В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на развитие ребенка и психотерапевтический эффект.
Ключевые слова: арт-терапия, функции арт-терапии, виды арт-терапии, ОВЗ.
С каждым годом в нашей стране неизменно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567 825, а в 2020 уже 687 718 человек.
Это обуславливает актуальность вопроса психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Психологическое взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющее своей целью облегчение, минимизацию или устранение симптоматики того или иного расстройства или заболевания, требует внимательного, тактичного и деликатного подхода. Эти требования обеспечивает арт-терапевтическое направление психотерапии.
Арт-терапия в непосредственном переводе с английского языка означает лечение творчеством, искусством. Главной целью данного метода является восстановление гармонии и баланса психического состояния, помощь в преодолении и решении внутрипсихических конфликтов, а также содействие в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и развитие их коммуникативных навыков. Техники арт-терапии активно применяются в случаях нарушения закономерного эмоционально-личностного развития в онтогенезе, то есть при задержке умственного развития, нарушениях зрения, слуха и речи, двигательных функций, аутизме [4].
Арт-терапевтическое направление, позволяет реализовать следующие задачи [2]:
– Активизация таких высших психических функций как память, мышление, внимание;
– Развитие эмоциональной и познавательной сферы;
– Формирование и закрепление новых установок и мотивов;
– Нейтрализация, снижение или облегчение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений, симптоматики психосоматических расстройств;
– Реализация творческого потенциала;
– Конструктивное выражение собственных чувств и эмоций (как негативных, так и позитивных) социально одобряемым и приемлемым способом;
– Содействие в формировании положительной самооценки, самопринятия, гармонизации отношенией с самим собой;
– Развитие социальной активности, стремления к проявлению инициативы, самостоятельному принятию решений;
– Способствование развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации.
Главной особенностью арт-терапии, играющей роль при работе с детьми с ОВЗ, является ее психокоррекционный характер. Так как дети очень часто затрудняются в вербализации собственных чувств и эмоций, особенно дети с речевыми нарушениями, творчество помогает им более непосредственно и прямо выразить свои переживания. Применению техник арт-терапии с детьми способствует их склонность к игровой деятельности и фантазированию, что позволяет создать непринужденную, творческую, игровую обстановку на занятии.
В арт-терапевтическом направлении психологической коррекции существует множество разнообразных и разноплановых методов и техник. Решение применения той или иной техники должно основываться на индивидуальных психологических особенностях ребенка и на тех целях психокоррекции, которых мы хотим достигнуть.
Как правило, специалисты подразделяют приемы арт-терапии с учетом количества людей, принимающих участие, на индивидуальные и групповые. В зависимости от роли в процессе терапии: вспомогательные и лечебные.
К вспомогательным относят разнообразную творческую и художественную деятельность:
– музыкотерапия — терапия с ипользованием звуков, мелодий и музыки;
– изотерапия, включающая в себя всевозможные техники рисования и являющаяся довольно доступным методом для психологов-педагогов;
– работа с песком или глиной;
– маскотерапия, требующая от специалиста навыка скульптурирования;
– психодрама, часто использующаяся в групповой работе;
– библиотерапия (данный метод может быть затруднителен для использования в работе с детьми с ОВЗ, поскольку у таких детей зачастую нарушены зрительное и слуховое восприятие);
– фототерапия и другие.
Лечебными техниками арт-терапии считают:
– игротерапия (один из самых распространенных методов для работы с детьми);
– цветотерапия (психологическое воздействие с помощью различных цветов, их яркости, оттенков, с целью нормализации эмоционального состояния);
– сказкотерапия (наряду с игротерапией позволяет ребенку раскрыться, наладить контакт с психологом и с его помощью сфокусироваться на определенной проблеме и найти пути ее решения).
Также, существует разделение на активные и пассивные методы. Активные методы заключаются в самостоятельном создании какого-либо творческого продукта, возможно, с использованием сторонних, уже существующих объектов творчества. Эти методы оказывают положительное влияние, развивают творческие способности, креативность, фантазию, воображение, творческую активность, чувство прекрасного, эстетику, мелкую моторику и речь. К активным методам арт-терапии можно отнести рисование (пальчиками, ладошками, красками, пастелью, песком, сухими листьями, любыми подручными материалами), лепка, танцы, пение, создание коллажей и т. д. Пассивные техники подразумевают восприятие, анализирование и интерпретацию различных произведений искусства: картин, музыкальных или литературных произведений, скульптур, фотографий, произведений кинематографа и мультипликации, театральных постановок и т. д.
В настоящий момент создано большое количество разнообразных арт-терапевтических техник и методов, позволяющих обеспечить наиболее полное развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, среди которых особенно следует выделить следующие: кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой; изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия [1].
Для применения арт-терапии понадобятся различные творческие материалы, в зависимости от конкретной техники, но самыми часто используемыми материалами, без которых сложно будет обойтись, являются различные краски (гуашь, акварель, мелки и т. д.), кисточки, материал, на котором можно рисовать (бумага, картон, сухие листья, ткань и др.). Для создания более творческой атмосферы и развития интереса детей можно использовать обычные бытовые вещи — пластиковые трубочки, губки, нитки, бусы, ватные палочки и т. д. Вызвать интерес ребенка к творчеству можно, продемонстрировав применение необычных материалов, например, на еще не высохшую акварель насыпать сухую крупу (рис или гречку), а затем смахнуть — на акварели останется причудливый узор. Или, например, на свежее пятно краски капнуть несколько капель лимонного сока — останется интересный орнамент, и предложить ребенку пофантазировать, на что это похоже.
Необычные материалы можно применить не только в рисовании красками, но и в техниках рисования песком или солью, лепке из пластилина. Большое разнообразие материалов и простор для фантазии можно отметить при использовании техники куклотерапии.
Из многообразия методов арт-терапии выделяется сказкотерапия. Она отличаются от других техник тем, что при ее применении не так сильно задействуется мелкая моторика ребенка, здесь большую роль играет его образное мышление и фантазия, речевые навыки. В данном направлении возможна наглядная реализация персонажей, сюжета сказки, путем рисования, лепки, с помощью аппликаций, создания кукол и разыгрывания театрализованного представления. Данная методика позволяет с помощью чтения, придумывания собственного сюжета и его театрализации, выявить актуальные модели поведения ребенка, его переживания, и справиться с ними, сформировать более эффективные и зрелые стратегии поведения, скорректировать страхи и фобии и т. Д. [3].
Литература:
- Арт-терапия для детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. — Изд. 2-е, стер. — Москва: Когито-Центр, 2017.
- Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества / М. В. Ермолаева. — М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 302 с.
- Методы и техники арт-терапии [Текст] / [Юнина-Пакулова Н. Ю.]. — Коломна: Серебро слов, 2016.
- Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии: учебно-методическое пособие / Ушакова В. Р., Сухонина Н. С.; Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет». — Симферополь: ИП Хотеева Л. В., 2019.