однако «юридическое определение термина «миграция» отсутствует как в международном, так и в российском законодательстве» [4], что можно считать косвенным признаком неупорядоченности миграционной деятельности в Российской Федерации, учитывая заявленные приоритеты политики в сфере правового регулирования миграции [5]. Кроме того, определение термина «миграция» отсутствует и в Уставе ООН, и во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. И это несмотря на то, что во Всеобщей декларации прав человека как одно из основных прав человека закреплено «право на свободное передвижение и смену места жительства» (ст. 13). Таким образом, можно говорить о том, что при существовании определений категорий мигрантов как в национальном, так и в международном праве отсутствует общая концепция миграции [6].
Вместе с тем, определение понятия миграция имеет важное значение для обоснования и сущности миграционных процессов. Миграция, будучи неотъемлемым атрибутом современной жизни общества, характеризуется огромным потенциалом для его эффективного развития. Как справедливо отмечает У. Хунбо, заместитель Генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам, «если миграция регламентируется справедливыми правилами, то она может внести очень важный вклад в социально-экономическое развитие как стран происхождения, так и стран назначения... Миграция расширяет возможности людей и является крайне важным средством облегчения доступа к ресурсам и снижения уровня нищеты» [7]. Отчасти она способна нивелировать негативные последствия демографических кризисов. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года за последние два десятилетия миграционный прирост населения России в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения [8]. В свете изложенного, данное направление для научного исследования представляется целесообразным и актуальным.
Литература:
- Правовое регулирование социально-трудовых отношений с иностранными гражданами: междисциплинарный подход: монография / И. В. Войтковская, А. В. Гребенщиков, Е. Н. Доброхотова и др.; под общ. ред. Е. Б. Хохлова, Е. В. Сыченко. М.: Юстицинформ, 2019.
- Хуринов Г. А. Миграционно-правовая политика и принципы миграционного права в Россию: дис.канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.
- Похлебаева А. Понятое миграции и ее классификация // Журнал международного права и международных отношений. 2005. № 3. С. 12–14.
- Иксанов И. С. Понятие и сущность миграции // Российская юстиция. 2020. № 10. С. 6–9.
- Запрутин Д. Г. Дискуссионные вопросы истории развития миграционного законодательства в России // Общество: политика, экономика, право. 2018.
- Сандугей А. Н. О принципиальных основах стратегического планирования в сфере миграции // Миграционное право. 2017. № 1. С. 8–14.
- Пресс-релиз ООН. URL: www.un.org/ru/ga/68/meetings/.../internationalmigrantsworldwide_totals2013.pdf (дата обращения: 06.10.2021).
- Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»