Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 19.04.2022

Статья просмотрена: 344 раза

Библиографическое описание:

Вячина, Д. А. Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников / Д. А. Вячина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90233/ (дата обращения: 16.10.2024).



Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваемая тема является актуальной. В рамках статьи изучены ключевые особенности и характерные черты праздника, оказывающие воздействие на разные личностные аспекты дошкольников. Обоснована значимость проведения праздников для художественно-эстетического развития дошкольников. В заключении описана эффективность воздействия праздников на художественно-эстетическое воспитание.

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, праздник, дошкольный возраст, личность, развитие, искусство.

The article is devoted to the role of holidays in the artistic and aesthetic development of preschool children. Due to the inherent influence of the artistic and aesthetic component on the comprehensive development of the individual, beginning in preschool age, the topic under consideration is relevant. The article examines the key features and characteristics of the holiday that affect different personal aspects of preschoolers. The significance of the holidays for the artistic and aesthetic development of preschool children is justified. In conclusion, the effectiveness of the impact of holidays on artistic and aesthetic education is described.

Keywords: artistic and aesthetic education, holiday, preschool age, personality, development, art.

В современном обществе происходят глобальные изменения во всех сферах жизни общества, которые в первую очередь связаны с развитием технологий и ускорением темпа жизни. В новых реалиях становится необходимым всестороннее развитие детей, одним из важных направлений которого является художественно-эстетическое развитие, представляющееся как важнейшее средство формирования развитой, духовно богатой личности. В этом аспекте важно рассматривать детей дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, которая будет определять не только свою стратегию жизни, но и всего человечества. Именно поэтому особую актуальность приобретает тема художественно-эстетического развития дошкольников. Одним из популярных средств, способствующих такому развитию, является организация праздников.

Прежде всего, необходимо отметить, что праздник имеет несколько понятий. Во-первых, он представляет из себя отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий важное значение (нередко, сакральное) и связанный с культурной, государственной, религиозной и другими традициями. Но зачастую в качестве праздника людьми подразумевается массовое развлекательное мероприятие. Именно в таком смысловом значении будет использоваться понятие «праздник» в данной статье.

Собственно, проведение праздников способствует реализации главной цели художественно-эстетического воспитания — развитию способностей воспринимать, оценивать и утверждать прекрасное в жизни и искусстве с позиций общечеловеческого духовного наследия. Праздничные мероприятия являются яркими и радостными событиями в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подчеркивала: «Надо помочь ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать» [3, с. 26].

Уже на этапе подготовки к проведению праздника происходит художественно-эстетическое развитие дошкольников. Благодаря подготовке дети делятся друг с другом переживаниями и впечатлениями, видят красоту в небольшом хаосе и спешке, проявляют свои творческие способности в решении небольших проблем по организации праздника. Эстетику подготовки дополняют различные эмоциональные ощущения: чувство единения и сопричастности к чему-то значительному, чувство поддержки и опоры, чувство взаимопомощи, морально-нравственные чувства.

Помимо этого, при подготовке к празднику дошкольники получают много полезной информации, которая так или иначе влияет на их художественно-эстетическое развитие. В результате проведения соответствующих подготовительных мероприятий к празднику, в частности изучения песен, стихов, сценариев и других составляющих, дети узнают много нового о своей стране, малой родине, отдельном учреждении, природе, людях и др. При этом такая деятельность способствует развитию памяти, речи, воображения, интеллекта и творческого начала в дошкольниках.

Следует отметить, что праздник обладает несколькими важными структурными компонентами, положительно воздействующими на художественно-эстетическое развитие дошкольников и представленных в качестве следующих составляющих:

— приятное чувство ожидания праздника;

— своеобразная предпраздничная и праздничная атмосфера;

— красота оформления помещения;

— яркие и красочные костюмы, декорации;

— частое использование во всем насыщенных цветов (не только в нарядах);

— иногда парадность в одежде;

— интересные и захватывающие выступления, конкурсы и развлечения, в которых дошкольники принимают непосредственное участие;

— тематически подобранный и структурно выверенный сценарий;

— хорошо подобранный репертуар;

— сочетание множества действий во время праздника с определенным музыкальным сопровождением;

— высокая двигательная и умственная активность детей;

— особый эмоциональный настрой детей и взрослых;

— внесение чего-то нового в обычную жизнь;

— возможность подводить итоги, отмечая тем самым личные и коллективные достижения;

— объединение людей для реализации общих целей и др. [2, с. 115].

Между тем, праздничные мероприятия практически всегда связаны с высокими чувствами, такими как любовь, радость, восторг и другими. Праздник связан с радостью общения, радостью творчества и сотворчества, радостью раскрепощения и взаимообогащения. Но при этом, участие дошкольников в праздничных развлечениях, к примеру, конкурсах, играх, позволяет сформировать у них навыки самоконтроля, самодисциплины и культуры поведения, что возможно благодаря соблюдению правил в этих конкурсах и играх.

Одним из значимых факторов, способствующих успешному художественно-эстетическому развитию дошкольников, является причастность к искусству. Как известно, именно праздничные мероприятия объединяют в себе разнообразные виды искусства, в том числе такие его категории, как: литература, музыка, живопись, театр, танцы. Благодаря чтению стихов и прозы, изучению сказок, сольному и хоровому пению, различным современным и народным танцам, игре на разных музыкальных инструментах, театральным постановкам и многим другим средствам художественного развития дошкольники погружаются в мир искусства, нравственно и духовно обогащаются, развивают в себе индивидуальные творческие навыки, самовыражаются и самоактуализируются. При этом различные виды искусства позволяют дошкольникам научиться способностям контроля наряду с умением творчески выражать себя.

Необходимо выделить, что в разнообразных видах творческой деятельности, которые позволяют реализовать праздник, происходит проявление наклонностей и предпочтений у дошкольников, развивается эстетический вкус. Праздник приучает детей дошкольного возраста в формальной обстановке проявлять свои индивидуальные качества. Несмотря на официальность праздничного мероприятия, оно все же дает свободу, что позволяет дошкольникам взращивать в себе способность, позволяющую видеть гармонию во всем [1, с. 70].

Кроме творческой деятельности во время праздников дошкольники развиваются в еще одной не менее важной деятельности — в общении. Праздник способствует активизации речи дошкольников, развитию коммуникативных навыков, формированию основ вербальной и невербальной форм общения. Именно благодаря празднику дети могут не только изучать новые слова, но и новые возможности для их выражения.

Праздники оказывают непосредственное влияние на раскрытие каждой личности, так как являются носителем как национальной, так и мировой культуры. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не просто сторонним наблюдателем, а непосредственным участником творческого процесса.

Для художественно-эстетического развития дошкольников важность представляют государственные праздники и праздники регионального значения. Такие праздники приобщают дошкольников к жизни всех граждан страны, малой родины, воспитывают ценностное отношение к ближнему окружению, семье, своему этносу, а также развивают патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину и способствуют активному духовно-нравственному воспитанию гражданина своей страны. В частности, проведение в дошкольном учреждении военно-спортивных праздников с участием военнослужащих, приглашение ветеранов на праздничные концерты, приуроченные ко Дню Победы и другие праздничные мероприятия, связанные с историей, способствуют формированию у дошкольников уважения к истории своей страны, героическому прошлому родного населенного пункта, защитникам Отечества, героям-землякам.

Эффективность влияния праздника на художественно-эстетическое развитие дошкольников может быть повышена при детальной разработке идеи праздника и следовании ей. Ведь каждое праздничное мероприятие в своей основе несет определенную идею, которую важно донести до каждого ребенка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Такая идея должна быть запечатлена во всем празднике, в его структуре и деталях. Максимальное раскрытие идеи возможно благодаря многочисленным средствам, которыми обладает праздничное мероприятие: выступлениям, конкурсам, украшениям и т. д. При этом учитывается целый рад факторов: уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы и другие факторы [4, с. 145].

Также роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников будет иметь наиболее существенное значение, если внимание будет уделяться вопросам времени их проведения. Важно помнить, что у детей младшего и среднего дошкольного возраста утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших дошкольников. Дошкольники возрастом от 2 до 4 лет способны воспринять гораздо меньшее количество сложной информации в виде стихов, песен и т. д. Поэтому для детей младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется проводить праздники с длительностью менее получаса, а для детей старшего дошкольного возраста — менее часа.

Не стоит забывать и о праздниках в семье. Семейные праздники содержат богатый потенциал для развития дошкольника. Ребенку необходимо счастливое детство, без него любой человек не сможет научиться полноценно любить, а психологически-эмоциональное развитие может быть нарушено. Эмоции, в особенности, положительные, важны для дошкольников, а поэтому от того, каким эмоциональным состоянием будут окрашены праздничные дни ребенка, будет во многом зависеть его личная жизнь, его будущая семья, его деятельность. Все праздники, а детские в особенности, требуют не столько времени и денег, сколько душевной теплоты и любви, в особенности, от самых близких людей, от семьи [5, с. 77].

Таким образом, праздники играют важную роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Особенности праздника, специфика его положительных для художественно-эстетического развития аспектов, а также преимущества перед другими мероприятиями способствуют тому, что праздники используются не только в качестве формального мероприятия, но и как эффективный инструмент для творческого, эстетического, морального, нравственного, интеллектуального, психологически-эмоционального и духовного развития дошкольников.

Литература:

  1. Аллаева З. М. Эстетическое воспитание дошкольников с помощью песен и танцев // Наука, техника и образование, 2021. — № 4. — С. 69–72
  2. Антонова А. Р. Формирование праздничной культуры дошкольников // Проблемы современной науки и образования, 2016. — № 8. — С. 110–118
  3. Грохольская О. Г. Научно-педагогическое наследие Н. К. Крупской // История и педагогика естествознания, 2019. — № 1. — С. 23–29
  4. Муратова А. А. Особенности организации культурных практик в дошкольном образовании // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. — № 3. — С. 141–149
  5. Опарина Н. А., Левина И. Д., Кайтанджян М. Г. Воспитательное значение семейных праздников // Проблемы современного образования, 2018. — № 11. — С. 76–79
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, художественно-эстетическое развитие дошкольников, праздник, ребенок, дошкольник, праздничное мероприятие, художественно-эстетическое воспитание, малая родина, творческая деятельность, художественно-эстетическое развитие.


Похожие статьи

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к и...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Медиакультурное воспитание и его роль в современном образовании

Статья посвящена проблеме медиакультурного воспитания в современном образовательном процессе. Автор рассматривает роль медиа в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций обучающихся, а также влияние на личностное развитие и общественное взаим...

Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе

В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся ...

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявл...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Похожие статьи

Здоровьетворческая компетентность подростков и социально-педагогические условия ее формирования

В статье обоснованы социально-педагогические условия формирования здоровьетворческой компетентности подростков в деятельности общеобразовательного учебного заведения, раскрыты социально-педагогические механизмы и некоторые интерактивные технологии их...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Формирование представлений о правилах пожарной безопасности у детей 4–5 лет в процессе проектной деятельности

Статья посвящена изучению актуальной проблемы дошкольной педагогики на современном этапе — использованию проектной деятельности в формировании представлений у детей 4–5 лет о правилах пожарной безопасности. Анализ и обобщение подходов и концепций к и...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Использование опыта народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

В данной статье ставится цель теоретического обоснования и опытной проверки педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование средств народной педагогики в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. В статье...

Медиакультурное воспитание и его роль в современном образовании

Статья посвящена проблеме медиакультурного воспитания в современном образовательном процессе. Автор рассматривает роль медиа в формировании мировоззрения и ценностных ориентаций обучающихся, а также влияние на личностное развитие и общественное взаим...

Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе

В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся ...

Аспекты и тенденции формирования правовой культуры в образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье показана актуальность воспитания правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющейся фактором их дальнейшей социализации. Раскрыто содержание понятия «правовая культура», определены его составляющие, выявл...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Задать вопрос