Виртуальные команды как новый вид организационного дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 11.04.2022

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Сыдорук, И. Ю. Виртуальные команды как новый вид организационного дизайна / И. Ю. Сыдорук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90216/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор раскрывает теоретические основы понятия сущности виртуальных команд как новых видов организаций, адаптированных к функционированию в информационном обществе.

Ключевые слова: команда, виртуальная команда.

Цифровая среда становиться не только удобным средством повседневного общения, но и бизнес-средой для современных компаний.

Возникновение виртуальной системы для развития бизнес-отношений предполагает формирования и виртуальных команд, члены которых дистанцированы друг от друга, но которые демонстрируют эффективную продуктивность и гибкость в современном быстро меняющемся мире. Ускорение информационного общества стало возможно благодаря развитию технологий, компьютеризации рабочих мест, формированию трансграничных компаний. Этому способствовало также современная эпидемиологическая ситуация, которая помогла трансформировать процессы как в социальной сфере (образовании, медицине и др.), так и в производственной (разработка инновационных продуктов, программных продуктов, конструирование и т. п.).

Все перечисленные факторы легли в основу тенденции социально-экономического развития, «которая стала рассматриваться компаниями как часть их стратегии, а обществом — как некий заданный вектор развития» [3, с. 54]. Данные условия трансформировали и процессы командообразования, которые выразились в объединении рабочих групп на основе реализации проектной деятельности без привязки к конкретной территории. Так, появились новые формы командообразования в информационно-пространственном поле — виртуальные команды.

Опыт компаний, которые развиваются стабильно на соответствующем рынке и имеют хорошие финансовые показатели своей деятельности, уделяют значительное внимание не только человеческому потенциалу организации, но и командообразованию как механизму объединения работников.

Команда как теоретическое понятие, которое является смыслообразующим для интерпретации понятия «виртуальная команда» требует специального научного представления.

Так, в науке менеджменте, теории управления, управлении человеческими ресурсами данная категория весьма актуальна. Представим определения следующих авторов:

  1. Г. Паркер: «команда — это группа людей, которые имеют высокий уровень взаимозависимости, ярко выраженное стремление к достижению цели или окончательной задачи, т. е. члены команды должны не только принимать цель, но и понимать, что достижение этой цели возможно только при совместной работе» [4, с. 43];
  2. И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум: «командой называют небольшое количество человек (чаще всего 5 –7, реже до 15 –20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе [7, с. 64]. Кроме того, они указывают, что члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли»;
  3. М. Армстронг: «команда — это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [1, с. 21].

Таким образом, при анализе источников можно сделать вывод о том, что важными особенностями команд является их психологическая совместимость и незначительное количество участников. Количественный фактор с вязан с тем, что команда должна быть легко и быстро управляемой, а расширение ее членства влечет изменение и усложнение процессов менеджмента. Оптимальное число членов команды 5–7 человек (см. определение И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум [7, с. 64]).

Командная деятельность важна в силу наличия у них синергетического эффекта, поскольку групповая деятельность позволяет за счет объединение усилий участников команды произвести необходимый продукт. Таким образом, команда есть формальное объединение небольшой группы людей, обладающих необходимыми навыками для совместного достижения поставленных целей.

Виртуальная команда как новый тип команды представляет собой также объединения людей для достижение определенных целей. Например, А. М. Карякин и В. В. Пыжиков определяют виртуальную команду как «группу людей, которые ведут совместную деятельность для достижения одной (уникальной) цели с учетом ограничений и в рамках определенного жизненного цикла, участники команды проекта распределены географически и способ связи между ними — средства виртуальной коммуникации (электронная почта, skype, чаты и др.)» [2, с. 39].

В результате можно отметить, что виртуальная команда представлена сотрудниками, которые географически расположены не на одной территории.

Коммуникация между сотрудниками поддерживается с помощью информационных технологий. Единение сотрудников происходит на основе единой общей цели (это может проектная цель, т. е. временная, или постоянная цель — например, поддержание программного обеспечения компании).

Таким образом, под понятием виртуальная команда следует обобщенно понимать следующее: группу сотрудников компании, разобщенных территориально, но объединенных единой поставленной перед ними цели и поддерживающих деловое общение с помощью информационных технологий.

Данное определение помогает выделить следующие критерии виртуальных команд (см. рис. 1).

Критерии виртуальной команды (составлено автором)

Рис. 1. Критерии виртуальной команды (составлено автором)

Таким образом, появление новых форм организации команд в виде виртуальных команд вызвана всеобщей информатизаций, стремлением к поиску и найму высокопрофессиональных сотрудников и обеспечением им удобных режимов работы, а со стороны работников — желанием работать без привязки к конкретной территориальное единице и государству. Это приводит к стиранию границ в вопросах трудоустройства и ведения профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Армстронг М., Бэрон А. Performance management. Управление эффективностью работы. — М.: HIPPO, 2020.
  2. Карякин А. М., Пыжиков В. В. Командная работа: основа теории и практики. — Иваново: ИГЭУ, 2018.
  3. Пауэл А. Виртуальные команды разработки URL: https://www.osp.ru/os/2019/10/13044386 (дата обращения: 10.03.2022)
  4. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды. — Изд. СПб: Питер 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная команда, команда, группа людей, информационное общество, совместная деятельность, член команды.


Похожие статьи

Преимущества и недостатки виртуальных команд как объектов управления

В статье автор раскрывает преимущества и недостатки новой формы командообразования — виртуальной, указывая на возможности применения данной организации для формирования и реализации проектов.

Изменение места проектного офиса в структуре управления современными компаниями

В статье автор пытается проследить тенденцию изменения роли и значимости проектного офиса в организационной структуре и системе управления современных компаний, а также подхода к его созданию и решаемым задачам.

Смешанная реальность и будущее бизнес-коммуникаций

В статье автор пытается определить роли смешанной реальности в будущем бизнес-коммуникаций. В ходе исследования рассматриваются технологические аспекты, применение смешанной реальности в бизнес-среде, преимущества и вызовы данного подхода, а также пе...

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Концептуальная модель масштабируемого сервиса социальной сети

В статье анализируются возможности влияния архитектуры сервиса социальной сети на способности сервиса к масштабированию и адаптации в контексте постоянно меняющихся условий и бизнес-процессов. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью со...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях

В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения...

Похожие статьи

Преимущества и недостатки виртуальных команд как объектов управления

В статье автор раскрывает преимущества и недостатки новой формы командообразования — виртуальной, указывая на возможности применения данной организации для формирования и реализации проектов.

Изменение места проектного офиса в структуре управления современными компаниями

В статье автор пытается проследить тенденцию изменения роли и значимости проектного офиса в организационной структуре и системе управления современных компаний, а также подхода к его созданию и решаемым задачам.

Смешанная реальность и будущее бизнес-коммуникаций

В статье автор пытается определить роли смешанной реальности в будущем бизнес-коммуникаций. В ходе исследования рассматриваются технологические аспекты, применение смешанной реальности в бизнес-среде, преимущества и вызовы данного подхода, а также пе...

Особенности организации проектного офиса в компании

В статье рассматривается понятие проектного офиса и некоторые практические аспекты его создания и функционирования в организации. Автор анализирует основные функции проектного офиса как элемента корпоративной системы управления проектами, существующи...

Общая модель проектирования образовательного портала

В данной статье рассматривается один из подходов проектирования общей модели образовательного портала вуза в условиях развития информационного общества.

К вопросу о категории «цифровая логистика»

Трансформация экономических отношений и цифровизация бизнеса оказывают влияние и на логистику как сферу деятельности, интегрирующую протекание потоковых процессов между субъектами экономических отношений. В связи с этим становится актуальным рассмотр...

Концептуальная модель масштабируемого сервиса социальной сети

В статье анализируются возможности влияния архитектуры сервиса социальной сети на способности сервиса к масштабированию и адаптации в контексте постоянно меняющихся условий и бизнес-процессов. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью со...

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Цифровая трансформация компаний как фактор ускоренного развития

В современных условиях трансформации экономики и общества цифровые технологии становятся фактором ускоренного развития. В этой связи исследование возможностей внедрения цифровых продуктов в целостность бизнес-процессов современной компании является а...

Значение цифровой трансформации в современных бизнес-моделях

В настоящей статье рассмотрены новые вызовы для дальнейшего существования компании (фирмы) в эпоху цифровой трансформации для адаптации и выживания в конкурентной среде. Цифровая трансформация бизнес-модели является одним из важных факторов повышения...

Задать вопрос